Новые статьи о жизни в Германии
Закон о пребывании иностранцев в Германии определяет в том числе и порядок...
Vorlagen по-немецки - это шаблоны. Так что адрес этого сайта говорит...

Пенсия в Германии

Пенсия в Германии

Мне, конечно, ещё далеко до пенсии. Просто стало интересно, как в Германии с этим дело обстоит.

Идея пенсионного страхования такая же точно, как в России: каждый получающий доход человек обязан платить пенсионные взносы в государственный фонд, из которого в старости ему будет выплачиваться определённая сумма раз в месяц. В настоящий момент взносы по государственной пенсионной страховке составляют 19,5% от месячного дохода брутто. Но половину от этой суммы обязан платить работодатель. Таким образом от зарплаты брутто в итоге отнимается 9,75%. Сумма эта снимается ещё при начислении зарплаты, так что беспокоиться о том, куда и как переводить деньги не надо.

Пенсионный возраст для всех в Германии начинается по-разному. Есть специальная шкала, где в зависимости от возраста рассчитывается срок ухода на пенсию. Молодёжь, в том числе и я, должна работать до 67 лет. Люди постарше уходят на пенсию в интервале между 65-ю и 67-ю годами. Разрешается уходить на пенсию раньше или продолжать работать после достижения пенсионного возраста. Я точно не узнал, что произойдёт в том или ином случае с суммой выплат, но такие детали можно выяснить и попозже. Сейчас обсуждается возможность работать до 80-ти лет, но с ограничениями по зарплате и только для тех, кто желает этого.

Что интересно, разрешено получать пенсию, проживая за границей. Однажды я видел передачу по ТВ о том, как немецкие пенсионеры уехали жить куда-то в Африку и жили там на свою пенсию, как местные бароны. Но основная масса стариков продолжает жить в Германии, денег им тут вполне хватает. Более того, многие продолжают работать дальше, просто не на полный день. Всё-таки, старички тут гораздо крепче тех, что я наблюдал в России.

После пяти лет беспрерывных пенсионных взносов фонд присылает торжественное письмо с извещением о том, что теперь работнику полагается немецкая государственная пенсия. Там указано, какова будет пенсия, если бросить работать прямо сейчас, если продолжать работать на эту же зарплату до достижения пенсионного возраста и если сохранить текущие темпы роста зарплаты. Очень хорошие параметры, надо сказать! Сразу всё становится понятно. Если человек продолжает платить взносы, то каждый год фонд высылает ему новые цифры его достижений.

На данный момент пенсионную систему Германии потряхивает. Нация стареет, пожилых людей всё больше, работающих всё меньше, в том числе и по вине кризиса. В немецких медиа то и дело обсуждается, надо ли повышать пенсионные взносы или не стоит. В последний раз повышали совсем недавно, в 2005-ом. Но теперь вот пенсионные фонды снова в минусе.

Одно из предлагаемых решений, которое мне по душе - это привлечение в Германию квалифицированной молодёжи, чтобы они тут работали и обеспечивали немцам старость. Играют они на такой тонкости: предлагают ограничивать время пребывания работающих иностранцев пятью годами. Дело в том, что по закону те, кто проработал в Германии менее пяти лет, на немецкую пенсию могут не рассчитывать. Правда, им полагается вернуть всю самостоятельно выплаченную часть пенсионных взносов, те самые 9,75% от зарплаты. Но та часть, что выплачена работодателем, больше никому не возвращается.

Я приехал в Германию по программе GreenCard для программистов, по которой мне также полагалось через 5 лет уехать из страны. Но уже на третий год пребывания я смог получить нормальную рабочую визу, потому что "зелёную карту" к этому времени уже отменили. Теперь ввели Голубую Карту ЕС на ещё более лояльных к иностранцам условиях. ПМЖ можно получить уже через 2 года.

Противники этой идеи говорят, что в Германии и без того высокий уровень безработицы. Приезжие будут вытеснять с рынка самих немцев, тем более что на фоне кризиса количество рабочих мест всё сокращается. В итоге та часть людей, что останется без работы, будет жить на то, что зарабатывают остальные и всё останется по-прежнему.

Экономисты говорят, что те, кто работают в данный момент, высокую пенсию получать не смогут. Поэтому многие рекомендуют не сильно надеяться обеспечивая свою старость лишь пенсионными взносами. Что же, посмотрим, что нас ждёт.

