Инженер Зёргель мечтал построить гигантские дамбы в Африке

Футуристический проект немецкого инженера Зёргеля, который 100 лет назад придумал, как решить энергетические проблемы Европы.

Инженер Зёргель мечтал построить гигантские дамбы в Африке

К чёрту трубы по дну моря - давайте его осушим

Немцы активно строят "Северный Поток" призванный обеспечить германскую промышленность необходим количеством энергии. В немецких СМИ ведутся разговоры на тему использования альтернативных источников энергии, строительства новых электростанций, возможности закупок сжиженного газа и прочих вариантов стать энергетически менее зависимыми от России. Немцы всерьёз опасаются уже почти нескрываемых намерений Кремля подсадить Евросоюз на российскую газовую иглу. Понятно, что любая энергетическая реформа будет прежде всего связана с большими расходами, которые в период кризиса нести не так-то просто. Ведь по своим масштабам любой из выбранных планов будет сопоставим с советскими проектами поворотов сибирских рек вспять. Не дешевле ли просто продолжать платить?

Пока немецкие лбы морщатся в попытках решить эту задачу самое время вспомнить историю. Например, проект немецкого инженера Германа Зёргеля. Этот баварский инженер, архитектор и философ в двадцатых годах прошлого столетия будоражил лучшие умы гигантским проектом под названием "Атлантропа". Херр Зёргель в изысканиях преследовал всю ту же цель бесперебойных поставок недорогого электричества в Германию и остальную Европу, которая столь насущна сейчас. По-видимому, на жизненные взгляды Германа очень повлиял отец, бывший одним из первопроходцев в деле строительства плотин для водных электростанций. Его сын предполагал дамбами перегородить ни много ни мало, а Гибралтар и Дарданеллы!

Проект Антлантропа инженера Зёргеля

Немецкий инженер не страдал от недостатка амбиций и планировал осушить Средиземное Море

Согласно плану, Средиземному морю предстояло сильно уменьшиться, опресниться и стать огромным озером внутри нового континента - Атлантропы. Уровень воды должен был понизиться на сотню метров. Адриатическое море исчезло бы полностью. Венецианским гондолам пришлось бы приделать колёса, чтобы продолжить перемещаться по высохшим каналам. Сицилия стала бы средней возвышенностью, через которую ходили поезда в южную часть нового континента - бывшую Африку. 576 тысяч квадратных километров новой земли возникло бы там, где раньше была вода.

Перегородить море - план века

Но самое главное - дамбы! 88 тысяч кубических метров в секунду протекает между Марокко и Испанией. "Это же 12 Ниагарских водопадов!" восклицал Зёргель в книге "Атлантропа", изданной в 1932. Мощности дамб с лихвой покрывали бы энергетические потребности Европы того времени. Протяжённость сооружения составила бы 38 километров в длину и 300 метров в высоту в самом глубоком месте, что было на 200 метров выше любой другой дамбы, существовавшей в то время. У основания, согласно проекту, гигантская плотина достигла ширины 1600 метров. Поверху Зёргель планировал пустить автомобили и поезда, тем самым создав прямой сухопутный путь из Европы в Африку. Это обусловило бы быстрое индустриальное развитие южного побережья нового озера. Шутка ли, для воздвижения такой постройки планировалось нанять 250 тысяч рабочих, чтобы окончить проект в 10 лет. Даже Китай в настоящее время всё ещё не достиг подобных масштабов в своих планах!

Неудивительно, что немецкому инженеру так и не удалось убедить сильных мира сего и начать строительство супер-дамбы. Даже нацистам, желавшим прославить Германию на века, проект не показался реализуемым. Где взять столько стройматериалов? Как разместить рабочих в знойных районах Африки? Как защититься от возможных цунами? А как насчёт агрессивно настроенных восточных соседей, которые не преминули бы воспользоваться ситуацией? Слишком рискованно, слишком романтично для немецких прагматичных характеров. Гитлер велел отложить проект до лучших времен, а пацифиста Зёргеля нацисты преследовали, так как он не состоял в партии.

В послевоенное время миру было уже не до Атлантропы - тут Европу бы восстановить. Зёргель не сдавался и продолжал убеждать в выгодах своего плана, устраивая выставки и презентации, до смерти в 1952. Периодически те или иные правители заинтересовывались проектом, но он затрагивал слишком много интересов разных стран и договориться со всеми так ни кому и не удалось. Что говорить об осушении морей, если чтобы проложить трубы по морскому дну требуется несколько лет активных переговоров и согласований между десятком государств.

И всё-таки трубы...

После Зёргеля в Мюнхене ещё несколько лет существовал Институт Атлантропы, в лучшие годы насчитывавший 1200 членов.

Теперь подобный проект тем более невозможен. Слишком далеко ушла наука, последствия осушения Средиземного моря легко просчитываются. Засухи, солончаки, наводнения - самые очевидные явления, которые ждали бы Европу в случае реализации этого плана. С другой стороны, кто знает, может быть интегрированная с Европой Африка и дешёвое электричество в итоге перевесили бы остальные неудобства.

22-01-2019, Степан Бабкин

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье по емэйлу Войти!

Комментарии и вопросы (3)

Спросить или комментировать

Аркадий Миронов (25/01/2019)

Здравствуйте. Очень интересная статья, я давно уже читаю Ваши научные статьи, они мне очень помогают повысить свой уровень развития. У вас очень хороший сайт, желаю вам дальнейшего расследования. Зергель просто молодец, очень умный был человек.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

AlexNayba (21/11/2013)

Ха, а я пропустил сию статью...
Спасибо, увлекательно!

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Елена Бабкина (21/11/2013)

Интереснененькая статья о грандиозных планах хера Зёргеля...Меня очень вдохновила вера в свою идею на протяжение всей жизни. Утопия - это ещё не повод отказыватся от своих намерений:)
Супер, спасибо за статью!
Даже перечитывая архив, можно получить огромное удовольствие.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