Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Вождение машины в немецком городе

Особенности вождения автомобиля в городах Германии. Знаки, фотоаппараты, велосипедисты, пешеходы, поведение участников немецкого дорожного движения.

Вождение машины в немецком городе

Не раз слышал от приезжающих в гости из России товарищей, что в Германии управлять автомобилем одно удовольствие. Я их прекрасно понимаю. Для меня вождение в России является экстремальным видом спорта, которым без острой необходимости заниматься не стоит. После такого экстрима на немецких дорогах всё выглядит очень просто.

Отличия стилей вождения в России и в Германии

По сравнению с российскими коллегами немецкие водители гораздо строже в соблюдении писанных правил дорожного движения и неписанных правил дорожного этикета. Если они видят излишне агрессивного или, напротив, неуверенного в себе человека за рулём, то чаще всего предпочитают сбросить газ, пропустить, притормозить - в общем, делают что угодно, лишь бы не обострять ситуацию.

Именно поэтому россиянам кажется, что водить в Германии легче лёгкого. На самом же деле они чаще всего просто не понимают, что нарушают правила. Это легко доказуемо статистикой неудачных экзаменов по вождению среди выходцев из бывшего СССР. Чем больше опыт вождения у такого автолюбителя, тем выше вероятность провала экзамена.

Инструктор, у которого я брал уроки, рассказывал мне байку об одном русскоязычном переселенце, который на Родине был таксистом и имел опыт вождения более 25-ти лет. Якобы вышло так, что экзамен в Германии он так и не сдал по причине излишне агрессивной манеры вождения. Ешё, помню, его очень смешила моя привычка постоянно "проверять нейтралку", то есть, подёргивать ручкой переключения скоростей из стороны в сторону перед тем, как отпустить сцепление. В немецких машинах нейтральную скорость невозможно спутать с какой-то другой, поэтому для него мои дёрганья выглядели очень странно.

Особенности вождения в Германии

Но перейдём к делу. В этой статье я собираюсь рассказать о тонкостях в управлении автомобилем в немецких городах. Про города пойдёт речь потому, что на автобанах нарушить правила гораздо сложнее, чем в населённом пункте. Итак, что же представляет из себя вождение в Германии.

Улица города в Германии с припаркованными машинами

Как и большинство европейских, немецкие города довольно старые. Отсюда одна из главных их особенностей - очень узкие улицы, особенно в центре. Как правило, в больших городах приходится лавировать на улочке, заставленной припаркованными с обоих сторон автомобилями. Чаще всего центральные улицы имеют одностороннее движение, поэтому при любом повороте нужно внимательно смотреть на знаки "кирпич" и "движение только в одну сторону" (Einbahnstrasse). Выбраться из лабиринта односторонних улиц бывает непросто. Если случайно проехать поворот, то совсем не факт, что следующий будет не закрыт "кирпичом" или не закончится через два квартала знаком "поворот только налево".

Конечно, лучшим советом будет просто взять навигационную систему и водить следуя её советам. Во многих случаях это станет эффективным решением, но, к сожалению, не всегда. Во-первых, в больших городах сигнал навигационного спутника часто пропадает из-за высотных строений. Во-вторых, с непривычки можно спутать или неправильно понять указания автоматического советчика. Например, моим "любимым" приколом одной из старых версий навигационных систем был такой. Видно, что скоро будет поворот, приближаюсь к перекрёстку. Навигатор начинает говорить: "Пожалуйста, поверните направо". Поворачиваю. А он продолжает: "Через двести метров". Чертыхаюсь, понимая, что мало того, что свернул не туда, так ещё и под "кирпич".

Так что за знаками в немецких городах нужно смотреть постоянно. Лучше даже подключить к этому делу пассажира на переднем сидении, если такой в наличии. Сами немцы называют свои улицы "Schilderwald" - "лес знаков". И это действительно так. Особенно меня "радует" знак "конец зоны ограничения 30" перед перекрёстком и "начало зоны ограничения 30"... сразу после перекрёстка. То есть, если поворачивать направо или налево, то ограничение 50, как обычно в немецких городах. А вот прямо - те же 30, что и до перекрёстка. Проглядеть такой знак в незнакомом месте элементарно. Кажется, всё, ограничение кончилось, даёшь по газам, и начинаешь недоумевать с какого испугу все едут так медленно.