Кому интересно, может задать свои данные в эту форму и получить предложение о частной пенсионной страховке.

30.08.2012, Степан Бабкин

Читайте дальше:

Оставить комментарий
подписаться
ирина
13:47 23.05.2015
Я работаю в Германии на базис и как оказалось там фирма платит в пенсионный фонд, разъясните если можете, какой в этом смысл, что мне это дает в будущем?если я проработаю пять лет или больше, я могу расчитывать на какую нибудь пенсию ?
Степан Бабкин
15:22 23.05.2015
Здравствуйте, Ирина.

Да взносы платятся. Да, проработав 5 лет, получите право на пенсию. Пенсионный фонд каждый год будет присылать отчёт по накоплениям после 5 лет.

Всего доброго
Сергей
13:54 11.04.2015
ok
Здравствуйте Степан !
Разберите ситуацию если не трудно у моего отца трудовой стаж 32 года и 3 группа инвалидности ! Он хочет через пару лет уехать на пмж в Германию как этнический немец вместе с женой ! У меня сразу пару вопросов которые я не могу понять ! Первый когда в Германии наступает пенсионный возраст в 65 или в 67 лет ? Правда ли чтобы получать пенсию после приезда туда ему надо отработать 5 лет ? Если да а как он будет работать если у него инвалидность ? Какова в его случае будет пенсия ( хотя бы примерно ) ? Или каков размер пенсии за инвалидность ( хотя бы примерно ) ? С Уважением Сергей !
Степан Бабкин
17:08 11.04.2015
ok
Здравствуйте, Сергей.

Выход на пенсию зависит от возраста, у старшего поколения с 65-ти, у нынешних 35-тилетних будет с 67-ми.

Если он едет по §4, как поздний переселенец, то ему перезачтут трудовой стаж на Родине. Иначе, да, нужно отработать хотя бы 5 лет и пенсия будет меньше пособия по безработице.

Инвалидность и пенсия никак не связаны. Если он работать не сможет, то пенсии у него не будет. Но инвалидам платят дургое пособие. Размер зависит от степени инвалидности, в Германии другая градация.

Вам конкретные цифры абсолютно ничего не скажут, Вы не сможете оценить много это или мало.

Всего доброго
Алексей Ситников
15:30 17.03.2015
ok
Здравствуйте, Степан!

С ноября 2014 я - счастливый обладатель ГК. На днях получил толстый пакет из немецкого пенсионного фонда. В нем письмо, где указана сумма моей зарплаты за 2014 год и уведомление о том, что у них нет данных о моих взносах за период до 31.12.2013. Разумеется нет, раз я не работал до этого в Германии. К письму приложена анкета аж на 7 страницах (Antrag auf Konteklärung für Geburtsjahrgänge bis einschlißlich 1978) форма V100 и пояснения к ней (Eläuterungen zum Antrag auf Konteklärung für Geburtsjahrgänge bis einschlißlich 1978) форма V110. Все на чистейшем Amtsdeutsch :( Сталкивались ли Вы с такими документами, должен ли я их заполнять, если не работал ранее в Германии и чем хорошим/плохим мне это грозит?

Большое спасибо,
Алексей.
Степан Бабкин
15:49 17.03.2015
ok
Здравствуйте, Алексей.

Можно либо позвонить им, чтобы разузнать, что именно они хотят узнать путём получения этих данных, либо назначить приём в Rentenversicherung чтобы они сами помогли всё заполнить.

У нас было что-то похожее, я просто позвонил и разъяснил, что не работал в Германии. Они сказали, ок, зачот, до свидания. Но я не знаю, что именно будет в Вашем случае.

Обычно в ратуше можно узнать, когда принимает консультант от пенсионного фонда. У нас, например, раз в две недели он в деревню приезжает и помогает всем желающим по вопросам пенсий. В больших городах, я думаю, он постоянно на месте.

Там в письме должен быть телефон указан, куда можно звонить и вопросы задавать.

Всего доброго
Ханс
04:07 09.03.2015
ok
Здравствуйте! У меня есть к Вам вопрос. Что значит "ограничивают пребывание иностранцев 5-ю годами"? Как это выглядит на практике? Рекомендация работодателю не продлевать контракт?

Значит ли это, что через 5 лет пребывания в Германии для иностранца найти новую работу становится невозможно?

