Жизнь в Германии

Междугородние автобусы в Германии

Междугородние автобусы в Германии
Транспорт в Германии
Степан Бабкин2012-11-19~4 минуты167075

Для тех, кто собирался попутешествовать по Германии, до сих пор было доступно только три вида транспорта: самолёт, автомобиль или поезд. За редкими исключениями, междугородних автобусных перевозок в Германии не существовало.

Виной тому был введённый в 1934-ом году закон на запрет конкуренции между железнодорожными сообщениями и автобусными маршрутами. Согласно этому закону, немецким автобусным перевозчикам запрещалось устанавливать рейсовые междугородние сообщения там, где уже проходила железная дорога. А так как железнодорожная сеть со временем постоянно расширялась, то вскоре других видов междугороднего транспорта в Германии не осталось. Так Deutsche Bahn стал монополистом.

В итоге ситуация с автобусными перевозками пассажиров в Германии была доведена до полного абсурда. Это касалось международных автобусных рейсов, запрета на которые не было. Перевозчики часто использовали один рейс, чтобы довести пассажиров, к примеру, из Мадрида в Кёльн и в Гамбург. В итоге в Кёльне часть людей выходила, и... автобус шёл дальше полупустым. Ведь брать новых "внутренних" пассажиров в Германии автобусам запрещалось.

И вот, спустя 78 лет, не самый рыночный закон в Германии отменён. С 1-ого января 2013-ого года вступает в действие новая редакция закона о пассажирском транспорте, в которой больше нет запрета на автобусные междугородние перевозки. Раньше автобусы могли ходить только по тем маршрутам, где другой транспорт был либо гораздо медленнее, либо сильно дороже. Де-факто это означало: там где есть железная дорога, нельзя создавать автобусные маршруты.

Немецкое правительство надеется, что благодаря автобусам повысится мобильность бюргеров, а кроме того, это должно положительно сказаться на стоимости пассажирских перевозок. Министр путей сообщения Германии Петер Рамзауер в комментариях по теме также отметил, что по задумке с введением междугородних автобусных перевозок будет снижаться уровень загрязнения окружающей среды. Ведь если раньше для перевозки 50 человек требовалось примерно 25 автомобилей (в среднем водитель и пассажир в одной машине), то теперь для этого понадобится всего один автобус. Таким образом, в среднем на одну персону количество вредных выбросов в атмосферу будет ниже.

Обсуждение отмены железнодорожной монополии в бундестаге и бундесрате заняло несколько лет. Виной тому не столько медлительность немецких политиков, сколько расторопность Deutsche Bahn в вопросах обжалования проектов этого закона. Узнав о планах введения междугородних автобусных линий, немецкая железная дорога немедленно подала в суд. Сути претензий к закону с их стороны я так и не уловил. Мол, альтернативные перевозки будут предлагать такие же услуги, которые предлагает железная дорога, при этом никаких улучшений сервиса не произойдёт. Понятно, что шансов выиграть такое дело было немного.

Однако, для того, чтобы защитить от внезапного падения спроса на билеты региональных железнодорожных перевозчиков, на автобусные междугородние сообщения всё-таки наложили два ограничения. Во-первых, один рейс должен занимать по времени минимум один час. Во-вторых, длина пути автобусного маршрута должна составлять минимум 50 километров. Но в остальном путь на свободный рынок для нового транспорта открыт.

Многие немецкие автобусные перевозчики, которые раньше могли выполнять только рейсы по заказу, уже выставили на своих сайтах предложения для будущих пассажиров. Например, билет на ночной автобус от Гамбурга до Франкфурта на eurolines.de стоит 54€. А если отказаться от возможности сдать или перенести билет, то и вовсе 25€. Такой же ночной рейс по железной дороге займёт примерно столько же времени, но будет стоить минимум 96€ по нормальной цене или 44€ без возможности обмена. Как видите, цены на автобус гораздо ниже. И это при том, что до сих пор на рынок не вышли другие фирмы.

Противники отмены запрета говорили, что рейсовые автобусы принесут дополнительную нагрузку на автобаны. Но сторонники прогнозируют, что благодаря новому транспорту многие смогут выбирать между поездками на личном автомобиле и на автобусе. И если цена на железнодорожный билет часто являлась аргументом в пользу поездки на своей машине, то теперь низкая стоимость автобусных перевозок приведёт к уменьшению количества легковых автомобилей на немецких автобанах.

Конечно, новый вид транспорта будет прежде всего интересен жителям Германии с невысокими доходами и студентам. Те, кому в поезде важна скорость или комфорт скорее всего так и продолжат выбирать между Deutsche Bahn и своей машиной. Но может быть с развитием рынка, которое по прогнозам должно занять примерно 5 лет, в автобусах тоже появятся бизнес-класс и спальные места. Кроме того, очень многим, думаю, понравились бы бесплатный интернет на всё время поездки и недорогие еда и напитки. Вот тогда конкуренция во всех нишах рынка пассажирских перевозок в Германии могла бы стать действительно высокой.

  КОММЕНТАРИИ (5)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Marina

Поезда в Германии бывают не только дорогими, но и, если пересадки, то очень непунктуальными, а также маршруты порою длиннее, чем автобусом.

Кстати, многие автобусы полупустые, и имеют бесплатный беспроводной интернет. По своему опыту скажу, ездить бывает намного комфортнее, чем в поездах 1го класса. Да и билет можно купить дешевый незадолго до поездки, а в DB если за пару дней, то цена даже с Bahncard "кусается". И еще понимаешь, как же переплачивал иногда до сих пор с DB.

08.10.2013 23:08
Екатерина

Да, с появлением автобусов разница в ценах на перемещение приятно ощутима. Свежие впечатления: на поезде IC от Франкфурта до Хайдельберга билет на одного взрослого стоит 21 евро, на ICE – 28 евро. А на автобусе всего 5 или 6 евро в зависимости от времени отправления. Нашла такие билеты на сайте meinfernbus.de. Может, он еще кому пригодится )). А на сайте eurolines.de еще, видимо, не все направления открыты, поэтому вышеуказанного я не нашла, зато радует то, что там есть билеты не только на внутренние перемещения, но и между разными европейскими странами.

02.02.2013 01:44
lastpook

отличная новость!

22.11.2012 13:04
anonymous

конечно отличная, вот когда в очердной раз в пробке на автобане встанете - вспоните об этой "отличной" новости.
поезда в германии вполне по карману любому а решение проблем совсем не в увеличении потока на автобанах и бундесстразах.
в германии все мобилъны, алътернатива естъ была и будет свой авто или поезд/самолёт. рейсовое путешествие автобусами считаю совсем ненужным и ошибкой. конкуренцию можно и нужно на шинах делатъ что в частности уже и естъ

25.11.2012 21:28
rryk

Ну наконец-то... не думал что такое произойдет на моем веку. Поезда в Германии просто нереально дорогие.

20.11.2012 09:55