Беспилотные летательные аппараты в Германии
Использование беспилотников в Германии. Законы, регулирующие эксплуатацию дронов. Где используются дроны и как их выбирать.
Всё больше бюргеров покупают дронов. Летающие вестники передовых технологий используются как игрушки для детей и взрослых, а также в профессиональной деятельности государственных служб и частных фирм.
Под определение “дрон” в Германии попадают управляемые и автономные беспилотные летательные аппараты. “Беспилотный” означает, что внутри летающего объекта не сидит человек.
Где используют дронов
Помимо развлечений, немцы применяют беспилотники на работе. В первую очередь армия, полиция и прочие государственные службы.
Но также дроны нашли широкое применение в других областях. Например:
- Коптеры используются крестьянами для “облёта” угодий и контроля за урожаем.
- Егеря наблюдают за дикими животными и охотятся, получая информацию с беспилотников.
- Технический контроль различных высотных объектов — башен, зданий, линий электропередач — стал куда проще, когда появилась возможность осмотреть со всех сторон без риска для здоровья работников.
Немалую роль играют дроны для развития науки, в георазведке, метеорологии, геодезии.
Закон о дронах в Германии
Ещё в 2013, когда на выступлении канцлера Меркель в нескольких метрах от сцены начал кружить квадрокоптер, с точки зрения закона предъявить хулигану из партии “Пиратов” было нечего. Из-за быстрого роста числа дронов на руках населения и хаотичного способа применения, правительству пришлось принять меры по регулированию процесса использования. В январе 2017 принята новая редакция закона Luftverkehrsgesetz (LuftVG), чётко регулирующая полёты беспилотников.
Дроны теперь разделяются на два типа. Служащие сугубо для развлечений, попали в категорию летающих моделей Flugmodelle. А применяемые в работе или на службе у полиции и армии профессиональные беспилотники — это авиационные системы unbemanntes Luftfahrtsystem.
Независимо от тип коптер обязательно подписывается владельцем, если вес агрегата превышает 250 грамм. Указывается адрес и имя хозяина, чтобы в случае нанесения ущерба из-за падения или столкновения сразу стало понятно, кто возмещает расходы.
Для управления беспилотниками весом более 2 килограмм владельцу необходимо получить удостоверение пилота дрона, по типу водительского. Права на управление тяжёлыми моделями Drohnenführerschein разрешается получать начиная с 16 лет. Разрешение выдаётся на 5 лет в лётных школах, признанных немецких авиационным ведомством Luftfahrt-Bundesamt. Экзамен разрешается сдавать и по интернету. Если ребёнок хочет управлять двухкилограммовой моделью с 14-ти лет, права можно получить в клубе воздушного спорта Luftsportverein.
Если дрон весит больше 5 килограмм, для запуска потребуется разрешение на полёт от местной авиационной службы.

Схема подробно объясняет, где можно, а где нельзя эксплуатировать дронов в Германии
Модели весом меньше 5 килограмм разрешается использовать только в области прямой видимости пилота. Нельзя залетать на охраняемые территории и аэродромы, парить над толпой и снимать работу полиции или спасательных служб. Поднимать модели выше 100 метров разрешено только на специальных площадках при аэроклубах.
Летать над частными домами и “заглядывать” в окна жилых домов или “подслушивать” с помощью дронов в Германии незаконно. В жилой зоне беспилотники можно запускать только над собственным участком.
Эксплуатация беспилотников весом более 25 килограмм запрещена.
Закон обязывает управляющих беспилотниками “уступать дорогу” обычным летательным аппаратам с людьми, а также воздушным шарам!
Отдельно регулируются полёты дронов, управляемых при помощи видеоочков на глазах оператора. Максимально допустимая высота полёта 30 метров, аппарат не должен весить больше 250 грамм и пропадать из зоны видимости без очков. Помимо пилота такого дрона, за моделью обязан наблюдать кто-то ещё, чтобы предупредить об опасности оператора. Ведь он в очках и просто не видит, что происходит вокруг.
Это правила для частников. Для рабочих и служебных дронов предусмотрены исключения.