Я отработал в немецком университете 4,5 года приглашенным научным сотрудником. Всё это время получал стипендию, с которой не отчислялись ни налоги, ни пенсионные отчисления. Есть ли у меня какие-то варианты найти в Германии новую работу и получить ПМЖ? С языком и деньгами у меня проблем нет. Кроме того, мне непонятно, мог бы я отчислять деньги в пенсионный фонд добровольно и получить ПВЖ? Если да, то дало бы мне обладание ПМЖ какие-то преимущества перед соискателем Синей Карты?
Степан Бабкин
09:46 09.03.2015
ok
Здравствуйте.

Я не понял, что значит "ограничивают пребывание иностранцев 5-ю годами", потому что в статье таких слов нет.

Речь в статье о том, что пока не проплатите в Германии хотя бы 60 месячных взносов в пенсионный фонд, Вы не можете рассчитывать на пенсию.

Работодателю это до лампочки, он платит в пенсионный всё время, независимо от сроков, так что никто по этой причине кого-то увольнять не будет.

Я не знаю, есть ли у Вас варианты найти работу в Германии. Вы должны искать работу, чтобы понять это. Чисто теоретически, есть, как и у всех остальных.

Причём тут ПМЖ, я тоже не понимаю. ПМЖ - это после 5 лет работы с уплатой денег в пенсионный фонд. Так что для Вас это в любом случае отдалённая перспектива.

Сначала рабочая виза или ГК, потом ПМЖ!

Разберитесь с этими понятиями в разделе о миграции, там есть статьи на эти темы.

Всего доброго
Ханс
16:14 09.03.2015
ok
комментарий к Степан Бабкин Здравствуйте.Я не понял, что значит "ограничивают пребывание иностранц ... подробнее
Спасибо Вам за ответ.
Суть вопроса была в подтверждении того факта, что я "потерял" 4,5 лет работая без пенсионных отчислений, и что их уже нельзя проплатить задним числом.
Галина
22:54 22.02.2015
ok
Добрый вечер! Может Вы знаете или подскажите куда обратиться с вопросом - как в Германии осуществляется пенсионное обеспечение женщины, воспитывающей ребенка-инвалида? Ведь работать нет объективной возможности...
Степан Бабкин
22:59 22.02.2015
ok
Здравствуйте, Галина.

Да, знаем. В разделе о пособиях есть статья Пенсия за воспитание детей в Германии, можете справа вверху просто в поиск ввести и найдёте.

Всего доброго
Галина
17:05 23.02.2015
ok
комментарий к Степан Бабкин Здравствуйте, Галина.Да, знаем. В разделе о пособиях есть статья Пенси ... подробнее
Спасибо, Степан! Очень полезная информация!
натэлла
15:12 04.02.2015
ok
доброго время суток ,подскажите куда надо делать запрос чтобы узнать в какую страховую пенсионную систему в германии перевадились отчисления.(Муж умер не могу подать на сиротскую пенсию для детей)
Stephan Babkin
15:15 04.02.2015
ok
Здравствуйте,

Государственная rentenversicherung, наверное, она одна государственная. В ратуше узнайте контакты местного населения.

Всего доброго
Ксения
23:32 21.01.2015
ok
Добрый вечер! Спасибо большое за Ваши интересные статьи!

Хочу задать вопрос. Мы с мужем прожили в Германии около 2 лет и собираемся уезжать в США. Хотим забрать свою половину пенсионных взносов. Учитывая что у мужа зп была от 50 и выше, выходит неплохой бонус. Как именно осуществить возврат и что Вы имели ввиду, когда писали, что забирать деньги можно в том случае если не будешь тут больше жить/работать? Заранее спасибо!
Елена Бабкина
23:51 21.01.2015
ok
Здравствуйте, Ксения,

Вам нужно обратиться в Rentenversicherung и объяснить Вашу ситуацию. Там расскажут, как именно Вы сможете это сделать.

Всего доброго.

Ангелина
01:06 18.09.2014
ok
Добрый вечер! Подскажите ,пожалуйста, живу в Германии полтора года, на Украине имела не большой стаж работы - 5 лет, сейчас моему немецкому ребёнку 1 год. Должна ли я выходить на работу при необходимости заработать себе на пенсию?
Степан Бабкин
01:41 18.09.2014
ok
Здравствуйте,

За воспитание ребёнка в Германии платятся средние пенсионные отчисления в течение первых трёх лет его жизни. Но в плане пенсии - это мизер. Если не работать, то и пенсии не будет, в Германии нет минималки.