И это хорошо, если впереди кто-то есть. Думаю, правильным советом при поездке по незнакомому месту будет не пытаться "поджать" или обогнать медленно едущего впереди немецкого водителя. Возможно, он видит или знает что-то, что заставляет его ехать именно таким образом. Например, как раз тот самый знак, который вы проглядели. Или наличие впереди фотоаппарата.

Ах да! Про фотоаппараты нужно было рассказать с самого начала, ведь для российских водителей этот автоматический "гаишник" скорее в диковинку. Их в Германии превеликое множество, особенно в городах. И если на обычных дорогах часто применяются переносные "фотики", то в населённых пунктах как правило используются стационарные. Местные хорошо знают, где установлены такие производители очень дорогих фотокарточек, поэтому в основном в памяти устройств к концу дня хранятся лики приезжих водителей. Поверьте, любая другая возможность получить фото на память обойдётся гораздо дешевле. Ведь даже превышение на 10 км/ч в городе будет стоить нарушителю 15€.

Заметив в городе широкую свободную правую полосу, в то время как левая забита машинами, не спешите рвануть направо, а сначала проверьте, не написано ли на этой полосе огромными белыми буквами слово "BUS". Это, как нетрудно догадаться, специальная полоса для общественного транспорта. Занимать её можно только при повороте направо и то лишь непосредственно перед совершением манёвра. Останавливаться на этой полосе на светофоре или обгонять по ней запрещено. Если заметите едущий по такой полосе бежевый "Mercedes" - не переживайте. Это - не простой наглый нарушитель, это - таксист. Им можно.

Часто справа между дорожным полотном и тротуаром есть полоса в метр шириной, которая отделена от проезжей части сплошной белой линией. Это - велосипедная дорожка. Следите за ней очень внимательно. Часто по ней проносятся, обгоняя поток, совершенно безбашенные велосипедисты, даром, что в шлемах. Эти участники дорожного движения в Германии самые наглые. Говорю от первого лица, потому что с недавних пор снова езжу на работу на велике. В случае столкновения участь водителя "тяжёлого" транспорта незавидна. В 95% случаев виноват окажется именно он, даже если велосипедист ехал по встречной полосе с закрытыми глазами. Ответственность за избежание столкновений с педальным транспортом лежит на немецких автолюбителях целиком и полностью.

Точно также нужно опасаться припаркованных справа машин. От них полагается держаться на расстоянии минимум одного метра. Если видимость не очень, например, солнце светит в глаза, лучше притормозить. В любой момент из-за стоящей машины может выпорхнуть беспечное белокурое создание. Будет это немецкий ребёнок или убелённая сединами пенсионерка - не суть. Пешеходы в Германии бывают очень неосторожны, особенно вышеназванные категории. При наезде по немецким законам виноват на 100% в любом случае будет водитель. Даже просто напугать человека визгом тормозов - ужасное нарушение. В общем, при закрытии обзора справа нужно смотреть в оба глаза и также не стеснятся привлекать пассажиров к слежению за внезапно возникающими справа пешеходами. Только не надо вспоминать анекдот про чукчу и дверь автомобиля, да. Увидев на дороге пешехода не надо сигналить и пытаться его объехать. В этом случае следует остановиться и пропустить гуляку. Пусть лучше его оштрафуют на 5€ за переход дороги в неположенном месте.

Преимущество пешеходов

Чуть не забыл рассказать про "зебру"! Пешеходный переход в Германии - это святое! Не буду перечислять всех последствий непропуска пешехода по "зебре". Отберут права надолго - этого уже достаточно. И не факт, что вернут. Достаточно двух свидетелей того, что водитель не уступил на пешеходном переходе, чтобы полиция рьяно взялась за дело. Закрытая грузовиком видимость и прочие "отмазки" не в счёт. "Зебра" в Германии - это очень серьёзно, запомните.

Ещё одной привилегией немецких пешеходов являются пешеходные зоны, которые обозначаются синим круглым знаком с женщиной и ребёнком. В такие зоны заезжать запрещается, если нет исключающего разрешающего знака, например, как для проживающих на этой улице. Есть ещё большой синий прямоугольный знак с играющими в футбол белыми человечками. Ездить под него можно, но только со скоростью пешехода, то есть, 5 км/ч. Практически это выполняется переключением на первую и отпусканием педали газа. При этом обе ноги должны располагаться поверх педалей сцепления и тормоза, чтобы в случае резких движений безмоторных попутчиков успеть затормозить. Без особой необходимости в эти зоны соваться не следует, потому что лучшего способа потратить за рулём такую массу времени и нервов вряд ли придумаешь.

После таких "страшилок" про светофоры говорить особо нет необходимости. Да, немецкие светофоры отличаются от российских тем, что обычно после включения красного проходит примерно одна секунда, прежде чем на перпендикулярной полосе загорится зелёный. Это сделано специально для того, чтобы у поворачивающих налево была возможность очистить перекрёсток. Имейте это ввиду. Ещё нужно сказать, что проезд на жёлтый в Германии - не нарушение. Немцы часто этим пользуются, несмотря на риск попасть под красный сигнал светофора, что влечёт за собой, в случае поимки нарушителя, тяжёлые последствия. Видимо, ловят редко. Но логика здесь примерно такая: если едешь 50 и за 15 метров до перекрёстка загорается жёлтый, то проехать на него будет безопаснее для участников движения, чем резко затормозить. Ведь тормозной путь в этом случае получится как раз примерно 15 метров. Жёлтый обычно горит одну-две секунды, так что времени хватает.

По-видимому, из-за такого долгого времени переключения светофоров водители в Германии часто стартуют на зелёный довольно бодро. Не удивляйтесь, если через миллисекунду после переключения светофора сзади раздастся короткий гудок. Это просто дружелюбное напоминание, что спать за рулём - не самая лучшая идея. Интересно, что если на светофоре "притормозит" женщина, ученик авто-школы или пожилой водитель, то скорее всего никаких сигналов не будет, даже если стоять на перекрёстке три зелёных подряд. Сам проверял на первом немецком уроке вождения, так что знаю!

Про перекрёстки ещё нужно сказать, что на нерегулируемых всегда действует правило "правый перед левым". Но, думаю, это везде так, не только в Германии. Раньше было отличие в организации кругового движения. В Германии тот, кто въезжает на перекрёсток с круговым движением всегда должен уступать тем, кто уже на нём находится. В России раньше было не так, но вроде бы с прошлого года правила поменяли. Хотя и тут есть тонкости. Если движение очень плотное, например, в час-пик, и по кругу идёт сплошной поток, то начинает действовать правило "застёжки-молнии", которое, насколько я знаю, даже нигде не прописано. Это просто такой негласный закон для всех немецких водителей. В этом случае неважно где какой знак и у кого преимущество - на всех перекрёстках или сужениях машины со всех поворотов выезжают строго по очереди. Например, едущий по кругу водитель останавливается перед въездом и пропускает перед собой одну машину. Затем проезжает сам до следующего въезда, если ему не надо выезжать, и снова пропускает одну машину. Я считаю, это очень справедливая манера вождения в час-пик, потому что позволяет всем потокам ехать, пусть и медленно.

В общем, судите теперь сами, легко ли водить в Германии. Если не обращать внимания на всё вышеперечисленное, то, наверное, легко и просто. Только долго без пунктов во Фленсбурге при таком отношении водителю не проездить. Что такое "пункты" и почему во "Фленсбурге" расскажу как-нибудь по-подробнее в другой раз. Если коротко, то это аналог "дырок" в советских правах.

Нужна подробная консультация? К КОНСУЛЬТАНТУ!

Читайте дальше: