История изобретения рекламных тумб в Германии

История создания рекламных тумб в Германии. Изобретение столбов Литфаса - начало управления рекламными площадями на улице.

История изобретения рекламных тумб в Германии

Рекламные тумбы в Германии

Что интересного в обычной рекламной тумбе? И почему разговор зашёл о рекламных тумбах в Германии, если они распространены по городским улицам разных городов мира? Что особенного в немецких рекламных тумбах?

При возможности прогуляйтесь по улице Мюнцштрассе в Берлине. Поблизости от площади Александерплац стоит уникальная афишная тумба из бронзы. На ней никогда не бывает афиш или плакатов, единственное украшение – выбитый портрет импозантного мужчины с пышными эффектными усами. Тумба на самом деле является одним из самых необычных памятников немецкой столицы.

Мужчина, изображенный на бронзовой тумбе – Эрнст Теодор Амандус Литфас. А знаменит он тем, что, собственно, и изобрел рекламные тумбы, спася тем самым Берлин в XIX веке от хаотичного расклеивания афиш и рекламных плакатов на стенах домов и других поверхностях на улицах.

Памятник Литфас столб Берлин

Памятник первой рекламной тумбе в мире - Берлин.

Ошибочно считается, что создателем рекламных тумб является француз Габриэль Моррис – парижский печатник, который в 1868 с разрешения городских властей заставил Париж рекламными тумбами. В результате конструкции стали называть «тумба Морриса», что вводит многих в заблуждение.

На самом деле, истинный изобретатель рекламных тумб - немец Эрнст Литфас. В Германии их называют Litfaßsäule – столбы Литфаса. Он впервые презентовал своё детище в 1855, на 13 лет раньше, чем Моррис. В течение первого года в Берлине установили 100 рекламных тумб, а затем ещё 50.

О Литфасе и зарождении идеи

Родился Эрнст Теодор Амандус Литфас в Берлине в 1816. Отец занимался книгопечатным делом. К сожалению, он умер спустя 8 дней после рождения сына. Вскоре мать Литфаса вновь вышла замуж. Отчимом стал другой книгопечатник – Леопольд Вильгельм Краузе. 

Эрнст в юности не интересовался делами книгопечатной фирмы отчима, хотя и получил образование букиниста. Юношу влекли театральные подмостки. Он основал собственный театр, в котором играл спектакли. Однако, жизнь совершила крутой поворот в 1846, когда умер отчим. Эрнсту в 30 лет пришлось вступить в права наследства и возглавить книгопечатную фабрику.

У Литфаса обнаружилась деловая жилка. Но его по-прежнему не привлекало книгоиздательство. Он начал экспериментировать в направлении творчества и театрального искусства. Выбор направления не удивителен для человека, занимавшегося актерским мастерством.

Эрнст Литфас первым придумал печатать афиши - собирать на одном листе анонсы культурных мероприятий. Также он переориентировал работу печатной фабрики и занялся выпуском ежедневных городских газет, экспериментируя с форматами, шрифтами.Он ервым в Германии начал активную модернизацию фабрики с целью развития цветной печати.

Один нюанс беспокоил и волновал Литфаса. В то время различные рекламные плакаты и анонсы представлений расклеивались где попало – на стенах учреждений, деревьях и т.д. Они совсем не украшали Берлин.

Идея с афишами – первая попытка немного упорядочить поток рекламной информации, скомпоновать и уменьшить хаотичность распространения. Но настоящим новшеством стало именно изобретение рекламных тумб. Они заняли достойное место на берлинских улицах, а в скором времени распространились по Германии и остальному миру.

Рекламные трубы – носители прошлого, настоящего и будущего

«Тумбы Литфаса» получили признание со стороны горожан и рекламодателей. Рекламодатели получили место для размещения информации, а горожанам стало удобно узнавать свежие новости, и не только культурные. Во время Австро-прусско-итальянской войны 1866 и Франко-прусской войны 1870-1871 на тумбах размещали оперативные сводки с фронта. За публикацию и размещение 192 депеш с фронта Эрнста Литфаса наградили одной из самых высоких наград своего времени – прусским Орденом Короны.

Изобретатель стал известным и богатым. Он смог получить максимальную выгоду, поскольку удалось стать монополистом. Литфас получил на 10 лет единоличное право обклеивать плакатами и афишами, установленные в Берлине тумбы. Фабрика развивалась, печатая красочные плакаты по заказу рекламодателей. Бесплатно выпускались только официальные правительственные листовки.

В результате успешной коммерческой деятельности и благодаря изобретению Эрнст Литфас умер в достатке в 1874.

На месте, где когда-то было печатное издательство Литфаса, сегодня находится фирма Ernst Litfaß`s Erben, принадлежащая потомкам. В Берлине, помимо бронзового памятника на Мюнцштрассе, установленного на месте, где находилась самая первая рекламная тумба, есть также площадь Литфаса с белой тумбой с золоченой крышей. Ещё одно напоминание об известном берлинце – печатная школа Ernst-Litfaß-Schule.

Но самый знаковый и масштабный памятник Литфасу – миллионы рекламных тумб по всему миру, которые и сегодня, в век высоких технологий, продолжают полноценно выполнять свои функции.

25-10-2019, Соня Шевченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье по емэйлу Войти!

Комментарии и вопросы (2)

Спросить или комментировать

Богдан С. (24/12/2016)

Степан, большой спасибо за ваш блог! Читаю все подряд, не могу оторваться.
Мне кажется, что рекламные тумбы это всетаки уже прошлый век.
Вы же не станете всерьез утрверждать, что в наше время современный человек
поведётся на рекламу на таком вот столбе?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