Всего доброго.
Ольга
18:30 18.07.2014
ok
Добрый день! Насколько я поняла в гос. ПФ платят взносы только те, кто работает. Можно ли платить добровольно определенную сумму?
Степан Бабкин
21:37 18.07.2014
ok
Здравствуйте, Ольга.

Да, можно заключить контракт на добровольное пенсионное страхование и платить взносы самостоятельно.

Всего доброго.
Алекс
14:46 09.06.2014
ok
Степан, спасибо за сайт! Очень много полезной информации!

Скажите, пожалуйста, а реален ли случай, скажем я как гражданин Беларуси отработаю по блю карт с пол ученым видом на жительство больше 5 лет в Германии. То есть уже есть право на пенсию, возвращаюсь в Беларусь. Смогу ли я получать немецкую пенсию находясь в Беларуси?

Алекс.
Степан Бабкин
20:11 09.06.2014
ok
Здравствуйте, Алекс

Да, разумеется! Пенсию можно получать в любой стране.

Но её размер будет невелик, надо полагать.

Всего доброго
Андрей К.
19:30 03.04.2014
ok
Здравствуйте, Степан!
Не уменьшается ли размер немецкой пенсии для граждан РФ, одновременно получающих российскую пенсию. Речь идёт не о переселенцах, не о контингентных беженцах, а о специалистах, приглашённых по контракту и решивших остаться здесь. Вопрос не праздный: речь идет о возможности получениия немецкого гражданства, но в таком случае придётся отказаться от российской пенсии.
Степан Бабкин
19:47 03.04.2014
ok
Здравствуйте, Андрей

В Германии сколько заработал пенсии, столько и получаешь. Ничего специально никто не уменьшает, насколько мне известно.

Но раз это вопрос настолько важный, то обращайтесь лучше к адвокату или к кому-то, кто специалист. Я - обычный программист, могу не знать каких-то деталей. Вы же не собираетесь столь серьёзные дела, как пенсия и гражданство, получать, основываясь на советах незнакомого Вам программиста?

Всего доброго.
Владимир Т
19:50 20.03.2014
ok
Читал все комментарии так и не понял ,возможно ли получение русской и немецкой пенсии живя в Германии и необходимо ли отказаться от русской пенсии зарание ?
Степан Бабкин
20:57 20.03.2014
ok
Здравствуйте, Владимир.

Возможно. Отказываться необходимости нет.

Всего доброго.
Лина Лина
13:45 15.01.2014
ok
Здравствуйте Степан!
Сществует ли в Германии понятие "минимальная пенсия"? В Италии есть такой минимум, даже если человек не работал, он составляет 450 Евро.

Здравствуйте Рина!
Я знаю несколько людей здесь в Италии, которые какое то время работали в Германии, (они граждане Италии), так вот, они получают две пенсии, одну, которую заработали в Германии и вторую, которую заработали в Италии и никаких проблем не возникает, всё законно и легально.
Елена Бабкина
14:34 15.01.2014
ok
Здравствуйте, Лина,

нет, в Германии нет такого понятия, как "минимальная пенсия". То есть пенсионеры получают пенсию такую, какую они успели заработать.

Всего доброго.
Лина Лина
18:12 15.01.2014
ok
комментарий к Елена Бабкина Здравствуйте, Лина, нет, в Германии нет такого понятия, как "минимальн ... подробнее
Здравствуйте Елена!
Спасибо Вам за ответ!!!
Но у меня появился встречный вопрос. Если например женщина всю жизнь была домохозяйкой, и к пенсионному возрасту не имеет никакого стажа, то на что же она будет жить, если пенсию не дадут?
Елена Бабкина
19:15 15.01.2014
ok
комментарий к Лина Лина Здравствуйте Елена!Спасибо Вам за ответ!!!Но у меня появился встречный ... подробнее
Здравствуйте, Лина,

Вы всё правильно поняли, чтобы вообще получать немецкую пенсию, нужно отработать минимум 5 лет. Прочтите пожалуйста статью вверху. Там Степан всё понятно описал.

Если человек не имеет средств к существованию, то он будет получать социальную помощь, но никак не пенсию.

