Беспилотные летательные аппараты в Германии

Всё больше бюргеров покупают дронов. Летающие вестники передовых технологий используются как игрушки для детей и взрослых, а также в профессиональной деятельности государственных служб и частных фирм.

Под определение “дрон” в Германии попадают управляемые и автономные беспилотные летательные аппараты. “Беспилотный” означает, что внутри летающего объекта не сидит человек.

Где используют дронов

Помимо развлечений, немцы применяют беспилотники на работе. В первую очередь армия, полиция и прочие государственные службы.

Но также дроны нашли широкое применение в других областях. Например:

Немалую роль играют дроны для развития науки, в георазведке, метеорологии, геодезии.

Закон о дронах в Германии

Ещё в 2013, когда на выступлении канцлера Меркель в нескольких метрах от сцены начал кружить квадрокоптер, с точки зрения закона предъявить хулигану из партии “Пиратов” было нечего. Из-за быстрого роста числа дронов на руках населения и хаотичного способа применения, правительству пришлось принять меры по регулированию процесса использования. В январе 2017 принята новая редакция закона Luftverkehrsgesetz (LuftVG), чётко регулирующая полёты беспилотников.

Дроны теперь разделяются на два типа. Служащие сугубо для развлечений, попали в категорию летающих моделей Flugmodelle. А применяемые в работе или на службе у полиции и армии профессиональные беспилотники — это авиационные системы unbemanntes Luftfahrtsystem.

Независимо от тип коптер обязательно подписывается владельцем, если вес агрегата превышает 250 грамм. Указывается адрес и имя хозяина, чтобы в случае нанесения ущерба из-за падения или столкновения сразу стало понятно, кто возмещает расходы.

Для управления беспилотниками весом более 2 килограмм владельцу необходимо получить удостоверение пилота дрона, по типу водительского. Права на управление тяжёлыми моделями Drohnenführerschein разрешается получать начиная с 16 лет. Разрешение выдаётся на 5 лет в лётных школах, признанных немецких авиационным ведомством Luftfahrt-Bundesamt. Экзамен разрешается сдавать и по интернету. Если ребёнок хочет управлять двухкилограммовой моделью с 14-ти лет, права можно получить в клубе воздушного спорта Luftsportverein.

Если дрон весит больше 5 килограмм, для запуска потребуется разрешение на полёт от местной авиационной службы.

Схема разрешённых зон полётов дронов в Германии

Схема подробно объясняет, где можно, а где нельзя эксплуатировать дронов в Германии

Модели весом меньше 5 килограмм разрешается использовать только в области прямой видимости пилота. Нельзя залетать на охраняемые территории и аэродромы, парить над толпой и снимать работу полиции или спасательных служб. Поднимать модели выше 100 метров разрешено только на специальных площадках при аэроклубах.

Летать над частными домами и “заглядывать” в окна жилых домов или “подслушивать” с помощью дронов в Германии незаконно. В жилой зоне беспилотники можно запускать только над собственным участком.

Эксплуатация беспилотников весом более 25 килограмм запрещена.

Закон обязывает управляющих беспилотниками “уступать дорогу” обычным летательным аппаратам с людьми, а также воздушным шарам!

Отдельно регулируются полёты дронов, управляемых при помощи видеоочков на глазах оператора. Максимально допустимая высота полёта 30 метров, аппарат не должен весить больше 250 грамм и пропадать из зоны видимости без очков. Помимо пилота такого дрона, за моделью обязан наблюдать кто-то ещё, чтобы предупредить об опасности оператора. Ведь он в очках и просто не видит, что происходит вокруг.

Это правила для частников. Для рабочих и служебных дронов предусмотрены исключения.

Как выбрать дрона

Для “начинающих” владельцев беспилотников определиться с параметрами дрона непросто. Предложений на рынке в Германии очень много, выглядят модели очень круто - глаза разбегаются!

Для начала ответьте для себя на 3 вопроса:

Если на все три вопроса ответ положительный, модель весом до 250 грамм и стоимостью до 100€ станет вполне подходящим вариантом. Квадро-, хексо- и октокоптеры малого размера можно эксплуатировать в доме или на улице в безветренную погоду.

Расходы серьёзнее понадобятся, если возник интерес к дронам с камерой, которые передают видео-сигнал оператору на видеоочки или на компьютер, не боятся ветра и вообще скорее не игрушки, а солидные летательные аппараты. В этом случае речь идёт о нескольких сотнях евро.

Профессиональные беспилотники для серьёзной работы стоят если не как средний автомобиль, то уж точно не дешевле мотоцикла.

Основные критерии выбора дронов:

28-01-2017, Степан Бабкин

Читайте дальше:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.

Войти!

Комментарии и вопросы

Спросить / комментировать

Валерий (08/04/2024)

Обновление от 8 апреля 2024. Согласно местного законодательства управление любым дроном запрещено для тех у кого паспорт РФ. Это дискриминация?

Вот ответ от Luftfahrsamt

Sehr geehrte/r .....,

Die Identitätsprüfung Ihrer UAS-Betreiberregistrierung konnte leider nicht erfolgreich abgeschlossen werden.

Grund: Sonstiges / Eigener Text

Kommentar: Sie haben sich in unserem Registrierungssystem als Betreiber eines UAS (Unmanned Aircraft System) registriert. Zu den UAS gehören sowohl Drohnen als auch Modellluftfahrzeuge. Sie sind russische(r) Staatsbürger(in) oder haben Ihren Wohnsitz in Russland.
Gemäß Artikel 3d (1) der Verordnung (EU) 883/2014 (geändert durch Beschluss (GASP) 2022/335) ist es Luftfahrzeugen, die sich im Eigentum russischer Bürger oder Organisationen befinden untersagt, im Hoheitsgebiet der Europäischen Union zu landen, vom Hoheitsgebiet der Union zu starten, oder das Hoheitsgebiet der Union zu überfliegen. UAS sind gemäß Verordnung (EU) 2018/1139 Luftfahrzeuge, auf die dieses Verbot Anwendung findet.
Nach Mitteilung der EU Kommission fallen unter die Definition der "russischen Staatsbürger" auch EU-Bürger, die gleichzeitig einen russischen Pass besitzen.
Als russischem Staatsbürger ist es Ihnen nicht gestattet, UAS über oder auf dem Territorium der Europäischen Union zu betreiben.
Dieses Verbot gilt nicht, wenn Sie ein UAS für ein Unternehmen oder im Auftrag einer Person als Fernpilot steuern, das nicht Eigentum eines russischen Staatsbürgers oder einer russischen Organisation ist. Dieser Eigentümer muss sich selbst als UAS-Betreiber registriert haben/registrieren.


Bitte überprüfen und korrigieren Sie Ihre Angaben.
Nutzen Sie hierfür die entsprechende Funktion in Ihrem Benutzerprofil,
senden Sie uns bitte keine Dokumente oder Daten per E-Mail.
Melden Sie sich zum Ändern der Daten bitte mit Ihren Benutzerdaten (Benutzername = E-Mailadresse) unter https://uas-registration.lba-openuav.de an.

Читать ветку: 2
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Виктория (07/11/2023)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, на текущий момент времени можно ли ввозить квадрокоптер в Германию. Модель DJI mavic mini 2 249g. Можно ли перевозить в багаже или ручной клади? Предполагается перелет Москва - Стамбул - Франкфурт разными авиакомпаниями. С получением багажа в аэропорту Стамбула и последующей его сдачей на следующий рейс.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Дима (20/05/2023)

Могу ли я запускають дрон вести до 250 грами если мне 11 лет?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Gene (24/05/2021)

Здравствуйте. Недавно въехали в Германию, Берлин.

Взял с собой любимую игрушку, DJI Mini 2, это компактный дрон 249 грамм, в большинстве стран есть лимит в 250 грамм для беспилотных летательных аппаратов, все что ниже не требует регистрации и контроля, летай где не запрещено и будет тебе счастье, благо само приложение имеет базу запрещенных зон и постоянно обновляется.

Собственно в Германии, насколько я понял, так же есть сетка с весами дронов, но не совсем прозрачно нужно ли регистрировать и получать летную лицензию, если дрон 249гр?

На оф. гос. ресурсе я не вижу ничего про то что "менее 250гр но с камерой нужно регистрировать" https://www.bmvi.de/SharedDocs/EN/Articles/LF/clear-rules-for-the-operation-of-drones.html но вот тут https://drone-traveller.com/drone-laws-germany/ говорится о том, что если есть камера - нужно регистрировать.


Подскажите, пожалуйста.

Читать ветку: 3
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Alexandr (06/02/2020)

Здравствуйте владельцы дронов у меня инспайер 2 подскажите пожалуйста на каком сайте я могу сдать на разрешение, как ни как 3,5кг не шутка страховка есть бирка тоже существует

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Дмитрий (13/05/2018)

Задумался купить детенышу Syma X8SW, на gearbest пишут, что он весит 0,7кг, понятно, что права не надо, подписать его придется, PHV есть, но так вот я и не понял, подскажите пожалуйста, можно ли полетать :
1. во дворе многоквартирного дома и/или пойти погулять по району с дроном или для этого нужно выезжать за город, где никого нет?
2. если мы семьёй вышли на прогулку в парк или по какой-нибудь тропе вокруг озера, в таких местах же и другие гуляют и на великах носятся?
3. нужно ли перед этим сказать страховщику добавить в PHV пункт про дроны, что это за пункт и на сколько это примерно удорожает страховку?

