Жизнь в Германии

Помощь родителям одиночкам в Германии

Помощь родителям одиночкам в Германии
Пособия в Германии
Степан Бабкин2012-11-08~4 минуты3288152

В Германии примерно 2,2 миллиона детей проживает в неполных семьях. 90% из них - с матерями. Среди родителей-одиночек немало и иностранцев. В этом плане помощь от государства никак не отличается от помощи немцам, при условии, что иностранец проживает легально. Мне уже несколько раз задавали вопросы по поводу того, как в Германии поддерживают родителей-одиночек. Я побродил по разным немецким сайтам и постарался собрать как можно более полную информацию на этот счёт, чтобы в следующий раз просто давать ссылку на статью.

Воспитывать одного или нескольких детей самостоятельно в Германии, как и везде, дело непростое. Нужно одновременно и работать, и за ребёнком смотреть, и вести домашнее хозяйство. А если возраст ребёнка пока не позволяет ему ходить в садик или в школу, то тогда ни о какой серьёзной работе и речи быть не может. В итоге родители-одиночки могут начать испытывать денежные проблемы. Поэтому очень важно знать, кто и как может помочь в такой ситуации, и какие существуют немецкие пособия или иные дополнительные источники дохода.

Начну с самого очевидного. Каждый ребёнок в Германии получает детское пособие Kindergeld. Его размер составляет 184€ на первых двух детей, третьему платят 194€, а четвёртому - 215€. Деньги нужно оформлять на того, с кем фактически живёт ребёнок. В случае с одним родителем вариантов нет, получать эти деньги должен только он.

Также, как и все остальные родители, одиночки могут получать немецкое пособие по уходу за ребёнком в первые 14 месяцев его жизни. Оно высчитывается по определённой форме в зависимости от годового дохода получателя и составляет минимум 300€ для тех, кто до рождения ребёнка не работал или зарабатывал немного.

Безработные в Германии получают пособие по безработице. На 2013-ый год оно будет составлять минимум 382€ (пока что 374€). Само собой, что безработные родители-одиночки тоже могут его получать. Мало того, в случае безработных родителей, отдельное пособие по безработице также получают... дети! До 6 лет маленькие бюргеры получают 219€ (в 2013-ом будет 224€), между 6 и 13 - 251€ (255€), а от 14 до 17 - 287€ (289€). Таким образом, если работать не получается, то можно "сидеть" на пособии по безработице. При этом медицинскую страховку, социальное жильё, взносы в пенсионный фонд и страховку от беспомощности также будет оплачивать государство. Но и это ещё не всё. Для безработных родителей-одиночек также полагается ежемесячная помощь в 12% от пособия по безработицы.

Про работающих родителей также не забывают. Если есть возможность подработать, но нет возможности одновременно следить за ребёнком, то можно нанять няньку в специальной социальной службе. Часть расходов на оплату присмотра можно получить назад. Величина возмещения зависит от зарплаты. Для получения такой поддержки нужно обращаться в Jugendamt - ведомство по делам детей и молодёжи. Кроме того, расходы на присмотр за ребёнком в садике или на помощника по программе Au-Pair в размере до 4000€ в год можно списать с налогов, при наличии соответствующих счетов и чеков.

Раз уж заговорил про налоги, то добавлю ещё, что согласно второму налоговому классу в Германии работающему родителю-одиночке полагается свободная от налогообложения сумма в размере 1308€ в год в добавок к 8004€, которые полагаются всем.

Не стоит забывать и о том, что по идее второй родитель должен платить алименты. В случае, если по каким-то причинам поддержка не оказывается, например, один из родителей "потерялся", то тогда в дело опять же вступает Jugendamt. Он может платить от 133€ до 180€ в зависимости от возраста ребёнка.

В случае, если родитель работает и снимает свою квартиру, то при низких доходах также можно получать помощь на оплату жилья. Её размер зависит от доходов и от размера арендной платы. Кроме того, нужно выполнить ряд требований к квартире.

На крайний случай, когда по тем или иным причинам получить пособия или другие виды помощи в достаточном для нормальной жизни объёме не получилось, можно обратиться в немецкие благотворительные фонды. Их можно искать в интернете по запросу Stiftung Alleinerziehende и прибавлять название земли, потому что многие из фондов работают только в отдельных регионах. С ними можно связаться по телефону, объяснить ситуацию и, кто знает, возможно они смогут как-нибудь помочь.

Также немало полезной информации на немецком можно найти на сайте союза родителей-одиночек в Германии.

08.11.2012, Степан Бабкин

  КОММЕНТАРИИ (52)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Анна

Добрый вечер, Степан!
У меня такая ситуация, я с ребенком (почти 1 год) приехала в Германию к своим родителям жить и в дальнейшем работать (все граждане ЕС). На данный момент мой отец прописал меня и ребенка у себя в доме, страховка на ребенка есть ( ребенок вписан в страховку к моему отцу). Вопрос следующий: могу ли я рассчитывать на пособие на ребенка, кроме kindergeld, или это уже будет считаться пособием по безработице?( с мужем вместе не живем, но официально не разведенны он является гражданином Молдовы)

03.02.2017 00:31
Степан Бабкин

Здравствуйте, Анна

Нет, не можете, нужно официально оформить развод, как минимум.

Всего доброго

03.02.2017 07:38
Р.А.

Здравствуйте Степан,
живу в Германии почти 5 лет,приехали с Греции,двое детей 10 и 2 годика,младшенький родился здесь.С мужем живем плохо,пьёт и поднимает на меня руки,год назад я по этому поводу вызывала полицию.Мой вопрос такой, куда я могу уйти с двумя детьми так как у нас здесь никого нет.Я что то слышала про какие то заведения где принемают матерей с детьми и поискав в интернете ничего не нашла,толком даже не знаю как эти заведения называться. Зарание спасибо.

16.09.2016 14:46
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Информация про приюты для женщин Frauenhaus есть на этом сайте в разделе о жизни в Германии, просто введите Frauenhaus в после поиска справа вверху.

Всего доброго

16.09.2016 15:16
нана

здраствуите степан,помогите пожалуйста советом , если можете. Мы- беженцы,живем в германии почти три года.с мужем расходимся. У меня есть трое детей.я хотела бы узнать, могу ли я попросить нам нянечку,потому что я однане потяну,дети маленькие,у меня здесь никого нет вообше. с мужем жить не могу.ситуация очень тяжелая. хочу узнать куда могу обратиться.
У меня нет человека. который мог бы мне помочь узнать что и как ..



























28.11.2015 18:29
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Я не слышал, чтобы кому-то нянек давали. Если скажете где-то в официальном учреждении, что не справляетесь, то детей скорее всего просто заберут, учитывая развод и Вашу трудную ситуацию.

Всего доброго

28.11.2015 19:35
Людмила

Попробуйте узнать в Вашей мед. страховой компании. Я что-то такое слышала, но подробности уже забыла.
Из-за развода и отсутсвия родственников детей у родителей никто не забирает.
А что у Вас с детским садиком?

28.11.2015 21:41
Степан Бабкин

Здравствуйте, Людмила.

Я бы не бросался такой фразой, если бы мне достоверно не было известно именно о таких случаях.

Всего доброго

29.11.2015 08:19
Нана

Здравствуйте! С садиком тоже проблема. Нет мест в городе. Написали ветрам в familienbüro , они сказали ждать. У меня старшая ей 4 года , но она не разговаривает. И сказали, что это тоже проблема.

29.11.2015 16:43
Нана

Степан, я извиняюсь, но вы думаете они отберут у меня детей? Почему ?

29.11.2015 16:46
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Потому что Вы не справляетесь, Вы же сами говорите. Сочтут, что в интересах детей будет их передать в семью, где они получат больше внимания и заботы. Возможно. Я не говорю, что так будет, я говорю, что так бывает, и нередко.

Я знаю, что даже одного единственного ребёнка у матери в подобной ситуации на полгода забирали.

И, да, если ребёнок в 4 года не разговаривает - это проблема. И это тоже причина, по которой могут ребёнка забрать, если Вы не в курсе, что ребёнок в 4 разговаривать должен.

Всего доброго

29.11.2015 17:55
Анна

Здравствуйте, Степан. Я в Германии прожила 2 года, родила в Германии ребенка. Мы с дочерью имеем временные разрешения на пребывание. Муж, ребенок и я - граждане России. Приехала по воссоединению семьи к мужу, который в Германии работает с 2011 года и с 2013 года имеет ПМЖ в Германии. Ребенку 1 год и 5 месяцев. Сейчас муж подал в России на развод, алименты платить отказывается, незаконно выписал нас с дочерью из квартиры в Германии. Я в Германии не работала, муж получал от моего имени Elterngeld и Kindergeld. Могу ли я остаться в Германии, переехав в другой город, хотя бы до окончания разрешения на пребывание (или до достижения ребенком возраста 3-х лет). И могу ли я расчитывать на какие-либо пособия?
Заранее благодарю за ответ.

15.08.2015 11:48
Степан Бабкин

Здравствуйте, Анна

До конца ВНЖ можете в Германии находиться, потом, если будут основания к продлению - работа, иной доход, то продлят

Всего доброго

15.08.2015 12:14
Ника

Здравствуйте, Степан. Меня интересует тема развода. Я в Германии 2,5 года. Двое детей рождены здесь. Муж немец, а у меня виза на пмж( которую продлевать нужно). Я здесь ещё не работала и на немецкий не ходила. Только через год смогу, когда ребёнок в сад пойдёт. Если мы разведёмся, то дети со мной останутся? Смогу ли я получать пособия? Хочу переехать обратно в Казахстан, но муж детей не отдаёт. Смогу ли я как-нибудь с ними уехать? Слышала, что развод здесь дорого стоит. Или можно жить раздельно, но не разводясь? Тогда пособия не смогу получать? Помогите, пожалуйста.

07.08.2015 21:40

Здравствуйте.

В разделе о жизни в Германии есть статья про развод. Там всё, что Вы спрашиваете, подробно описано

Всего доброго

07.08.2015 21:41
Надежда

Добрый день Степан.
Меня зовут Надежда. Я приехала из Казахстана в Германию как поздний переселенец 30.12.2014 г. У меня 4 параграф, а у детей 7. Со мной вместе 2 маленьких детей. 5 и 4 года . С немецким языком пока плохо, жду когда вызовут на курсы. Дети уже ходят в садик. Я являюсь вдовой . Мы сейчас живем в ноутвонунге в апреле нам дают квартиру. Нам дали заполнить антраг на все необходимое, мы заполнили. Но нам пришел отказ. Мне отказали в рентеферзихирунг. Мне кажется что мы должны получать средства так как я мать одиночка. И еще , у меня девичья фамилия немецкая. Я хотела поменять детям но мне тоже отказали. Может вы подскажете куда нам обратится. Мы живем в NRW г.Херфорд

27.03.2015 14:39
Степан Бабкин

Здравствуйте, Надежда

После того, как Вам дадут квартиру, обратитесь в Sozialamt. Что положено родителям-одиночкам - написано вверху. Это и должны дать.

Смена фамилии - вопрос очень непростой. Обратитесь в Standesamt.

Не видя текста отказа я не могу сказать что-то более определённое.

Всего доброго

27.03.2015 14:43
Надежда

Спасибо. И вам всего наилучшего.

27.03.2015 14:59
Елена

Добрый день, Степан. Спасибо вам за полезную информацию! Я пока в Греции, собираюсь летом в Гамбург. Имею ВНЖ, который позволяет приехать и остаться легально в Германии( опыт знакомых). Сын-гражданин Греции(ЕС). В гамбурге подам на немецкий ВНЖ. Я-мать-одиночка 4-х летнего ребенка. Отец-грек,признание отцовства есть. Замужем никогда не была, помощи от отца никакой нет. На что могу рассчитывать, кроме киндергельд? С садиком государство помогает? Я слышала, что пособие по безработице имеют право получать те, которые, как минимум, проработали 6 месяцев...-так ли это?

11.02.2015 11:09
Степан Бабкин

Здравствуйте, Елена.

В общих чертах, всё как вверху и описано. По безработице пособие в Германии делится на два вида. Одно для тех, кто работал, им платят сверх в процентах от предыдущей зарплаты в течение года после увольнения. А всем остальным - по минимуму просто, насколько я в курсе.

Всего доброго

11.02.2015 11:19
Елена

Доброе утро. Мне просто кажется странным, что сразу по-приезду в Германию, ни проработав ни одного дня в Германии, можно встать на учёт и получать хотя бы тот же минимум, как вы пишите---382 евро.............. Мне на других сайтах говорят, что по-приезду надо на работу устраиваться---по-другому-никак. Просто хочется получить достоверную информацию.

17.02.2015 11:27
Степан Бабкин

Здравствуйте, Елена

У моего коллеги брат из Греции таким образом приехал, у него тоже был там ПМЖ. Он приехал, обратился в социаламт в Карлсруэ и ему разрешили получать пособие до того момента, пока он найдёт работу. Для родителей-одиночек как правило требования к поиску работы убирают.

Я не знаю точно, как будет. Я - программист, ни дня на пособиях не сидел, очень плохо в этом разбираюсь. Так что не уверен, можете ли Вы 100% полагаться на мою информацию.

Всего доброго

17.02.2015 11:35
Elena Ru

спасибо, обнадёжили. Подсчитаем: Киндергельд-184, пособие по безработице-382, + пособие по безработице для детей до 6-ти лет-219(или уже 224), +для безработных родителей-одиночек также полагается ежемесячная помощь в 12% от пособия по безработицы, + если отец не платит или потерялся , Jugendamt может платить от 133 до 180 евро, ну и может быть помощь в оплате жилья так полагаю...Поправьте, если что-то неправильно.Неплохо совсем даже на первое время. Я еще слышала, что посылают на немецкие курсы бесплатно.-это было бы супер. На пособиях сидеть не собираюсь-это только на первое время. При первой же возможности пойду работать.

17.02.2015 11:52
Степан Бабкин

Ну, я не думаю, что прям вот это всё один в один получите. Например, оплату жилья не получите, потому что это платят тем, кто работает только.

Интеграционные курсы могут дать вполне.

17.02.2015 12:20
Elena Ru

Вы вот тут пишете, что можно чуть ли не по-приезду уже получать пособие по-безработице, но тут же ниже, отвечая svetlana, пишите----- пока Вы год в Германии не отработаете, никаких прав на пособия у Вас нет..... Или это не касается матерей-одиночек?.. Или какие-то другие законы?... И ещё является ли женщина матерью-одиночкой при живом отце, но незамужней и не живущей вместе? То есть поднимающая своего ребёнка одна.

17.02.2015 13:21
Степан Бабкин

Это не касается тех, кто уже имеет ПМЖ в ЕС. Те, кто уже имеет ПМЖ в одной из стран ЕС, имеет право на получение социальных пособий. Светлана же не имеет ПМЖ в ЕС и пока не отработает год, социльных пособий не получит.

Мне очень трудно отвечать на вопросы читателей, потому что я о них ничего не знаю. А расспрашивать досконально не могу, потому что у меня вот прямо сейчас на счётчике - 3844 уникальных посетителя за сутки. Если во всех ситуациях разбраться досконально, то никакого времени не хватит.

Поэтому я, как правило, отвечаю крайне поверхностно, даю самую общую информацию, дальше человек должен сам.

Елена, это ситуация - Ваша собственная. Если Вы хотите получить 100% верную информацию, то Вам нужно приехать в Германию и обратиться в Sozialamt. Там вы получите ответ, который точно подходит к Вашей ситуации.

Но мне абсолютно неизвестно, как поведёт себя по отношению к Вам и Вашей ситуации конкретный немецкий чиновник, к которому Вы придёте. Если Вы ему не понравитесь, то он просто отправит Вас куда-нибудь. Если понравитесь - попробует помочь в меру своей компетенции. Чем он сможет помочь - это опять же другой вопрос, знает ли он о законах и как их будет использовать в Вашем отношении.

В общем, не ищите тут ответов на все свои вопросы, это бессмысленно.

Мать-одиночка - это мать, которая воспитывает ребёнка одна, без мужа.

17.02.2015 13:29
Elena Ru

Доброе утро,Степан... Не ругайтесь сильно. Я понимаю, что у вас много "уникальных посетителей". Это объяснимо-вы быстро отвечаете и доходчиво. Можно один вопрос?... Владение недвижимостью( у меня есть и в России, и в Греции) как-то влияет на получении пособий, особенно-социал?..

18.02.2015 11:10
Степан Бабкин

Здравствуйте, Елена.

Да я и не ругаюсь. Я к тому, что когда начинается допрос "а почему Вы тому так, а мне так ответили", мне приходится слишком глубоко в тему вникать, вспоминать, почему я тому тогда так ответил. Некогда просто.

Конечно, наличие недвижимости лишает возможности получать социал. Это прямое нарушение - получать социал и иметь недвижимость.

На пособия детские это никак не влияет.

Всего доброго

18.02.2015 12:10
Ольга

Я хотела бы задать вопрос . У меня ребенок инвалид Pflege Stufe 2 .Я не могу работать много очень терминов по врачам больницам и т.д .У меня вопрос. Имеет ли право Job Center меня гнать на работу?

19.01.2015 00:07
Степан Бабкин

Здравствуйте, Ольга.

Там есть какое-то ограничение по количеству часов. Если Вы получаете Pflegegeld, то по идее, там только 20 часов максимум можно работать. В общем, я точно не знаю, я не адвокат, но Вы можете сделать так: взять ребёнка с собой и пойти с ним на термин в JobCenter. Обычно это очень помогает

Всего доброго

19.01.2015 01:29
Евгения

Здравствуйте, Степан! Если Вы знаете, посоветуйте, пожалуйста... Я несколько месяцев тому назад приехала на ПМЖ в Германию из Узбекистана, как поздняя переселенка. Я одна с ребенком 4-х лет. В Узбекистане я считалась матерью-одиночкой. А в Германии никак не могу это доказать. Все справки с переводами из ЗАГСа Узбекистана не идут в счет (справка о том, что я никогда не была за мужем, и справка о том, что отец записан с моих слов). По нашим законам (думаю, как и в большинстве других странах СНГ) в свидетельстве о рождении ребенка в графе - Отец - не ставят прочерк. Там должно быть вписано имя или биологического отца ребенка, или вымышленное имя, им все равно, но графа должна быть заполнена. При этом фамилия ребенка обычно пишется мамина (все в этом документе получают фамилию мамы ребенка). И теперь мне говорят, что раз у ребенка в этой графе написано имя - я не считаюсь матерью-одиночкой. Как мне быть? Почему не принимаются во внимание законы той страны, из которой я приехала? Я ведь не могла заполнить этот документ по-другому...Мне никто бы не выписал его по-другому. Посоветуйте, пожалуйста, Степан! Я в полной растерянности и недоумении. С уважением, Евгения.

19.07.2014 16:23
Степан Бабкин

Здравствуйте, Евгения.

Я не знаю, почему так. Лучше к адвокату обратиться. Может, чего подскажет.

Всего доброго

19.07.2014 20:57
Tatiana Strogaya

Здравствуйте!!!У нас такая ситуация:я 9 месяцев назад с 2 детьми (им 7 и 8 лет) переехала в Германию по §7,с отцом(он остался в России) детей мы в процессе развода,он нам не помогает и не будет,т.к. он сам не работает,и живет только на свою пенсию по инвалидности,здесь кроме социала на меня 384 евро и на детей 71 евро тоже социала на каждого+киндергелд нам ничего не платят!!!Вы пишите про 255 евро,помошь от югендамта-ничего такого мы не получаем.............может мы что-то неправильно сделали?или на эту помошь мы будем иметь право только после развода?и еще как нам обьяснили в АА что соц.для детей 255-это и есть киндергелд 184+соц.от АА 71...как то так.....это так???Спасибо!!!

18.06.2014 15:09
Степан Бабкин

Здравствуйте, Татьяна.

Все эти вопросы нужно адресовать в Sozialamt и Jugendamt.

Но Вы же не в разводе, значит, Вы не мать-одиночка официально. Разведитесь, тогда, наверное, больше будут помогать.

Мне кажется, что на данный момент Вам адекватно платят.

Всего доброго

18.06.2014 15:17
oksana!

zdrastvujte!ja sama s latvii!sobirajusj v avguste v Germaniju u menja 4 nesoverwenoletnix detej,polucaju tut alementi.detjam 10,8,6,4 goda.kakie posobija ja budu polucjatj.no ja negrazdanka latvii.spasibo

19.05.2014 07:16
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Если у Вас будет вид на жительство, то будете получать Kindergeld на них. Всё остальное зависит от многих факторов.

Всего доброго

19.05.2014 09:54
Марина

Здравствуйте!!! Моя дочь совсем недавно переехала в Германию по программе переселения. Она с сыном, и она мать-одиночка. Ребенку 4 годика. Правильно ли я поняла, что помимо пособия по безработице от социала и Kindergeld, она может получать детское пособие по безработице и плюс 12% от пособия по безработице?... Или это слишком?..)))))