Всего доброго.
Лина Лина
11:02 16.01.2014
ok
комментарий к Елена Бабкина Здравствуйте, Лина,Вы всё правильно поняли, чтобы вообще получать неме ... подробнее
Ещё раз спасибо за пояснения Елена!
Статью я прочитала, только по домохозяйкам было не понятно.
Рина
07:07 11.01.2014
ok
Степан, кому-то в комментариях Вы писали: "Нет, ничего из пенсии не вычитается. Из России будут платить российскую пенсию, а в Германии - немецкую. А вот налоги с пенсии платить придётся, зависит от того, сколько конкретно будете зарабатывать".
Это не так!
Пенсионер обязан по немецкому закону перевести русскую пенсию в Германию. И её будут вычитать из немецкой пенсии или пособия, что он получает в Германии. Получать две пенсии нельзя!
Также, нельзя получать пособие в Германии, имея хоть какую-то собственность в России - нужно продать свою собственность и жить на эти деньги, или отказаться от пособия в Германии.
Если кого-то ловят на этих нарушениях, в том числе и двойных пенсионеров - заставляют вернуть все выплаченные деньги за всё время их получения, на сумму, равную российской пенсии за всё это время, или стоимость собственности.
Также хочу сообщить, что сейчас немецкие власти посылают запросы в российский пенсионный фонд о предоставлении информации о получаемых пенсиях и их размере.
Информация из первых рук, наша семья уже столкнулась с этим.
Степан Бабкин
10:49 11.01.2014
ok
Здравствуйте, Рина.

Вы путаете условия для §8 и для §4. Человек приехал по восьмому параграфу, ему вообще никакой перерасчёт пенсии не положен.

То что Вы говорите, справедливо для §4, получающих пособия.

Всего доброго.
Рина
17:14 13.01.2014
ok
комментарий к Степан Бабкин Здравствуйте, Рина.Вы путаете условия для §8 и для §4. Человек приехал ... подробнее
Независимо от параграфов, пенсию можно получать только одну, либо в Германии, либо в России.
Степан Бабкин
19:28 13.01.2014
ok
комментарий к Рина Независимо от параграфов, пенсию можно получать только одну, либо в Ге ... подробнее
Здравствуйте, Рина.

Не нашёл такой информации нигде. Вы можете как-то подтвердить свою информацию? Потому что я вижу на всех немецких сайтах, касающихся пенсии, что получать пенсию и в Германии, и из-за границы - это нормальный случай. Даже программа для заполнения налоговой декларации постоянно спрашивает, нет ли у меня пенсии из-за границы.

С чего Вы это взяли, есть ссылка на закон или как?

Всего доброго.
Валентина
22:13 13.01.2014
ok
комментарий к Степан Бабкин Здравствуйте, Рина.Не нашёл такой информации нигде. Вы можете как-то п ... подробнее
Наша родственница живет в Германии. Получает 40евро немецкой пенсии и 150 евро российской,остальное доплаты соц.выплат.Хотела отказаться от российской пенсии,чтоб не заморачиваться и просто получать соц. доплаты,ей сказали,что ни от одной пенсии отказаться она не может.Какие у нее там параграфы я не знаю,т.к. оно мне не надо,но факт остается фактом.
Влад
20:12 18.12.2013
ok
здравствуйте Степан.много полезной информации.спасибо.разрешите вопрос.я навострился на получение статуса позднего переселенца.там конечно ещё всё вилами писано:-)...тем не мение вопрос такой:у меня горячий стаж 17 лет.у нас здесь считается как тяжёлые условия труда.в России допустим люди с 10 летним стажем имеют право идти на пенсию на 10 лет раньше.есть ли в Германии профессии имеющие право выхода на пенсию раньше.планирую работать в германии по профессии.обещали там местные бургеры найти аналогичного профиля занятие.и очень сомневаюсь что сил хватит работать до 67 лет.ещё вопрос ; 5ро детишек у нас.будет ли жене засчитан стаж за воспитание детей.у нас здесь так то по 3 года за каждого считают.или она раз по 7 парагрофу то ей не будут считать вообще.или будут считать по времени проживания в Германии до достижении детьми 18 лет.благодарю зарание за ответ:-)
Влад
20:21 18.12.2013
ok
простите ещё вопрос.у меня отец пенсионер.мы с ним оба притендуем на 4 параграф.но конечно повторяюсь ответа ещё не какого не получали.не давно отправили документы.хотелось бы знать что его там ждёт.в плане пенсии.этот вопрос вообще что не ясен даже приблезительно.если возможно разьясните пожалуйста
Степан Бабкин
21:16 18.12.2013
ok
Здравствуйте, Влад.

