Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

История переезда по еврейской линии - III

Андрей Шпигель делится впечатлениями от жизни в Германии. Часть третья. Негатив.

История переезда по еврейской линии - III

Часть Третья. Негатив.

Теперь перейдем от материального к впечатлениям и эмоциям. Начну с негатива...

Первое, от чего бы я предостерёг вновь пребывающих - это идеализация нового места жительства.

Это касается не только Германии, но и вообще всех стран, куда люди едут за новой жизнью. Часто читаю или кто-то рассказывает о том, что жизнь совсем не такая, как человек себе ее представлял. Поэтому рекомендую много читать о стране, где собираетесь жить, и не рисовать себе очень радужных картинок. Хотя совсем не обломаться вряд ли получиться.

Немецкая бюрократия

Вот мы, например, обломались на бюрократии. В Германии чиновники примерно такие же, как и в Украине, и не сильно ошибусь, если скажу, что и во всем СНГ. Главная беда с чиновниками состоит в том, что ваши проблемы их не волнуют. Как правило, совсем. Вторая проблема - они сидят на ставке, то есть на фиксированной оплате, и их зарплата далека от идеала, а потому материального стимула хорошо и профессионально работать у них нет. Из этого следует, что заниматься именно вашими вопросами чиновникам нет желания, они им в принципе не нужны, так как мешают спокойно жить. Посудите сами, зарплата УЖЕ есть, теплое кресло и неплохой вид за окном тоже. Можно спокойно сидеть и ни о чём не думать. А тут вы пришли и чего-то непонятного хотите. И для решения вашего вопроса надо знать хоть что-то, что-то искать в компьютере или папках, куда-то звонить по телефону и тому подобное. Также как и на Родине, чиновники в Германии - это проблема.

Вторая ВАША проблема с чиновниками - это сроки выполнения работ. Обычно мы привыкли, что многое делается быстро. Если это не делается быстро - накормил с руки, он стал ручной и добрый и дальше все пучком. И быстро, и с улыбкой.

В Германии вам будут улыбаться всегда и везде. И это абсолютно бесплатно. А вот “быстрота” исполнения - это наверное изобретение исключительно бюрократов и не только немецких.

Любимое слово немцев из бюрократического лексикона - это термин (ударение на последний слог, переводится как время приёма). Этот термин Вам могут назначить как в день и час обращения в ведомство, так и через два месяца. У врачей может и дольше. Доставка товаров, требующих спецтраспорта, например, мебели, примерно также. Поэтому или надо делать всё заранее или набираться терпения.

Отличие немецких от эсэнгэшных чиновников в том, что немецкие не берут взяток, а следовательно “ускорить” процесс нельзя никак. Хотя иногда они могут пойти навстречу, выслушав ваши обстоятельства.

Второй аспект немецких чиновников - некомпетентность. Я бы даже сказал вопиющая, глобальная некомпетентность граничащая с идиотизмом. Со стандартными процедурами и процессами, которые чиновники знают “на зубок” всё идёт отлично и занимают минимум времени и нервов. Но всё, что выходит за рамки обычных и стандартных процедур, вгоняет среднестатистического чиновника в ступор и делает ему фимоз головного мозга. После этого чиновник уже не 80-го уровня, а максимум 5-го.

Так в нашем случае в ДЦ при первом визите нам сообщили о том, что право на социал (пособие по безработице) нам положено не раньше, чем через 3 месяца, после приезда в страну. Такое положение в законодательстве действительно есть, но оно не касается всех, кто приехал по миграционным программам, если сама программа не предусматривает исключение из правил. Иными словами, все гуманитарные программы подразумевают, что власти Германии пригласили мигранта в страну и государство его поддерживает на том же уровне, что и всех остальных резидентов и граждан.

Второй сюрприз ждал нас через почти 4 месяца после переезда в другое место в Германии.

Мало того, что документы из одного города в другой пересылали 2 месяца, так еще и на новом месте не оказалось ни одного человека, который бы знал, что же за тайные параграфы закона о пребывании указаны в наших документах. Шесть человек, друг за другом, выслушали историю нашей иммиграции от жены по телефону, пока седьмой не удосужился заглянуть в закон и понять, что же с нами делать. По сути, куча чиновников просто не знает, что существует такая категория иммигрантов, как еврейские мигранты.

Немного успокоительного для взволнованных. Или, если хотите, выводы.

  1. Практически все чиновники при нестандартных ситуациях, а они будут у каждого, не в одном, так в другом, стараются куда-то позвонить. Обычно или знающему коллеге или своему начальнику. Исключение составляют только те, кто считает себя супер-крутым чиновником, который знает все или сам является каким-то начальником.
  2. Ни один чиновник не будет вам предлагать что-то дополнительное или сокращающее ваши затраты по деньгам, времени или нервам.
  3. Выходит из п.2. Всё и всегда лучше знать самому или иметь крутых, знающих адвокатов, которые будут знать вместо вас. Чиновники спокойно делают всё, что вы просите, если вы просите. Уж простите за каламбур. То есть, инициативу о том, как бы вам что-то сэкономить они не проявляют никогда. Исключение иногда бывают, когда чиновник - это уже начальник.
  4. Бюрократическая волокита не длится вечно. Рано или поздно кол-во походов в ведомства и поток писем от них же резко сокращается, почти до нуля. И если на старте у нас было по 5-7 писем в неделю, а иногда и по 3-4 в день, то сейчас, через год, дай Бог, чтобы хоть одно письмо раз в две недели пришло. Я говорю про письма из ведомств, а не письма вообще.

Исключения будут у тех, кто зависит от государства - там поток писем иссякнет только тогда, когда найдёте работу с достаточным доходом.

Читайте дальше: