Жизнь в Германии
Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Дроны в Германии

Дроны в Германии
О жизни в Германии
2017-01-28~5 минут316017

Всё больше бюргеров покупают дронов. Летающие вестники передовых технологий используются как игрушки для детей и взрослых, а также в профессиональной деятельности государственных служб и частных фирм.

Под определение “дрон” в Германии попадают управляемые и автономные беспилотные летательные аппараты. “Беспилотный” означает, что внутри летающего объекта не сидит человек.

Где используют дронов

Помимо развлечений, немцы применяют беспилотники на работе. Понятно, что в первую очередь это армия, полиция и прочие государственные службы.

Но также дроны нашли широкое применение в других областях. К примеру, их используют крестьяне для “облёта” своих угодий и контроля за урожаем. Егеря наблюдают за дикими животными и охотятся, получая информацию с беспилотников. Технический контроль различных высотных объектов - башен, зданий, линий электропередач - стал куда проще, когда появилась возможность осмотреть их со всех сторон без риска для здоровья работников. Немалую роль играют дроны для развития науки, в георазведке, метеорологии, геодезии.

Закон о дронах в Германии

Ещё в 2013 году, когда на выступлении канцлера Меркель в нескольких метрах от сцены начал кружить квадрокоптер, с точки зрения закона предъявить хулигану из партии “Пиратов” было нечего. Из-за быстрого роста числа дронов на руках населения и хаотичного способа применения, правительству пришлось принять меры по регулированию процесса использования. В январе 2017 принята новая редакция закона Luftverkehrsgesetz (LuftVG), чётко регулирующая полёты беспилотников.

Дроны теперь разделяются на два типа. Те, которые служат сугубо для развлечений, попали в категорию летающих моделей (Flugmodelle). А применяемые в работе или на службе у полиции и армии профессиональные беспилотники - это авиационные системы (unbemanntes Luftfahrtsystem).

И те и другие обязательно должны быть подписаны владельцами, если вес агрегата превышает 250 грамм. Надо указывать адрес и имя хозяина, чтобы в случае нанесения ущерба из-за падения или столкновения сразу было понятно, кто будет возмещать расходы.

Для управления беспилотниками весом более 2 килограмм владельцу необходимо получить удостоверение пилота дрона, по типу водительского. Права на управление тяжёлыми моделями (Drohnenführerschein) разрешается получать начиная с возраста 16 лет. Выдают их на 5 лет в лётных школах, признанных немецких авиационным ведомством (Luftfahrt-Bundesamt). Экзамен разрешается сдавать в том числе и по интернету. Если ребёнок хочет управлять двухкилограммовой моделью с 14-ти лет, то он может получить права в клубе воздушного спорта (Luftsportverein).

Если дрон весит больше 5 килограмм, то для запуска потребуется разрешение на полёт от местной авиационной службы.

Дроны в Германии

Модели весом меньше 5 килограмм разрешается использовать только в области прямой видимости пилота. Нельзя залетать на охраняемые территории и аэродромы, парить над толпой и снимать работу полиции или спасательных служб. Поднимать модели выше 100 метров разрешено только на специальных площадках при аэроклубах.

Летать над частными домами и “заглядывать” в окна жилых домов или “подслушивать” с помощью дронов в Германии незаконно. В жилой зоне беспилотники можно запускать только над собственным участком.

Эксплуатация беспилотников весом более 25 килограмм запрещена.

Закон обязывает управляющих беспилотниками “уступать дорогу” всем обычным летательным аппаратам с людьми, а также воздушным шарам!

Отдельно регулируются полёты дронов, управляемых при помощи видеоочков на глазах оператора. Максимально допустимая высота полёта - 30 метров, аппарат не должен весить больше 250 грамм и пропадать из зоны видимости без очков. Помимо пилота такого дрона, за моделью обязан наблюдать кто-то ещё, чтобы предупредить об опасности оператора. Ведь он в очках и может просто не видеть, что происходит вокруг него или его аппарата.

Это правила для частников, а для рабочих и служебных дронов существует масса исключений.

