Новые статьи о жизни в Германии
Всем привет! Уже около года, как я оказался на этом сайте. За это...
В Германии существует множество разнообразных страховок. Среди...

Переезд в Германии

Переезд в Германии

Расскажу про то, как бюргеры осуществляют переезд в другое жильё. В Германии я переезжал уже дважды за 7 лет. Для жителей Германии это абсолютно нормально. Изменились условия работы или семейные обстоятельства заставляют - раз! - и переехал. О поиске квартиры я уже статью писал год назад, так что эту начну сразу со следующего этапа: с процесса съезда.

По моему глубокому убеждению, точнее всего суть переезда отражает народная мудрость: "Один переезд хуже двух пожаров". В Германию я приехал чистым погорельцем: мой багаж весил, как сейчас помню, 11 килограмм. К первому переезду я нажил добра на два заезда грузовичка, однако, ещё примерно столько же пришлось выбросить или продать, потому что мебель от переезда только портится. От пожара ущерб был бы вполне сопоставим. В третий переезд квартира была побольше, пришлось докупать много мебели. В общем, дело это затратное и хлопотное.

Итак, когда новая квартира найдена и контракт подписан, начинается процесс съезда. В Германии требуется уведомить об этом хозяев прежнего жилья, написав Kundigung в свободной форме (например, "настоящим уведомляю, что закрываю контракт на аренду жилья к такой-то дате, число, подпись"), и дождаться их письменного подтверждения, что они в курсе вашего переезда. Если до этого момента арендатор прожил в помещении менее пяти лет, то съехать он может минимум через три месяца. Если больше - то предупреждать нужно за полгода. За этот срок хозяин жилья сможет найти новых постояльцев и не потеряет своей прибыли. Сократить этот срок можно только одним способом - найти нового жильца, удовлетворяющего хозяев и согласного въехать в помещение раньше. Иначе, хотите съезжайте, хотите нет, но платить придётся до окончания положенного срока.

Такая ситуация существует, потому что обычно контракт на новую квартиру заключается без указания даты окончания контракта. В России же часто договор аренды имеет конкретный срок действия, что в итоге позволяет хозяевам жилья поднимать арендную плату, шантажируя квартиросъёмщиков отказом от продления контракта. В Германии такой ситуации нет и быть не может. Более того, если арендодатель вдруг решит поднять цену на квартиру, ему придётся привести очень весомые аргументы, которые, как правило, будут оспорены адвокатом жильцов. Количество подобных судебных дел в Германии огромно. Среди немцев принято иметь адвокатскую страховку, что позволяет выяснять отношения в суде особо не напрягаясь.

Прежде чем перейти к процессу переезда, расскажу об ещё одном интересном аспекте съезда со старой квартиры. Речь идёт о перерасчёте Nebenkosten - добавочной стоимости аренды жилья, в которую входят оплата за расход воды, отопления и тому подобное. Этот перерасчёт случается только в конце года. Хозяин жилья получает счета от различных фирм, которые обслуживают дом. Затем он считает, сколько всего ушло у него на оплату этих услуг и сколько ему уплатили жильцы. Если жильцы заплатили больше, то он возвращает им разницу. Если меньше - выставляет дополнительный счёт.

А как быть, если переезд случился в середине лета? Эту проблему принято решать двумя способами. По закону, арендодатель имеет право сохранять залог за жильё до конца года, а после перерасчёта возвращать его за вычетом необходимой доплаты. Но этот вариант, как правило, не устраивает жильца, ведь сумма кауциона (две месячных платы за жильё) обычно не сопоставима с суммой доплаты за Nebenkosten (обычно в пределах сотни евро). Тогда можно договориться о втором варианте: жилец забирает кауцион, но оставляет под расписку 100-200 евро на перерасчёт до конца года. Стоит учитывать, что во втором случае вернуть деньги, скорее всего, не получится.

Начинать процесс переезда надо заблаговременно. Главный вопрос - это кухня и мебель. Многие квартиры в Германии сдаются без кухни, а без мебели - практически все. Лучше всего за пару месяцев до въезда договориться с владельцем жилья или с проживающими там жильцами, прийти в назначенное время и полностью замерить все помещения. Это позволит заранее определиться, какую мебель забрать с собой, а какую - подарить, продать или выбросить. Оставлять свою мебель на старой квартире без согласия новых жильцов нельзя ни в коем случае.

Если на новой квартире нет кухни, то её следует купить самостоятельно. Это довольно накладно и трудоёмко. Я заказывал себе кухню в Ikea, воспользовавшись online-конструктором кухни, затем сам собирал шкафчики, вешал ящички и так далее. Тут надо писать отдельную статью на эту тему, настолько она обширная. Главное же, что хочу сказать здесь - определитесь с покупкой кухни минимум за пару месяцев до въезда на новое жильё, потому что очень часто кухни просто не будет на складе в магазине и надо будет ждать своего заказа довольно долго. А жить на новой квартире пару месяцев без плиты, раковины и посудомойки - мало удовольствия.

Дату переезда следует назначать также заранее, примерно за месяц. Договариваться лучше напрямую со старыми жильцами, но ставить в известность хозяина жилья также необходимо. Лучше всего, если дата въезда в новое жильё будет назначена раньше, чем дата съезда со старого. Я дважды делал зазор в пару недель, что позволяло без особого стресса разобрать и перевезти мебель, собрать кухню и сделать ремонт на старой квартире.

По новому закону теперь делать ремонт на старой квартире необязательно. А раньше каждый жилец обязан был оставлять жильё в том же состоянии, что и при въезде в него. Но с этим было связано масса проблем, а главное, судебных исков. То хозяину не понравятся результаты ремонта, то жилец не желает что-то доделывать. А в последнее время пошла мода на разноцветные стены. В Германии стены принято обклеивать бумажными обоями и красить сверху краской, обычно белой. Жильцы по новому веянию часто раскрашивали их в разные цвета: спальню в синий, зал в зелёный и тому подобное. При съезде они вынуждены были перекрасить всё обратно в белый, как было. А потом новые жильцы при въезде опять выкрашивали их по своему усмотрению, ну и так далее. В итоге в прошлом году был принят закон, по которому новый жилец сам решает, какой цвет стен ему нужен и сам всё себе красит. На старой же квартире теперь надо лишь заделать дырки от полок и картин в стенах, если таковые имеются.

Переезд в Германии обычно производится двумя способами. Бюджетный вариант: к назначенному времени упаковать все коробки и мебель, арендовать небольшой грузовичок, созвать на помощь всех друзей и за несколько ходок перевезти всё на новое жильё, чтобы потом в течение пары месяцев по вечерам распаковывать ящики и собирать шкафчики. Аренда грузовичка средней вместимости на всю субботу с разрешением проехать 200 км обычно стоит 120-150 евро. Друзьям можно раздать по бутылке вина или позвать всех на ужин. Надо помнить о том, что друзья - не профессиональные перевозчики. Кто-то может уронить коробку с посудой, другой поставит диван в лужу или поцарапает шкафом дверной косяк. А уж быстро найти потом в какой комнате кто поставил коробку с нужной вещью просто нереально. В общем, получается дёшево, но надо очень много беспокоиться о разных мелочах.

Второй вариант дороже, но зато без стресса. Заключается договор с фирмой, которая в назначенное время присылает людей, те сами разбирают мебель, упаковывают её в специальную обёртку, предохраняющую от царапин, на своей машине перевозят всё на новую квартиру и расставляют коробки и мебель по заранее согласованному плану. Всё, что нужно сделать заказчику - это составить тот самый план, запаковать вещи в коробки и надписать, куда какую поставить. Стоит такой сервис минимум 500 евро и зависит от объёма вещей, которые надо перевезти. Им обычно пользуются пожилые или одинокие люди, которым самим таскать диваны не под силу. Также второй вариант необходим, если вы рассчитываете списать стоимость переезда с налоговой базы. Тогда при заполнении декларации надо приложить квитанции от фирмы-перевозчика. Только надо иметь ввиду, что списать переезд с налогов можно лишь по определённым мотивам, например, смена места работы на удалении более часа езды от дома или переезд на квартиру супруга после женитьбы. Поискать фирму-перевозчика можно на специальном сайте, например на ImmobilienScout24.de. У них там есть возможность указать адреса переезда, свой email и получить предложения от различных фирм.

Кстати, о коробках. Очень нужная вещь при переезде, о них надо побеспокоиться заранее. Очень удобные коробки продаются в строительных магазинах, складные, со специальными вырезами для переноски, крепкие и вместительные. Стоят примерно 2,5-3 евро за штуку, что, конечно, накладно. Я же купил себе несколько коробок в обычном супермаркете Lidl, их туда завозят раз в году, кажется, зимой. Стоят они в три раза дешевле, хотя по качеству точно такие же, как из любого Baumarkt. Даже если переезд пока не планируется, лучше купить штук пять таких коробок на будущее, обязательно пригодятся, к тому же, в них удобно хранить в кладовке всякую всячину.

Когда переезд свершился, надо не забыть массу вещей. Например, разослать свой новый адрес во все страховые фирмы, работодателю, домашнему врачу, банку и так далее. По новому адресу надо зарегистрироваться в ратуше, чтобы все официальные учреждения, вроде Finanzamt, знали куда направлять письма. Упомнить всех, кому надо знать свой новый адрес нереально, всегда отыщется какой-нибудь давний знакомый, который будет слать поздравительные открытки по старому адресу. На этот случай существует специальный сервис на почте, который позволяет в течение года или полугода перенаправлять все отправленные вам на старый адрес послания. На год при заказе по ссылке эта услуга стоит 25€, а на полгода - 15€. Работник почты заклеивает старый адрес новым и почта доставляется таким образом правильному адресату. Очень удобно: раз видишь "нашлёпку" с новым адресом, значит надо сообщить отправителю новый. Кроме этого, почта присылает пакет с различными памятками о том, что и как надо сделать при переезде. Довольно полезный сервис.

На новой квартире также следует заранее побеспокоиться об электричестве и телефоне. С телефонной компанией обычно просто: надо сообщить о переезде, сказать дату, с которой услуга должна быть включена по новому адресу и надеяться, что всё произойдёт вовремя и как надо. По моему опыту, всё происходит ровно наоборот, но тут уж ничего не поделать, как повезёт. Бывает, что и по паре месяцев без телефона люди живут. В таком случае надо обязательно договориться с поставщиком услуг об отмене оплаты времени, когда телефон не работал, они обычно без проблем возмещают убытки. С электричеством всё просто, я писал об этом недавно (см. статью "Электричество в Германии").

Вот вроде и всё, больше про переезд рассказывать нечего. Если есть вопросы - задавайте в комментариях, постараюсь ответить.

Читайте дальше:

Оставить комментарий
подписаться
ok
Людмила
09:09 02.11.2014
Здравствуйте.
Хочу получить совет. У меня два гражданства, одно немецкое, другое русское, живу в России с 6 лет, сейчас учусь на втором курсе в университете. Как мне перевестись в университет в Германию? Какие возникнут сложности?
ok
Степан Бабкин
09:51 02.11.2014
Здравствуйте, Людмила

Нужно связаться с конкретным ВУЗом в Германии и спросить, как к ним перевестись. Какие конкретно у Вас возникнут сложности, я не знаю. Может, немецкий будет не на достаточном уровне :)

Всего доброго
ok
ольга
21:08 17.09.2014
Здравствуйте, Степан, подскажите, пожалуйста, как выглядит расторжение контракта об аренде жилья. Достаточно ли созвониться с арендодателем и согласовать сроки(в контракте 3 месяца) или нужно писать письмо, или вообще идти в какую-нибудь инстанцию? Как скоро проясниться с залогом после расторжения договора аренды?
ok
Елена Бабкина
21:52 17.09.2014
Здравствуйте, Ольга,

нет, просто созвониться с хозяином квартиры и поставить его в известность о том, что Вы съезжаете, не достачно. Обязательно нужно написать Kündigung и попросить арендодателя подвердить получение Вашего письма. У нас на сайте есть статья "Аренда жилья в Германии", почитайте её пожалуйста. Статья находится справа от комментария.

Всего хорошего.
ok
Элла
11:00 06.01.2014
Здравствуйте Виктор! Мне 61год немецкий не знаю хожу на немецкие курсы в Немецкий Дом в Москве имею статус репрессированной немки Какие пособия получают русские немцы и можно ли на них прожить и дают ли социальное жилье .Родственники есть двоюродные переселенцы 20 лет с Казахстана и Сибири
ok
Элла
11:04 06.01.2014
Моя почта ella-reu@rambler.ru пенсионерка обращалась по поводу пособий по возрасту 61 год Стоит ли мне этим заниматься
ok
Степан Бабкин
11:27 06.01.2014
Здравствуйте,

Переселенцы получают социальное жильё, страховку, немного денег. Этого вполне хватает на жизнь. На хлеб с маслом хватит, но не на икру.