Как выбрать дрона
Для “начинающих” владельцев беспилотников определиться с параметрами дрона непросто. Предложений на рынке в Германии очень много, выглядят модели очень круто - глаза разбегаются!
Для начала ответьте для себя на 3 вопроса:
- Будет ли служить дрон только для развлечения?
- Будет ли он летать внутри помещений?
- Это игрушка для детей и взрослых?
Если на все три вопроса ответ положительный, модель весом до 250 грамм и стоимостью до 100€ станет вполне подходящим вариантом. Квадро-, хексо- и октокоптеры малого размера можно эксплуатировать в доме или на улице в безветренную погоду.
Расходы серьёзнее понадобятся, если возник интерес к дронам с камерой, которые передают видео-сигнал оператору на видеоочки или на компьютер, не боятся ветра и вообще скорее не игрушки, а солидные летательные аппараты. В этом случае речь идёт о нескольких сотнях евро.
Профессиональные беспилотники для серьёзной работы стоят если не как средний автомобиль, то уж точно не дешевле мотоцикла.
Основные критерии выбора дронов:
- Цена
- Система стабилизации полёта
- Камера
- Ёмкость аккумулятора, скорость зарядки
- Время полёта
- Дальность действия управляющего сигнала
- Дополнительные программы: автономное возвращение “на базу” при прекращении управляющих сигналов, плавное приземление при слабом заряде батареи и тому подобное.
28-01-2017, Степан Бабкин
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Задавайте вопросы и общайтесь в наших телеграм-чатах:
Дима (20/05/2023)
Могу ли я запускають дрон вести до 250 грами если мне 11 лет?
Gene (24/05/2021)
Здравствуйте. Недавно въехали в Германию, Берлин.
Взял с собой любимую игрушку, DJI Mini 2, это компактный дрон 249 грамм, в большинстве стран есть лимит в 250 грамм для беспилотных летательных аппаратов, все что ниже не требует регистрации и контроля, летай где не запрещено и будет тебе счастье, благо само приложение имеет базу запрещенных зон и постоянно обновляется.
Собственно в Германии, насколько я понял, так же есть сетка с весами дронов, но не совсем прозрачно нужно ли регистрировать и получать летную лицензию, если дрон 249гр?
На оф. гос. ресурсе я не вижу ничего про то что "менее 250гр но с камерой нужно регистрировать" https://www.bmvi.de/SharedDocs/EN/Articles/LF/clear-rules-for-the-operation-of-drones.html но вот тут https://drone-traveller.com/drone-laws-germany/ говорится о том, что если есть камера - нужно регистрировать.
Подскажите, пожалуйста.
Alexandr (06/02/2020)
Здравствуйте владельцы дронов у меня инспайер 2 подскажите пожалуйста на каком сайте я могу сдать на разрешение, как ни как 3,5кг не шутка страховка есть бирка тоже существует
Дмитрий (13/05/2018)
Задумался купить детенышу Syma X8SW, на gearbest пишут, что он весит 0,7кг, понятно, что права не надо, подписать его придется, PHV есть, но так вот я и не понял, подскажите пожалуйста, можно ли полетать :
1. во дворе многоквартирного дома и/или пойти погулять по району с дроном или для этого нужно выезжать за город, где никого нет?
2. если мы семьёй вышли на прогулку в парк или по какой-нибудь тропе вокруг озера, в таких местах же и другие гуляют и на великах носятся?
3. нужно ли перед этим сказать страховщику добавить в PHV пункт про дроны, что это за пункт и на сколько это примерно удорожает страховку?
ViT (31/01/2017)
Добрый день!
Насколько я знаю, что для управления дроном в Германии, нужна страховка Haftpflichtversicherung и уведомление о регистрации в Luftamt.
Только видимо все это нужно, если вес дрона больше 250 грамм, правильно я понимаю?
Владислав (02/08/2017)
Добрый день!
Скажите, а как сейчас ситуация с дронами, не поменялось ли чего? Планирую переезжать в Германию по Blue Card, у меня есть DJI Phantom 3 Pro. Он весит сильно поболее 250 граммов, хотя и меньше 2 килограмм. Вот думаю, тащить его с собой или продать до отъезда?
Спасибо.
Сергей_ИТКиев (01/05/2017)
Читая тут новости, вспомнил про статью.
Вот пример в деньгах! "полетать" авиамодельным самолетиком
Кратко - "улетел" в бескронтольный пилет у 62 летнего товарища самолетик и врезался в вышку сотовой связи.
Итог - отвечать за ущерб - за вышку 1000 евро (как начальная цифра и не дай бог вышке поплохеет - то еще добавят), ущерб самолета - 10К евров, + ответственность по закону об авиации (я так понимаю по управлению большими авиамоделями).
Забавно что подобное дело полиция усиленно расследует. В отличии от более вопиющих дел по насилию над людьми.
ДмитрийNL (14/05/2017)
Сергей, спасибо за информацию. Хотя тут конечно приведен самый минимум, например неясно как вообще регулируется авиамодельный спорт, есть ли клубы, взлетные площадки и пр. Но раз вы этим не интересовались, то понятно что не в теме.
На самом деле 250гр это ни о чем практически, в эту категорию попадают лишь мини-коптеры типа Walkera Ladybird или в лучшем случае Hubsan с крошечной камерой (хотя у последнего хоть gps для возврата к точке старта есть). У таких совсем простые коллекторные движки, в небе их практически не видно, разве что на квартире или небольшой полянке запустить.
Даже модели с размером рамы 330мм уже скорее всего будут тяжелее. Ну а нормальный коптер типа DJI Phantom имеет полетный вес 1.2кг, ладно хоть в 2кг укладывается.
Хотя если как вы пишете, "экзамен можно сдать по интернету", вероятно это не так уж сложно, видимо что-то типа теоретического экзамена с вопросами где можно и нельзя летать.
Кстати можете добавить в статью, что мультикоптеры были изобретены именно в Германии, ну а фирма http://www.mikrokopter.de до сих пор существует и выпускает профессиональные беспилотники. Именно с mikrokopter и началось развитие всей этой области, потом их уже стали клонировать все кому не лень, всем известный DJI появился только лет через 5-10 после первых моделей, когда пальму первенства перехватил Китай.
Данил (21/03/2017)
Спасибо за статью, Степан!
Этот закон действительно обновили в январе, но большинство правил о которых Вы пишете, кажется еще только законопроект:
https://www.gesetze-im-internet.de/luftvg/BJNR006810922.html
https://www.bmvi.de/SharedDocs/DE/Artikel/LR/151108-drohnen.html
Андрей (16/03/2017)
Скажите пожалуйста к примеру у меня дрон до 2х кг относящийся к игровым моделям. Но я могу применять его и для фотосъемки как событий так и различных объектов на заказ. Как быть в данном случае закон уточняет? Если надо получать свидетельство для бизнес фотографии с дронов то где это теперь осуществляется?
Дмитрий (14/02/2017)
Здравствуйте,
1) каким образом регламентируется определение "в зоне видимости пилотом"? Используя FPV я могу улететь до слегка видимой точки в небе, но ее все еще видно... А если дрон летит дальше?
2) "Модели весом до 250 грамм должны быть подписаны" на глаз 250-350 грамм не легко определить. Получается, орднунг полицаи (или кто?) теперь "оборудованы" карманными весами?
3) Каким образом подписывать дрон? Можно стикером и при проверке объяснить, что стикер отвалился, ибо дрон самодельный - не имеет корпуса и тут же выцарапать данные уже на аккумуляторе \ трубках \ прочем оборудовании (утрирую). Тема кнутов не раскрыта.
4) Что будет, если не подписанный дрон нанес ущерб третьим лицам, а недобросовестный владелец не имея HPV скрылся? Его будут искать по отпечаткам пальцев?
Сергей_ИТКиев (30/01/2017)
:) даешь продолжение! как построить дрон за ххх евро самому :) за ххх/2 - что где почем, :) барахолки местные, мастерские, вокшопы с оборудованием.
Последние абзацы :) словно из-за угла выбежал носорог и впопыхах пришлось написать пару строк.
Не раскрыта тема размера рамы, материала рамы, типов электромоторов, платы управления, жпс, прочих примочек.
:D такое впечетление что в Германии дроны только появились.