Жизнь в Германии

Betreuungsgeld - пособие за заботу о ребёнке

Betreuungsgeld - пособие за заботу о ребёнке
Пособия в Германии
Елена Бабкина2013-08-30~4 минуты2341831

Деньги за заботу (Betreuungsgeld) - это новое немецкое пособие для родителей, которые воспитывают детей дома до трёхлетнего возраста. Если ребёнок не ходит в государственный детский сад или в ясли, то тем самым он освобождает место для тех, кому оно действительно необходимо. Также пособие призвано хоть как-то компенсировать недостаток мест в дошкольных учреждениях.

История появления этого пособия началась в 2009-ом году, после выборов в Бундестаг. Тогда CDU и SPD получили равенство в немецком парламенте, и им нужно было организовать коалицию с какой-то менее крупной партией, чтобы получить большинство голосов за своего кандидата в канцлеры. CDU тогда удалось заключить соглашение с FDP и тем самым сохранить место для фрау Меркель. Одним из пунктов этого соглашения было принятие закона о введении Betreuungsgeld. Главным лоббистом этой темы была баварская подпартия CDU - CSU, которая и вынесла данный проект на обсуждение.

Для того, чтобы не плодить безработных, сидящих на и без того немалых пособиях, тогда же было решено выплачивать Betreuungsgeld тем, кто находится на социале и получает Harz IV, не полностью.

Весной 2012-го года эта тема широко обсуждалась в германском обществе. При этом количество сторонников и противников было примерно равным. И те, и другие считали, что пособие за заботу о ребёнке будет скорее на руку малообеспеченным и необразованным слоям населения, а также семьям мигрантов, которые не желают отправлять своих детей в детский сад. Выступающие против предлагали инвестировать деньги в строительство детских садов, чтобы создать большее количество мест для малышей.

Тем не менее, несмотря на всю свою противоречивость, закон о пособии за заботу о ребёнке начал действовать с 1-го августа 2012-го года согласно § 16 SGB VIII. Под него попали все дети родившиеся после этой даты, так что по факту первые выплаты начались только в этом месяце. Обязанность организовать выдачу пособия легла на местные земельные власти.

До 1-го августа 2014-го года выплаты составят 100€ в месяц. После этого срока пособие увеличится до 150€. При этом, если родители откладывают деньги ребёнку на будущее, к примеру, на образование (Bildungssparen), то они получают ещё 15€ дополнительно.

Пособие выплачивается с 15-го до 36-го месяца жизни ребёнка. Заявка на Betreuungsgeld подаётся там же, где и на Elterngeld. Конкретные организации в отдельных землях могут быть различными. На сайте http://www.bmfsfj.de можно найти контактные данные всех учреждений, которые занимаются оформлением Betreuungsgeld.

Работающие родители также могут получать пособие. Разрешается оставлять ребёнка на частное лицо (например, бабушку или дедушку). Это не является препятствием для оформления Betreuungsgeld.

Для безработных и получателей студенческого кредита BAföG существуют особые правила. Betreuungsgeld в этом случае может выплачиваться не полностью. Исключение: если родитель откладывает “деньги за заботу” ребёнку на будущее.

В первый год жизни ребёнка родители могут получать Elterngeld. Одной семье нельзя получать оба пособия одновременно. Как правило, выплата Betreuungsgeld начинается тогда, когда родители закончили получать деньги по уходу за ребёнком. Но и здесь есть исключение: если Elterngeld были “растянуты” на два года, то на втором году возможно получать оба пособия.

Обсуждаются разные модели выдачи денег. Критики опасаются, что в неблагополучных семьях с низким уровнем доходов, пособие за заботу о ребёнке может быть использовано нецелесообразно. Например, деньги окажутся истрачены на алкоголь, сигареты и так далее. В подобных случаях предполагается выдавать на руки не деньги, а товарные чеки, по которым можно купить ограниченный список вещей и продуктов.

Отдельно рассматривался вопрос выплаты пособий мигрантам. Ведь детям иностранцев крайне желательно посещать дошкольные учреждения, чтобы поскорее выучить язык. Но никаких ограничений на получение этого пособия мигрантами в итоге введено не было.

По факту, совсем немногие родители оказались готовы из-за Betreuungsgeld сидеть дома и заботиться о ребёнке. Мало кто изменит свою жизнь ради получения пособия в размере 150€ в месяц. Как правило, остаются дома только те, кто и так не стал бы работать в любом случае.

Тем же, кто на момент рождения ребёнка имел работу, гораздо выгоднее через год отдать его в ясли и отправляться снова трудиться, чем оставаться дома. Часто единственной причиной, по которой родители могут оставить работу, является отсутствие для ребёнка места в яслях или детсаде. Но и тогда им можно договориться с работодателем и трудиться на неполный рабочий день, стараясь поскорее найти место для малыша.

Другое дело, если один из родителей работает на минимальную зарплату. Тогда ему, возможно, имеет смысл уйти с работы, чтобы заботиться о своём ребёнке в возрасте от года до трёх лет. В таком случае пособие может быть примерно таким же, как доходы после вычета платы за детский сад. Но таких ситуаций совсем немного.

30.08.2013, Елена Бабкина

  КОММЕНТАРИИ (31)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ivan

Закон отменили, но в Баварии запилили свою версию оного. http://www.zbfs.bayern.de/familie/bayerisches-betreuungsgeld/ , 150 евро, как и было.

05.10.2016 21:55
Ivan

И да, я могу ошибаться, но подача заявления работает до 3 месяцев "назад". Т.е. если приехали 4 месяца назад, а заявление пишете сегодня, то должны заплатить за предыдущие 3 месяца ну и далее с текущего момента. Пособие получается с 15 (либо с регистрации на территории Баварии) по 36 месяц.

05.10.2016 21:58
галина махо

Здраствуйте,А в каких землях германии действует этот закон сейчас?Мне кажется его отменили сейчас.Спасибо.

25.10.2015 13:16
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Да, отменили, насколько мне известно.

Всего доброго

25.10.2015 13:35
Юлия

Скажите , пожалуйста. Я не нашла нигде в статье время постановки Антрага. Например, я узнала о данном пособии , когда ребенку исполнилось 2 года, могу ли я "вернуть" деньги за предыдущие месяцы.
Спасибо !

06.06.2015 02:29
Степан Бабкин

Здравствуйте, Юлия.

Я не знаю, как конкретно с этим пособием. Киндергельд платят задним числом, это точно, а вот насчёт Бетроенсгельд я к сожалению не в курсе. Но это же элементарно выяснить. Просто поставьте антраг, это же всё равно нужно сделать.

Всего доброго

06.06.2015 08:51
Юлия

Хочу сама ответить на свой же вопрос , муж указал мне на этот пункт в законодательстве )) Betreuungsgeld имеет давность действия , которая составляет 3 месяца.
А недавно сотрудница соц структур указала, что данный закон вообщем отменили и то не успел поставить антраг , тот опоздал, правда на статью закона она не указала.

18.09.2015 09:13
Наталья

Добрый день,
Спасибо за сайт)Я его использую по полной программе!Заполняю все информационные пробелы.
У меня вопрос по поводу откладывания денег на учёбу ребёнку.Мне надо иметь депозит или счет на ребенка или как я им покажу, что откладывают на учёбу? Можно про это подробней.Нужна какая то конкретная сумма вклада или как у меня получается? Или есть какой то специальный счет на учёбу?
Спасибо

17.04.2015 22:20
Степан Бабкин

Здравствуйте, Наталья.

В разделе о финансах в Германии есть статья про открытие счёта для ребёнка.

Что касается откладывания на учёбу, я не совсем понял, в чём именно у Вас проблемы? Счёт можно открыть и на себя и откладывать, нужно просто известить об этом конкретного чиновника, который будет по этому пособию решение принимать.

Всего доброго

17.04.2015 22:30
Natalya

Не проблема,а не понятно какое подтверждение надо предоставить этому работнику, что я откладывают деньги на учёбу ребёнку.

18.04.2015 12:23
natalya

Какой должен быть счет, накопительный, или просто контор или какой то специальный?

18.04.2015 12:25
Степан Бабкин

Здравствуйте, Наталья

Распечатку со счёта им покажите, например.

Всего доброго

18.04.2015 13:55
Степан Бабкин

Я не в курсе, какой именно счёт нужен, позвоните и спросите там, где требуется подтверждение.

18.04.2015 13:55
Кристина

Добрый день!
Пособие Betreuungsgeld (150 евро) платят на малышей (от 15 до 36 месяцев), не посещающих детские сады.
В статье указано не более 22-х месяцев.

Хорошего дня!

11.02.2015 16:03
Степан Бабкин

Здравствуйте, Кристина

В статье сказано, что с 15-ти месяцев в течение следущих 22-х месяцев. Так и есть, в общем.

Но хорошо, раз это вводит в заблуждение, исправлю формулировку, спасибо.

