Жизнь в Германии
Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Проект Атлантропа

Футуристический проект немецкого инженера Зёргеля, который ещё 100 лет назад придумал, как решить энергетические проблемы Европы.

Проект Атлантропа
Немецкие изобретения
2009-07-18~4 минуты101142

После двух российско-украинских новогодних газовых забав немцы уже летом начинают готовиться к третьей. То и дело в СМИ возникают разговоры на тему использования альтернативных источников энергии, строительства новых атомных электростанций, возможности закупок сжиженного газа из Катара и прочих вариантов стать энергетически менее зависимыми от России. Немцы всерьёз опасаются уже почти нескрываемых намерений Кремля подсадить Евросоюз на российскую газовую иглу. Понятно, что любая энергетическая реформа будет прежде всего связана с большими расходами, которые в период кризиса нести не так-то просто. Ведь по своим масштабам любой из выбранных планов будет сопоставим с советскими проектами поворотов сибирских рек вспять. Не дешевле ли просто продолжать платить?

Пока немецкие лбы морщатся в попытках решить эту задачу самое время вспомнить историю. Например, проект немецкого инженера Германа Зёргеля. Этот баварский инженер, архитектор и философ в 20-ых годах прошлого столетия будоражил лучшие умы Европы своим гигантским проектом под названием "Атлантропа". Херр Зёргель в своих изысканиях преследовал всю ту же цель бесперебойных поставок недорогого электричества в Германию и остальную Европу. По-видимому, на жизненные взгляды Германа очень повлиял его отец, бывший одним из первопроходцев в деле строительства плотин для водных электростанций. Ведь его сын предполагал дамбами перегородить ни много ни мало, а Гибралтар и Дарданеллы!

Согласно этому плану, Средиземному морю предстояло сильно уменьшиться, опресниться и стать огромным озером внутри нового континента - Атлантропы. Уровень воды должен был понизиться на сотню метров. Адриатическое море исчезло бы полностью. Венецианским гондолам пришлось бы приделать колёса, чтобы продолжить перемещаться по высохшим каналам. Сицилия стала бы средней возвышенностью, через которую пошли бы поезда в южную часть нового континента - бывшую Африку. 576 тысяч квадратных километров новой земли возникло бы там, где раньше была вода.

Но самое главное - это дамбы! 88 тысяч кубических метров в секунду протекает между Марокко и Испанией. "Это же 12 Ниагарских водопадов!" восклицал Зёргель в своей книге "Атлантропа", изданной в 1932-ом году. Мощности этой дамбы с лихвой покрывали бы энергетические потребности всей Европы того времени. Её протяжённость составила бы 38 километров в длину и 300 метров в высоту в самом глубоком месте, что было на 200 метров выше любой другой дамбы, существовавшей в то время. У своего основания, согласно проекту, гигантская плотина достигла бы ширины 1600 метров. Поверху Зёргель планировал пустить автомобили и поезда, тем самым создав прямой сухопутный путь из Европы в Африку. Это обусловило бы быстрое индустриальное развитие южного побережья нового озера. Шутка ли, для воздвижения такой постройки понадобилось бы 250 тысяч рабочих, чтобы окончить проект в 10 лет. Даже Китай в настоящее время всё ещё не достиг подобных масштабов в своих планах.

Неудивительно, что немецкому инженеру так и не удалось убедить сильных мира сего и начать строительство супер-дамбы. Даже нацистам, желавшим прославить Германию на века, проект не показался реализуемым. Где взять столько стройматериалов? Как разместить рабочих в знойных районах Африки? Как защититься от возможных цунами? А как насчёт агрессивно настроенных восточных соседей, которые не преминули бы воспользоваться ситуацией? Слишком рискованно, слишком романтично для немецких прагматичных характеров. Гитлер велел отложить проект до лучших времен, а пацифиста Зёргеля нацисты преследовали, так как он не состоял в партии.

В послевоенное время миру было уже не до Атлантропы - тут Европу бы восстановить. Зёргель не сдавался и продолжал убеждать в выгодах своего плана, устраивая выставки и презентации, до своей смерти в 1952-ом году. Периодически те или иные правители заинтересовывались проектом, но он затрагивал слишком много интересов разных стран и договориться со всеми так ни кому и не удалось. После Зёргеля в Мюнхене ещё несколько лет существовал Институт Атлантропы, в лучшие годы насчитывавший 1200 членов.

Теперь подобный проект тем более невозможен. Слишком далеко ушла наука, последствия осушения Средиземного моря легко просчитываются. Засухи, солончаки, наводнения - это лишь самые очевидные явления, которые ждали бы Европу в случае реализации этого плана. С другой стороны, кто знает, может быть интегрированная с Европой Африка и дешёвое электричество в итоге перевесили бы все неудобства.

Читайте дальше:

  КОММЕНТАРИИ (2)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
AlexNayba

Ха, а я пропустил сию статью...
Спасибо, увлекательно!

21/11/2013
ОТВЕТИТЬ
Елена Бабкина

Интереснененькая статья о грандиозных планах хера Зёргеля...Меня очень вдохновила вера в свою идею на протяжение всей жизни. Утопия - это ещё не повод отказыватся от своих намерений:)
Супер, спасибо за статью!
Даже перечитывая архив, можно получить огромное удовольствие.

21/11/2013
ОТВЕТИТЬ