17.05.2014 02:21
Степан Бабкин

Здравствуйте, Марина.

Да, дети тоже получают пособие по безработице. Она должна обратиться в Sozialamt

Всего доброго

17.05.2014 11:27
Марина

Спасибо, Степан, вам за ответ. Но вот такое сомнение одолевает... А не скажут ли ей там - Девушка, а не много ли вам будет? Пособие по безработице вам + ребенку + Kindergeld, да еще и 12%.... Не хотелось бы, чтобы она там попала в неловкое положение.

17.05.2014 15:03
Степан Бабкин

Про 12% я не знаю. Но я же не спец по пособиям.

За спрос денег не берут, в любом случае.

17.05.2014 18:20
Людмила

Здравствуйте! В Украине я имею статус матери -одиночки. Вышла замуж за немца. Получила ВНЖ. Муж отказывается усыновлять ребенка (6 лет) и давать ему свою фамилию. Какие у мужа возникают материальные обязательства по отношению к моему ребенку? На на какие виды помощи я и ребенок я можем претендовать? Муж - пенсионер, у которого своих трое детей, один из которых не дееспособен и проживает вместе с ним. я не работаю.
спасибо.

08.03.2014 02:49
Степан Бабкин

Здравствуйте, Людмила.

У мужа нет никаких обязательства перед Вашим ребёнком. На что можете претендовать описано в статье вверху. Только учтите, что Вы всё-таки не мать-одиночка, потому что муж у Вас есть.

Лучше всего, если Вы сходите в Sozialamt и там поговорите о своей ситуации.

Всего доброго.

08.03.2014 10:21
Светлана

Здравствуйте Степан. У меня заключен трудовой договор на 3 года, открыта рабочая виза, если я в этот период решусь завести ребенка, могу я его родить в Германии? Нужны ли для этого какие-то определенные условия? Какое у ребенка будет гражданство? Может ли кампания расторгнуть со мной трудовой договор или даст отсрочку на выполнения проекта (срок выполнения проекта 3 года)?

22.12.2013 21:45
Степан Бабкин

Здравствуйте, Светлана.

Прочтите, пожалуйста, статью про роды в Германии в разделе о медицине.

Рожать в Германии можно. У ребёнка будет гражданство родителей. Договор с Вами расторгнуть не имеют права. Но не продлить - могут.

Всего доброго.

22.12.2013 21:48
Татьяна

Я мать-одиночка, только что приехала в Германию и устроилась на работу, дочка тут со мной прописана, имею ли я сейчас право получать Kindergeld и помощь матерям-одиночкам, или нужно проработать какое-то определенное время, год например или сколько? Мы граждане ЕС.

12.11.2013 23:48
Степан Бабкин

Здравствуйте, Татьяна.

Я думаю, что Вы можете сразу получать, тем более, как граждане ЕС. Единственное что, могут потребовать письменного подтверждения отказа от получения пособий в стране исхода.

Всего доброго.

12.11.2013 23:56
Дарья

какой же замечательные сайт) столько жизненно важной информации для меня, огромное спасибо!

16.09.2013 19:18
svetlana

zdravstvujte Stepan. Ja i moja semija zivjom v Irlandii.Tak kak moj muz poterjal rabotu mi sejchas sedim na posobii.Mozno li nashe posobie perevesti v germaniju na period poiska raboti? Za ranie Bolshoe sposibo. Da mi grazdani EC

11.06.2013 16:05
Степан Бабкин

Здравствуйте, Светлана.

Я думаю, что просто так, по умолчанию, пособие никто ни назначать, ни отменять не станет. То есть, если Вы по-тихому уедете в Германию из Ирландии и Вас не проверят, то будут дальше платить. А если по правилам, то пока Вы год в Германии не отработаете, никаких прав на пособия у Вас нет.

Всего доброго

11.06.2013 17:02
svetlana

Bolshoe sposibo.

12.06.2013 10:10
anonymous

Складывается впечатление, что на такие пособия можно вполне себе неплохо жить!...

12.11.2012 03:05
Степан Бабкин

Ну, да. Айфоны покупать не получится, а просто более-менее нормально жить - вполне. Для того пособия и придуманы.

12.11.2012 07:57