Всего доброго

11.02.2015 19:00
Татьяна

Здравствуйте,

Подскажите пожалуйста, какие документы нужны чтобы получить данное пособие. Сейчас ребенку 18 месяцев. Только узнали о данном виде пособия.
Приехали в Германию когда ребенку было 7 месяцев и пытались подать на 2й вид помощи. Но нужен был документ о том что я не получаю данное пособие в Украине. Это настолько усложнило все, что мы отказались на него подавать.
С Betreuungsgeld тоже ждет нечто подобное? У нас вроде это называется пособие на ребенка до 3х лет.

Спасибо!

28.01.2015 22:05
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Вы обратитесь за пособием, узнаете... Чего гадать-то?

На Kindergeld ещё раз подайте. Скажите, что из-за военных действий не можете получить эту справку. Они там рехнулись совсем в Familienkasse, какие пособия из Украины, если там стреляют? Просто скажите, что из области, где война, и всё.

Всего доброго

28.01.2015 22:20
Лия

Добрый вечер!

Подскажите есть пример заполнения антрага на Бетроенгсгельд? В интернете не смогла найти.

Спасибо за понимание.

13.11.2014 23:39
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Примера заполнения не встречал, но есть подсказки, ищите по Informationsblatt zum Antrag auf Betreuungsgeld

Всего доброго

14.11.2014 01:45
ольга

Могу ли я получить данное пособие если ребёнок родился 24.07.2012?

08.08.2014 16:42
Степан Бабкин

Здравствуйте, Ольга.

Нет, насколько я понимаю, что этот закон действует только для тех, кто родился после 01.08.2012

Всего доброго

08.08.2014 17:07
Паулина

Здравствуйте! Спасибо большое за статью, очень познавательно.
Мы с мужем усыновляем ребенка в возрасте до 2-х лет. В конце весны 2014 мы уже станем родителями. Я перечитала все по поводу пособий по уходу, родительских денег и т.д. Но все-таки как все происходит в случае, когда ты становишься родителем сразу 2-летнего малыша - совсем непонятно. Не могли бы вы помочь и просветить нас в этом вопросе? У нас в семье основной кормилец- это муж. И по меньшей мере до 3-х лет малышка в садик ходить не будет. Заранее спасибо!!

12.02.2014 02:04
Степан Бабкин

Здравствуйте,

Всё то же самое, что и для родного ребёнка, действует, насколько я знаю.

Всего доброго.

12.02.2014 10:18
Masha

Здравствуйте, скажите а это пособие выплачивается на каждого ребенка. Ну тоесть, если у меня 3-е детей то будут платить 450 или 150? Или оно вообще не зависит от того сколько у тебя детей?

22.01.2014 14:44
Степан Бабкин

Здравствуйте.

Пособие, о котором говорится в статье вверху, платится в течение 22-х месяцев максимум, начиная с возраста 15 месяцев. Так что, скорее всего, Вы просто не успеете родить троих детей за данное время. Но, разумеется, если у Вас родиться тройня, то платить будут на каждого в отедльности, то есть, всего 450€. Равно как и основное пособие на ребёнка, о котором речь в статье про Kindergeld. Ссылка есть справа. Ну и Betreungsgeld также платятся на каждого в отдельности.

Всего доброго.

22.01.2014 15:07
Юля

Здравствуйте !
Скажите есть ли в Германии бесплатные дет сады или там все садики платные и какая процедура , берут сразу или надо по месяцам стоять в очереди ??
какие примерные цены на дет. сады ???

22.01.2014 03:35
Степан Бабкин

Здравствуйте, Юля.

Статься про детские сады есть в разделе об образовании. Там есть ответы на Ваши вопросы.

Всего доброго.

22.01.2014 11:40
Natalija

А если мой ребенок родился 27.11 ?

21.01.2014 13:13
Степан Бабкин

Здравствуйте, Наталья.

В статье же написано. Все, кто родился после 1.08.2013 попадают под это закон. Значит, и Ваш ребёнок попадает, если он родился в ноябре прошлого года. Ноябрь же после августа, так? :)

Всего доброго.

21.01.2014 13:31
Аня

Доброго времени суток всем!
Спасибо большое Елена за статью)
А я вот хотела бы ещё спросить, знает ли кто-нибудь о Landeserziehungsgeld? Для кого они предназначены, при каких условиях и пр.? Земля также Баден-Вюртемберг
Заранее благодарю всех.

10.09.2013 12:17
Степан Бабкин

Здравствуйте, Аня.

Про пособие по уходу за ребёнком есть статья. Справа от этого текста есть ссылка, Пособие по уходу за ребёнком в Германии.

Landeserziehungsgeld были раньше, до появления пособия по уходу. Их нет с позапрошлого года, насколько я знаю.

Всего доброго.

10.09.2013 13:14