Как выбрать дрона

Для “начинающих” владельцев беспилотников определиться с параметрами дрона непросто. Предложений на рынке в Германии очень много, выглядят модели очень круто - глаза разбегаются!

Для начала ответьте для себя на 3 вопроса:

  • Будет ли служить дрон только для развлечения?
  • Будет ли он летать внутри помещений?
  • Это игрушка для детей и взрослых?

Если на все три вопроса ответ положительный, то модель весом до 250 грамм и стоимостью до 100€ станет вполне подходящим вариантом. Квадро-, хексо- и октокоптеры малого размера можно эксплуатировать в доме или на улице в безветренную погоду.

Расходы серьёзнее понадобятся, если есть интерес к дронам с камерой, которые передают видео-сигнал оператору на видеоочки или на компьютер, не боятся ветра и вообще скорее не игрушки, а солидные летательные аппараты. В этом случае речь идёт о нескольких сотнях евро.

Профессиональные беспилотники для серьёзной работы стоят если не как средний автомобиль, то уж точно не дешевле мотоцикла.

Основные критерии выбора дронов таковы:

  • Цена
  • Система стабилизации полёта
  • Камера
  • Ёмкость аккумулятора, скорость зарядки
  • Время полёта
  • Дальность действия управляющего сигнала
  • Дополнительные программы: автономное возвращение “на базу” при прекращении управляющих сигналов, плавное приземление при слабом заряде батареи и тому подобное.

  КОММЕНТАРИИ (17)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Владислав

Добрый день!

Скажите, а как сейчас ситуация с дронами, не поменялось ли чего? Планирую переезжать в Германию по Blue Card, у меня есть DJI Phantom 3 Pro. Он весит сильно поболее 250 граммов, хотя и меньше 2 килограмм. Вот думаю, тащить его с собой или продать до отъезда?

Спасибо.

02/08/2017
Степан Бабкин

Здравствуйте, Владислав

Всё именно так, как описано в статье выше.

02/08/2017
ОТВЕТИТЬ
Сергей_ИТКиев

Читая тут новости, вспомнил про статью.
Вот пример в деньгах! "полетать" авиамодельным самолетиком
Кратко - "улетел" в бескронтольный пилет у 62 летнего товарища самолетик и врезался в вышку сотовой связи.
Итог - отвечать за ущерб - за вышку 1000 евро (как начальная цифра и не дай бог вышке поплохеет - то еще добавят), ущерб самолета - 10К евров, + ответственность по закону об авиации (я так понимаю по управлению большими авиамоделями).
Забавно что подобное дело полиция усиленно расследует. В отличии от более вопиющих дел по насилию над людьми.

01/05/2017
ДмитрийNL

Написано что человек запускал самолетик с Modellflugplatz, т.е. скорее всего это был официальный модельный клуб со своим полем, и скорее всего, у него была страховка (без страховки туда вроде и не пустят). "Расследование" скорее всего заключается в установлении ущерба.

Ну а в целом да, без страховки стремно все это.

14/05/2017
ОТВЕТИТЬ
ДмитрийNL

Сергей, спасибо за информацию. Хотя тут конечно приведен самый минимум, например неясно как вообще регулируется авиамодельный спорт, есть ли клубы, взлетные площадки и пр. Но раз вы этим не интересовались, то понятно что не в теме.

На самом деле 250гр это ни о чем практически, в эту категорию попадают лишь мини-коптеры типа Walkera Ladybird или в лучшем случае Hubsan с крошечной камерой (хотя у последнего хоть gps для возврата к точке старта есть). У таких совсем простые коллекторные движки, в небе их практически не видно, разве что на квартире или небольшой полянке запустить.
Даже модели с размером рамы 330мм уже скорее всего будут тяжелее. Ну а нормальный коптер типа DJI Phantom имеет полетный вес 1.2кг, ладно хоть в 2кг укладывается.

Хотя если как вы пишете, "экзамен можно сдать по интернету", вероятно это не так уж сложно, видимо что-то типа теоретического экзамена с вопросами где можно и нельзя летать.

Кстати можете добавить в статью, что мультикоптеры были изобретены именно в Германии, ну а фирма http://www.mikrokopter.de до сих пор существует и выпускает профессиональные беспилотники. Именно с mikrokopter и началось развитие всей этой области, потом их уже стали клонировать все кому не лень, всем известный DJI появился только лет через 5-10 после первых моделей, когда пальму первенства перехватил Китай.

14/05/2017
ОТВЕТИТЬ
Данил

Спасибо за статью, Степан!
Этот закон действительно обновили в январе, но большинство правил о которых Вы пишете, кажется еще только законопроект:
https://www.gesetze-im-internet.de/luftvg/BJNR006810922.html
https://www.bmvi.de/SharedDocs/DE/Artikel/LR/151108-drohnen.html

21/03/2017
Степан Бабкин

Здравствуйте, Данил

Закон ещё не вступил в действие, но уже на том этапе, когда фарш невозможно провернуть назад, насколько я понимаю.

Нижняя палата парламента его уже утвердила, осталось только в правительстве через министерства утвердить и всё. По сути это формальность, тут тема не настолько серьёзная, чтобы чего-то там обсуждать.

В прессе пишут уже как о свершившемся.

Но в целом Вы правы, да, прямо сейчас закон ещё не действует. Через пару месяцев, я думаю.

Всего доброго

21/03/2017
ОТВЕТИТЬ
Андрей

Скажите пожалуйста к примеру у меня дрон до 2х кг относящийся к игровым моделям. Но я могу применять его и для фотосъемки как событий так и различных объектов на заказ. Как быть в данном случае закон уточняет? Если надо получать свидетельство для бизнес фотографии с дронов то где это теперь осуществляется?

16/03/2017
Степан Бабкин

Здравствуйте, Андрей

Закон только по весу различает модели.

Про фотографирование объектов - это другой закон наверное. Я без понятия, дроны тут ни при чём, объекты можно и с земли снимать, скорее всего такая же практика.

Закон ограничивает полёты дронов в населённых пунктах. То есть, отдельно надо разрешение на полёты над зданиями получать и отдельно - на фотографирование объектов у их владельцев, я так понимаю.

Всего доброго

16/03/2017
ОТВЕТИТЬ
Дмитрий

Здравствуйте,
1) каким образом регламентируется определение "в зоне видимости пилотом"? Используя FPV я могу улететь до слегка видимой точки в небе, но ее все еще видно... А если дрон летит дальше?
2) "Модели весом до 250 грамм должны быть подписаны" на глаз 250-350 грамм не легко определить. Получается, орднунг полицаи (или кто?) теперь "оборудованы" карманными весами?
3) Каким образом подписывать дрон? Можно стикером и при проверке объяснить, что стикер отвалился, ибо дрон самодельный - не имеет корпуса и тут же выцарапать данные уже на аккумуляторе \ трубках \ прочем оборудовании (утрирую). Тема кнутов не раскрыта.
4) Что будет, если не подписанный дрон нанес ущерб третьим лицам, а недобросовестный владелец не имея HPV скрылся? Его будут искать по отпечаткам пальцев?

14/02/2017
Степан Бабкин

Здравствуйте, Дмитрий

1) Насколько я понял, пока дрона видно, он в зоне видимости. Если дрон летит дальше, то Вы - нарушитель. Ну, как бы ПДД для дронов нарушили. Видимо, если поймают - штраф. Не знаю.

2) Думаю, вес дрона будут определять потом, если чего случиться.

3) Отвалился - проблемы Ваши. Если на машине номер отвалился, многое Вы объясните? :)

4) Откуда я знаю? :) Можно совершать прочие правонарушения без дронов, например, швырять камни в окна... Если хотите хулиганить, необязательно дронами запасаться.

Закон не для того, чтобы его нарушать, я для того, чтобы им руководствовались придуман.

Как ПДД. Если человек переходит улицу в неположенном месте, нарушая правила, его не штрафуют каждый раз. Но если случайно заметит дорожная полиция, то могут оштрафовать. Но это фигня. Вот если из-за него авария случится, то тут он уж влетит по полной. Вот тогда уже его нарушение станет большой проблемой.