Всего доброго.
ok
Виктор
22:00 29.05.2013
Здравствуйте, Степан!
Во первых, большое спасибо за ваши статьи! Они уже не раз пригодились. Поэтому если будете в наших краях (Фрайбург), то с меня пиво!
А вопрос следующий: я снял кв-ру как обычно с выкупкой кух.мебели (за 1500евро). Спустя 2 с лишним года, что мы в ней живем, хозяин умер, и кв-ра в конечном итоге была куплена. Новый хозяин вряд ли будет ее после нас сдавать, поскольку покупал ее для дочери, которая живет (тоже пока снимает) над нами. Через пару месяцев нам надо съезжать из-за нового места работы. Как быть с кухней? Если бы кв-ру дальше сдавали, то я бы подыскал съемщиков на таком же условии, как получил ее я - то-есть, чтобы выкупили кухонную мебель. Пусть уже конечно не за те же 1500, но хоть за 1000 евро. И безусловно я бы нашел таких съемщиков, так как условия диктую я. Но при данных обстоятельствах я пока не вижу возможности как-то "выжать" деньги за кухню из нового владельца, поскольку она ему наверняка нафиг нужна (тем более, что ей уже лет 10), и скорей всего он будет ставить себе новую. Как думаете - есть ли у меня всетаки какая-то возможность или я могу забыть про эти деньги и еще радоваться, если он меня не заставит демонтировать эту кух.мебель?
ok
Степан Бабкин
22:55 29.05.2013
Здравствуйте, Виктор.

Да, это уж как повезёт. Если владелец не захочет выкупать - должны выбросить. Ведь это Ваша вещь, а после съезда вещей предыдущего арендатора быть не должно, если следующий их не перенял.

Вообще, полторы тысячи - это довольно нормально, так что можно просто забыть. Спросите у владельца, нужна ли кухня. Молодёжь, бывает, не хочет париться с новой кухней и если не дорого, то легко соглашается перенять. Евро за 500 предложите, весьма вероятно, что может решить оставить на первое время.

Всего доброго.
ok
Виктор
01:22 10.09.2013
Спасибо за ответ, Степан.
Причем, вы угадали - мы сошлись с новым хозяином как раз на сумме 500 евро за нашу старую кух.мебель.
Еще пара вопросов:
1. При переезде в другой город, надо ли как-то сниматься с учета на прежнем месте (некий Abmeldung), или это произойдет автоматически после регистрации на новом месте?
2. Надо ли домашнего и детского врача тоже информировать о переезде? Должен ли я САМ позаботиться о том, чтобы наши карточки (истории болезней) стали доступны врачам на новом месте, или это обязанность самих врачей?
3. Фирму, занимающуюся вывозом мусора и провайдеров электричества и интернета я наверняка тоже должен оповестить о дате съезда, чтобы не пришлось платить за их услуги еще после переезда. Кого еще надо оповестить? GEZ автоматически оповестят после моей регистрации на новом месте, или я тоже должен сам Abmeldung сделать?
ok
Степан Бабкин
09:33 10.09.2013
Здравствуйте, Виктор.

1. Не нужно. Только регистрация на новом месте.

2. Сами.

3. Про мусор не надо беспокоиться, если сами не заключали с ними контракт. Дом-то останется на месте и мусор надо будет выводить дальше, просто не после Вас. Все личные контракты нужно закрыть. Для этого надо написать Kuendigung. GEZ оповестят. В статье есть про то, кого нужно ещё оповещать.

Всего доброго.
ok
Катя
12:42 24.05.2013
Здравствуйте, Степан!

Наверное, глупый вопрос, но все-таки стало интересно) Вы пишите, что стены принято окрашивать. А нельзя оклеить их цветными обоями?? Или так не принято?
ok
Степан Бабкин
13:50 24.05.2013
Здравствуйте, Катя.

Можно, конечно. Просто потом при съезде придётся всё обдирать и снова клеить белые, красить как было. Никто не хочет так заморачиваться.