Я не разбираюсь в теме пенсий для переселенцев настолько глубоко, чтобы чем-то тут реально помочь. По приезду всё узнаете в пенсионном фонде.

Всего доброго.
Zanna
23:04 07.12.2013
ok
Zdravstvujte..u menja takoj vopros.ja v Germanii zhivu tri goda ,rabotaju na bazise ...kakaja u menja budet pensija .sama ja prijehala s Latvii,sej4as v germanii u menja zaprashivajut dannije ,kogda ja rabotala v latvii..budet li u4itivatsja moj stazh iz latvii,v pensii v Germanii..
Степан Бабкин
23:17 07.12.2013
ok
Здравствуйте,

Я не могу сказать, какая у Вас будет пенсия. Это только работник пенсионного фонда может сказать. Позвоните туда.

Могу только предположить, что будут копейки, раз на базисе работаете.

А так - в статье же написано. Каждый год приходит бумага, где указана, какова будет пенсия, если зарабатывать ту же сумму.

Про стаж в Латвии ничего не могу сказать, не знаю. Звоните в пенсионный фонд сами, так будет правильнее.

Всего доброго
Sobit Akhmedov
20:00 05.12.2013
ok
Здравствуйте, Степан!

Хотелось бы узнать, только ради интереса, хотя бы примерно.
При зарплате в 50 тыс. евро, какова будет пенсия, если проработать только 5 лет, и как она будет отличаться, если проработать на ней же, но 50 лет?

Спасибо,
Степан Бабкин
22:08 05.12.2013
ok
Здравствуйте,

Считать точнее лень, а так, навскидку, через 5 лет - 180€ в месяц, а 50 лет - это нереальный срок. Уходят на пенсию в 67, минус 50 = 17, а с семнадцати лет никто не получает зарплату в 50000. Если взять более реальные 40 лет, то 1700-1800 набежит, я думаю.

Всего доброго.
Надежда
15:59 30.11.2013
ok
У меня в Германии живёт свекровь, и она каждый год высылала нам справку, что она жива, и с ней всё в порядке, завереной в конульстве в Германии, и мы в России получали её пенсию, а сейчас она про справку ничего не говорит, можно узнать, будет ли выплачиваться пенсия в России в 2014 гоуд?
Степан Бабкин
17:29 30.11.2013
ok
Здравствуйте, Надежда.

Наверное, лучше спросить у неё самой сначала. Если она решила получать пенсию сама, то, конечно, Вы её получать не будете.

Всего доброго.
Алекса
02:56 25.11.2013
ok
Здравствуйте, Степан! Хотелось бы ,наконец-то, узнать- действительно изменилось что-то в немецком законодательстве для поздних переселенцев и будет ли признан трудовой стаж тех людей,кто был принят в Германию с § 7 ?.. В моем случае 16 лет казахстанского стажа так и остались непризнаны. Спасибо, если ответите..
Степан Бабкин
12:25 25.11.2013
ok
Здравствуйте,

Я ни о чём подобном пока не слышал. Это была бы новость, конечно.

Всего доброго
Елена
23:56 03.11.2013
ok
Здравствуйте!у меня такой вопрос,мой муж каждое лето по 2 месяца работает в Германии, уже 5 лет,ему выслали письмо с карточкой "Sozialversicherungsausaweis", если он больше не будет там работать,сможет ли он получать пенсию?спасибо
Степан Бабкин
23:59 03.11.2013
ok
Здравствуйте, Елена.

Чтобы получить право на пенсию в Германию, нужно заплатить 60 взносов в государственный пенсионный фонд. То есть, надо 60 месяцев отработать минимум, тогда будет пенсия какая-то.

Если муж больше вообще никогда не будет работать в Германии, то он может написать запрос в пенсионный фонд и попросить вернуть ему половину его накоплений. Но только в том случае, если вообще больше никогда в Германии не собирается работать, иначе будут проблемы потом.

Всего доброго.
load
Оставить комментарий
ваш комментарий после утверждения администратором появится первым в списке комментариев , сразу после статьи