Всего доброго

14/02/2017
ОТВЕТИТЬ
ViT

Добрый день!
Насколько я знаю, что для управления дроном в Германии, нужна страховка Haftpflichtversicherung и уведомление о регистрации в Luftamt.
Только видимо все это нужно, если вес дрона больше 250 грамм, правильно я понимаю?

31/01/2017
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Страховка Haftpflichtversicherung обязательно в том смысле, как обязательна, к примеру, медицинская страховка. То есть, она необходима, но я не нашёл ничего об ответственности за использование дронов без неё

Очевидно, что с введением обязательной подписи дронов, ущерб от их падения очень легко к кому-то привязать. И если у хозяина дрона нет страховки, то он оплатит ущерб из своего кармана. Представьте, что дрона унесло порывом ветра в сторону проезжей части, он там потерял сигнал и упал на дорогу, испугав водителя и он въехал куда-то. Вот это вот всё безобразие придётся пилоту или хозяину дрона оплатить.

Здравый смысл подсказывает, что иметь HPV при эксплуатации дрона необходимо. Но мне не верится, что на улице будет полиция проверять, имею ли я HPV и включена ли в неё опция об ущербе от моего дрона.

Кстати, да, скорее всего по умолчанию не включена.

Подробнее о Haftpflichtversicherung можно почитать тут

Страхование от ответст­венности за ущерб в Германии

Что касается регистрации, то я так понял это только от 2 кг касается, там где права уже нужны.

Дроны весом менее 250 гр вообще просто игрушки и на них никаких особых ограничений нет.

Всего доброго

31/01/2017
Сергей_ИТКиев

"Представьте, что дрона унесло порывом ветра в сторону проезжей части, он там потерял сигнал и упал на дорогу, испугав водителя и он въехал куда-то."
:) нет предела челоческой фантазии.
НО из-за дрона имено иметь хаупфлихтферзихерунг (сошиал лаябилити на инглиш) - это явно перебор. А то, Что вобще не помешает и частично пригодится, если ваш дрон будет виновником ущерба 3ей стороне попадающий под эту страховку (например стекла очень туда часто не попадают).

31/01/2017
Степан Бабкин

Что значит "явно перебор", если по закону положено?

В том-то и дело, что подобные случаи уже бывали. Из недавнего - снимали с дрона горный слалом и дрон упал в сантиметрах от спортсмена.

https://youtu.be/wYFdh1w_n6M

Ты хоть примерно понимаешь, сколько пришлось бы платить, если бы лыжник свернул себе шею из-за дрона?

А то что не все страховки покрывают ущерб от дрона, дык не у всех дроны есть, зачем по умолчанию это включать. Это твоя забота, застраховать себя, тебе и выбирать контракт и что туда включено.

01/02/2017
ОТВЕТИТЬ
Сергей_ИТКиев

:) даешь продолжение! как построить дрон за ххх евро самому :) за ххх/2 - что где почем, :) барахолки местные, мастерские, вокшопы с оборудованием.
Последние абзацы :) словно из-за угла выбежал носорог и впопыхах пришлось написать пару строк.
Не раскрыта тема размера рамы, материала рамы, типов электромоторов, платы управления, жпс, прочих примочек.
:D такое впечетление что в Германии дроны только появились.

30/01/2017
Степан Бабкин

Привет Серёга,

Спасибо, что бдишь и критикуешь, буду учитывать твои замечания при написании следующих статей.

Твой коммент был бы более уместен, если бы это был сайт о дронах и только о дронах. Или если бы ты заказал у меня статью, очертил сюжет, договорился об объёме, а я взял и не выполнил :)

Я не собирался углубляться в тему дронов в Германии настолько, насколько этого хотелось бы тебе.

Это небольшая обзорная статья, которая субботним утром пришло мне в голову написать. Я просто подумал, не купить ли такую игрушку сыну, вот и всё :)

Ты можешь сам найти информацию на специализированных сайтах про беспилотники и написать статью на любую интересующую тебя тему, в том числе и про дронов.

Всего доброго

31/01/2017
ОТВЕТИТЬ