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

ViT (31/01/2017)

Добрый день!
Насколько я знаю, что для управления дроном в Германии, нужна страховка Haftpflichtversicherung и уведомление о регистрации в Luftamt.
Только видимо все это нужно, если вес дрона больше 250 грамм, правильно я понимаю?

Читать ветку: 4
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Владислав (02/08/2017)

Добрый день!

Скажите, а как сейчас ситуация с дронами, не поменялось ли чего? Планирую переезжать в Германию по Blue Card, у меня есть DJI Phantom 3 Pro. Он весит сильно поболее 250 граммов, хотя и меньше 2 килограмм. Вот думаю, тащить его с собой или продать до отъезда?

Спасибо.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Сергей_ИТКиев (01/05/2017)

Читая тут новости, вспомнил про статью.
Вот пример в деньгах! "полетать" авиамодельным самолетиком
Кратко - "улетел" в бескронтольный пилет у 62 летнего товарища самолетик и врезался в вышку сотовой связи.
Итог - отвечать за ущерб - за вышку 1000 евро (как начальная цифра и не дай бог вышке поплохеет - то еще добавят), ущерб самолета - 10К евров, + ответственность по закону об авиации (я так понимаю по управлению большими авиамоделями).
Забавно что подобное дело полиция усиленно расследует. В отличии от более вопиющих дел по насилию над людьми.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

ДмитрийNL (14/05/2017)

Сергей, спасибо за информацию. Хотя тут конечно приведен самый минимум, например неясно как вообще регулируется авиамодельный спорт, есть ли клубы, взлетные площадки и пр. Но раз вы этим не интересовались, то понятно что не в теме.

На самом деле 250гр это ни о чем практически, в эту категорию попадают лишь мини-коптеры типа Walkera Ladybird или в лучшем случае Hubsan с крошечной камерой (хотя у последнего хоть gps для возврата к точке старта есть). У таких совсем простые коллекторные движки, в небе их практически не видно, разве что на квартире или небольшой полянке запустить.
Даже модели с размером рамы 330мм уже скорее всего будут тяжелее. Ну а нормальный коптер типа DJI Phantom имеет полетный вес 1.2кг, ладно хоть в 2кг укладывается.

Хотя если как вы пишете, "экзамен можно сдать по интернету", вероятно это не так уж сложно, видимо что-то типа теоретического экзамена с вопросами где можно и нельзя летать.

Кстати можете добавить в статью, что мультикоптеры были изобретены именно в Германии, ну а фирма http://www.mikrokopter.de до сих пор существует и выпускает профессиональные беспилотники. Именно с mikrokopter и началось развитие всей этой области, потом их уже стали клонировать все кому не лень, всем известный DJI появился только лет через 5-10 после первых моделей, когда пальму первенства перехватил Китай.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Данил (21/03/2017)

Спасибо за статью, Степан!
Этот закон действительно обновили в январе, но большинство правил о которых Вы пишете, кажется еще только законопроект:
https://www.gesetze-im-internet.de/luftvg/BJNR006810922.html
https://www.bmvi.de/SharedDocs/DE/Artikel/LR/151108-drohnen.html

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Андрей (16/03/2017)

Скажите пожалуйста к примеру у меня дрон до 2х кг относящийся к игровым моделям. Но я могу применять его и для фотосъемки как событий так и различных объектов на заказ. Как быть в данном случае закон уточняет? Если надо получать свидетельство для бизнес фотографии с дронов то где это теперь осуществляется?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Дмитрий (14/02/2017)

Здравствуйте,
1) каким образом регламентируется определение "в зоне видимости пилотом"? Используя FPV я могу улететь до слегка видимой точки в небе, но ее все еще видно... А если дрон летит дальше?
2) "Модели весом до 250 грамм должны быть подписаны" на глаз 250-350 грамм не легко определить. Получается, орднунг полицаи (или кто?) теперь "оборудованы" карманными весами?
3) Каким образом подписывать дрон? Можно стикером и при проверке объяснить, что стикер отвалился, ибо дрон самодельный - не имеет корпуса и тут же выцарапать данные уже на аккумуляторе \ трубках \ прочем оборудовании (утрирую). Тема кнутов не раскрыта.
4) Что будет, если не подписанный дрон нанес ущерб третьим лицам, а недобросовестный владелец не имея HPV скрылся? Его будут искать по отпечаткам пальцев?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Сергей_ИТКиев (30/01/2017)

:) даешь продолжение! как построить дрон за ххх евро самому :) за ххх/2 - что где почем, :) барахолки местные, мастерские, вокшопы с оборудованием.
Последние абзацы :) словно из-за угла выбежал носорог и впопыхах пришлось написать пару строк.
Не раскрыта тема размера рамы, материала рамы, типов электромоторов, платы управления, жпс, прочих примочек.
:D такое впечетление что в Германии дроны только появились.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