История появления зубной пасты в Германии
История изобретения зубной пасты. Первая зубная паста
Для человека нет более обыденного действия, чем чистка зубов. Детей с раннего детства приучают выполнять процедуру, как минимум дважды - утром и вечером. Операции с зубной счёткой и пастой привычны и выполняются практически автоматически.
Общемировая история возникновения гигиены рта
Но ещё в начале XX века культура регулярного ухода за полостью рта попросту отсутствовала! Первые упоминания о прототипе современной зубной пасты упоминаются рукописями древних египтян, датированных 5000–3000 года до н.э. Учёным известны свидетельства существования в Древней Индии ритуала с применением «палочек» от Бога Сакка, который якобы Будда советовал для гигиены полости рта.
Это реальные, задокументированные исторические факты. Но назвать столь давний период полноценным началом формирования культуры ухода за зубами можно очень условно.
Состав средств не имел ничего общего с современной зубной пастой. В Древнем Египте смесь для ухода за полостью рта включала пемзу, винный уксус, полученный при сжигании внутренностей быка пепел.
Веяния, присутствовавшие в культурах Индии и Египта, не оказали существенного влияния на средневековую Европу. Средневековье вообще сложно назвать благоприятным периодом для формирования и развития гигиены и стоматологии. Уход за полостью рта практиковался среди представителей высшего сословия. Набор средств был ограничен – абразивный порошок, анисовая вода для полоскания.
Изобретение зубной пасты
Только конец XVIII века ознаменовался появлением первых разновидностей зубного порошка. В Европе «первопроходцем» стала Великобритания. Состав неоднократно изменялся. За десятилетия существования средства рецепт создания смеси полностью изменился. Зубной порошок нельзя назвать совершенным средством. Он не отличался удобством, эффективность невелика, лечебными свойствами порошок вовсе не обладал.
Идеи превратить порошок в пасту появились во второй половине XIX века. Изобретение современного средства для ухода за зубами приписывают американцам. Однако, это не точная информация. В Америке в 1892 появились первые пастообразные средства для ухода за полостью рта. Но назначение той зубной пасты было далеко от современного. Американские пасты выпускались как средство для освежения дыхания, и не обладали профилактическими и лечебными свойствами.
Первое средство, которое обладало привычными нам профилактически-лечебным эффектом, появилось в Германии.
Автор изобретения
Настоящим создателем зубной пасты является Оттомар Хайнсиус фон Майенбург – простой сотрудник немецкой аптеки. Но «простым сотрудником» он был в далеком 1907, когда начинал свои первые эксперименты над формулой средства на чердаке аптеки, в которой работал, в Дрездене.
Сейчас сложно сказать, верил ли сам Майенбург в успех предприятия, сидя на чердаке, усердно наполняя первыми образцами пасты металлические тюбики. Но идея осуществила настоящий переворот в стоматологии, принесла автору богатство, известность, а зубную пасту сделала обязательным элементом любой ванной комнаты.
Начиналось всё с идеи сделать использование зубного порошка комфортным и максимально эффективным. На тот момент использование средств для ухода за полостью рта не носило в Европе системный характер. Зубной порошок или полоскания назначались стоматологами, как лечение при болезнях дёсен и зубов.
Оттомар слышал об американских пастах, освежающих дыхание. Но количество людей в Европе, знавших об американском новшестве, исчислялось единицами.
Идея фон Майенбурга была более масштабной. Он не видел смысла использовать несколько средств: одно для свежести дыхания, другое – для очищения зубов, третье – для профилактики и лечения кариеса. Зачем такие сложности, если можно создать нечто универсальное, обеспечивающее комплексный уход? Появление идеи у немца вполне логично. Рациональность – одно из основных немецких качеств.
Оттомар Хайнсиус фон Майенбург очень тщательно подошел к разработке идеи. Зубная паста задумывалась эффективным решением сразу нескольких проблем:
- пастообразная форма сделает процедуру чистки более комфортной – можно забыть о рассыпающемся зубном порошке;
- Тюбик позволит выдавливать необходимую дозу средства;
- состав качественно очищает зубы, что снижает риск развития кариеса, одновременно освежая дыхание, благодаря добавлению ароматных масел.
Важный момент – применение зубной пасты, как минимум два раза в день. Значит, необходима масштабная рекламная кампания. Этому вопросу Оттомар уделил не менее пристальное вынимание.
Кампания преследовала две цели:
- Реклама самого средства.
- Обучение, пропаганда регулярной гигиены ротовой полости. Ведь только регулярное использование гарантировало заявленный эффект.
Как развивался бизнес фон Майенбурга
Оттомар Хайнсиус создал настоящую империю по производству зубной пасты с мировым именем.
Название для продукта он придумал еще на чердаке дрезденской аптеки, когда собственноручно заполнял тюбики зубной пастой. Вскоре вся Германия узнала о зубной пасте «Хлородонт». Это было только начало.
Всего через 4 года после появления первых образцов, зубная паста «Хлородонт» получила золотую медаль на международной выставке достижений в области гигиены, проходившей в родном Дрездене. Аптека, в которой Оттомар начинал работу, стала его собственностью, но масштабы спроса и, соответственно, производства продукта переросли обычную аптечную лабораторию. В 1917 количество лаборантов достигало 60 человек, а производство переросло в настоящую фабрику.
Предприятие не ограничивалось выпуском зубной пасты. Ассортимент расширялся средствами гигиены. Но главным продуктом, который уже начал завоевывать весь мир, оставалась паста «Хлородонт».
Немецкая рациональность и прагматичность помогли Оттомару создать уникальный продукт и успешно развивать бизнес. Фабрике удалось стать европейским лидером среди производителей и приобрести независимость от поставщиков сырья. Оттомар купил землю, чтобы состоятельно выращивать мяту, а также построил завод для производства тюбиков.
Не ослабевала и рекламная компания, которая вышла за пределы Германии. Плакаты, пропагандирующие продукт и одновременно обучающие правильному использованию, переводились на десятки языков. Реклама приобрела европейский и даже мировой масштаб.
Результатом успешной активной деятельности стало, что к 25-летнему юбилею зубной пасты «Хлородонт» количество сотрудников на дрезденской фабрике достигло 1500 человек. Фирма открыла 20 филиалов в разных странах.
Империя, которую создал фон Майенбург, сделала его известным и богатым. Бизнесмен купил 4 великолепных замка! Оттомар не ограничился созданием состояния для себя и детей, а уделял внимание благотворительности, продвижению социальных проектов. На майенбургских фабриках впервые ввели штатную единицу врача на производстве, открыли столовые для рабочих.
Умер Оттомар 24 июля 1932, спустя месяц после юбилея, который отметили на предприятии. Это не помешало оставаться бренду «Хородонт» мировым лидером продаж вплоть до 1989.
Сегодня паста для зубов рассматривается как обязательный элемент нашей повседневной жизни. Мы чистим зубы дважды в день и даже не представляем, что когда-то могло быть иначе.
23-10-2019, Соня Шевченко
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Kristjan Klein (04/09/2018)
Очень интересная и полезная статья,никогда раньше не знал историю создания зубной пасты.Интересно,а сейчас выпускают зубную пасту марки "Хлородонт"?
Катюша (29/12/2016)
Здравствуйте, Степан! Спасибо за и нтересную статью!
Антон Т. (10/03/2013)
Интересно, но как же автомобиль (Карл (если не путаю) Бенц, чьим именем также называется бензин)? Атомная бомба - сделали немецкие учёные в США, продолжив работы, с которых их выгнали нацисты в 30-е годы? Прообраз автомата Калашникова, большую часть конструкции которой заимствовал наш конструктор, создав АК. Крылатые ракеты, или в какую категорию они попадают? Я про Фау-2. Вклад немцев, либо учёных, которые работали в среде немецких институтов, в современную науку - просто огромен. Эйнштейн работал в Германии. Макс Планк, Нильс Бор, Вольт, Ом, Кирхгоф - половина законов и уравнений классической физики просто кишат фамилиями с немецким звучанием :) Наконец, психоанализ - Юнг, Фрейд. Они не были в строгом смысле немцами, один - австриец, второй - швейцарец, но упомянуть стоит. Немцы вряд ли этим гордятся, но эксперименты над людьми во время 2-й мировой дали сильнейший толчок медицине, тогда напридумывали не только всякое оружие, но и способы с ним бороться и вообще спасать жизнь во всяких экстремальных ситуациях.
Написал только то, что пришло в голову. Мог немного приплести лишнего, и, скорее всего, многого не сказал. В общем, я к тому, что очень интересной была бы обзорная статья по поводу вклада этого замечательного народа в целом в развитие науки и техники.