Смысл в том, чтобы после съезда всё было также, как до. Хотя я раз видел случай, когда хозяева посмотрели и сказали: "О, оставьте так, пожалуйста". Но это исключение, скорее.

В своей квартире мы вот тоже не стали обои клеить. Привыкли уже. Только стены покрасили в разные цвета, не в белый.

Всего доброго.
ok
Катя
15:50 24.05.2013
Спасибо большое)
ok
anonymous
11:43 17.08.2012
Ok.
ok
anonymous
11:08 17.08.2012
Слышал версию,что пластиковые окна в Европе не получили такое распространение как в России(экология и т.д.)?
ok
Stepan Babkin
11:40 17.08.2012
Здравствуйте.

Не знаю, как во всей Европе, а в Германии в 100% новых домов окна ставят пластиковые.
ok
anonymous
10:59 16.08.2012
Спасибо.
ok
anonymous
10:43 16.08.2012
"В Германии стены принято обклеивать бумажными обоями и красить сверху краской, обычно белой.",а на кухне?
ok
Stepan Babkin
10:57 16.08.2012
Здравствуйте.

Кухни в Германии обычно в виде шкафчиков вдоль стен, сверху и снизу. Между нижними и верхними шкафчиками кладут плитку или вставляют деревянную доску под цвет рабочей поверхности кухни. А там, где шкафчиков нет, опять же обои и краска.
ok
anonymous
13:36 17.02.2012
Здравствуйте! а у меня вот такой вопрос, я написала Kündigung на квартиру (вянваре) , отправила его как положено к 3 февраля, Kündigungsfrist у меня 3 месяца, но мой Vermieter прислал Kündigungsbestätigung где написанно что я могу схехать не 01.05, а 01.06, что мне делать? да и кстати у меня ещё проблема с этой квартирой, с ноября месяца температура в моей квартире достигает не выше 12С, Vermieter об этом был предупрежён устно, но только после Kündigung письменно, можно ли мне сделать Kündigungsfristlos? если да то как, и я знаю точно, что можно добиться снижения Miete, а возврать за прошлые месяца? Заранее благодарю за ответ.
ok
Степан Бабкин
17:56 17.02.2012
Здравствуйте. Подобных споров в Германии - миллионы случаев в год. Советовать тут что-то бесмыссленно, потому что в каждом отдельном случае всё бывает по-разному. На Ваши вопросы может ответить либо адвокат, либо Mieterverein какой-нибудь. Я бы к адвокату сходил бы по-быстрому, да и всё. Но если страховки нет, то всё от настроя зависит: биться до победного с перспективой неясного результата или плюнуть и съехать как во фристе прописано.

Про температуру - опять же к адвокату. Может и можно будет съехать без фриста, это свинство со стороны фермитера однозначно.

Удачи!
ok
Степан Бабкин
11:56 18.05.2011
Здравствуйте. Почитайте пожалуйста статьи на тему иммиграции:

http://www.tupa-germania.ru/2010/11/biznes-immigratsiya-v-germaniyu.html

http://www.tupa-germania.ru/2011/05/immigratsia-v-germaniyu-chastnyi.html
ok
anonymous
09:59 18.05.2011
Здравствуйте. У меня свой крупный интернет магазин в России,есть высшее образование, начала учить немецкий, муж имеет специальное и ребенок 1год. Я хочу жить и работать в Германии. С таким багажом я могу на это рассчитывать и куда лучше обращаться???
ok
Степан Бабкин
19:52 16.09.2010
Здравствуйте! Не могу помочь, никогда не пользовался социальными пособиями тут. Знаю, что с налогов переезд из-за работы списать можно, но не более.
ok
anonymous
18:46 16.09.2010
Здравствуйте, Степан! Спасибо за Ваш блог!
У меня вопрос такой: не знаете ли Вы, можно ли переехать из хайма (в котором эмигрантам положено жить первое время) в квартиру за счет арбайтзамта? Потому что так получается, что денег на это, вобщем-то, потратить надо достаточно много, а пособие по безработице маленькое.
ok
Степан Бабкин
13:36 16.09.2010
Я просто не жил в больших городах, только в деревнях :)

Проблем с поиском квартиры в нашем регионе нет. По крайней мере, я не слышал, чтобы кто-то прям долго не мог найти квартиру. Но знаю, что в больших городах (Мюнхен, Франкфурт-Майн) всё совсем иначе. Как вариант, можно жить в пригороде, там и дешевле, и легче жильё найти.

По ссылкам я ходил, иначе б не давал. Цена зависит от расстояния и от количества вещей. Понятно, что если ехать далеко, а вещей много, то переезд будет стоить недёшево, но что делать? :) Переезжать-то всё равно надо.

Минус на конто - это неприемлемо, согласен.
ok
anonymous
13:18 16.09.2010
По поводу маклера...."Я всё время искал квартиру самостоятельно, поэтому расходов на маклера у меня не было." тебе очень повезло. Мы тоже ищем самостоятельно, в интернете, в газетах.Мы не обращались к маклеру.Очень часто понравившуюся квартиру шевствует маклер. Несмотря на то, что когда ты приходишь, квартиру тебе показывает хозяйка (хозяин). А маклеру все-равно надо платить. Вот так!
Такая картина чаще всего наблюдается в городах с высоким спросом на жилье, его нехваткой.Или же, как в нашей ситуации, много квартир в очень старых домах (довоенного времени), которые по долгу не могут найти себе квартиросьемшиков. А есть хорошие квартиры, с хорошим ремонтом, так вот на эти квартиры спрос, и хозяин еще выбирает кому он даст ее.
Те ссылки, что ты дал....я их уже и раньше видела....ты бы для интереса туда нажал ;), полюбовался бы "красивыми" ценами. Хотя..у каждого свои доходы.....
"Переезжать же всё равно надо"- в этом ты обсолютно прав! Но, как всегда, если можно где-то сьэкономить, то почему бы этого не сделать?
И в минус на конте совсем не хочется влезать..:(
Тем более, сам переезд, докупка новой мебели и прочее, потребует новых и немалых материальных затрат.
Буду рада твоим комментариям...;)
ok
Степан Бабкин
16:06 15.09.2010
Привет, Света!

Статья написана в октябре 2009, то есть, год назад. Думаю, цены с тех пор не сильно изменились. Только вряд ли это имеет значение, потому что в каждой земле, в каждом городе свои цены на услуги транспортировки :)

Я всё время искал квартиру самостоятельно, поэтому расходов на маклера у меня не было.

Год назад я переезжал своими силами, благо было недалеко. Сделал "перехлёст" в две недели в аренде обоих квартир и постепенно перевёз все вещи.

Хватит ли вам 600 евро я не могу сказать, ведь я даже не знаю как далеко вам перевозить вещи, сколько у вас вещей, сколько комнат и так далее :) Да и какая разница? Дали денег - это же хорошо! :) А во сколько выйдет, во столько и выйдет, переезжать же всё равно надо.

На иммобилиен скаут (баннер в средней колонке) есть где-то umzugrechner, с ним можно примерно посчитать расходы.

Всего доброго!
ok
anonymous
15:23 15.09.2010
Привет Степан, я Света. Ты все очень здорово написал про переезд. Мы через 2 месяца собираемся переехать, поэтому искала какую-нидь инфу. У меня пару вопросов, когда ты написал статью про переезд (интересны суммы на транспортные расходы, их актуальность). А еще, а каким способом переезжал ты, что сам можешь посоветовать. Учитывая то, что фирма мужа дает 2.000 на расходы по переезду - 1400 маклеру, остается 600 евро....реально уложиться? :))
Буду рада твоему ответу!
Хорошего дня!
ok
Степан Бабкин
11:47 02.07.2010
Тогда у Вас две возможности: либо выйти замуж за человека, который живёт в Германии, либо найти работу в этой стране. В любом случае надо иметь сертификат на знание немецкого хотя бы А1 (самый простой уровень), так что можете заранее начинать готовиться :)
ok
anonymous
11:26 02.07.2010
Извините может быть будет не в тему...я вот тут по сайтам полазила и нашла несколько пунктов по которым говориться кто может переехать в германию ну это немцы, на половину немцы,беженцы,желающие учиться или заняться каким-то бизнесом.Я не к какому пункту не подхожу..у меня просто желание там жить и работать, типо мечты что ли))нравиться мне эта страна!вот..так у меня есть шанс туда поехать на постоянное проживание???
load
Оставить комментарий
ваш комментарий после утверждения администратором появится первым в списке комментариев , сразу после статьи