Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Мусор в Германии

Переработка мусора в Германии. Какие виды мусора бывают и как его правильно утилизировать.

Мусор в Германии

Что считается на сто процентов типично немецким? Пунктуальность, надёжность, качество... Немецкая овчарка! Или дирндль - женское платье в немецком национальном костюме. Да, непременно!

Но вот то, как немцы относятся к сбору и переработке мусора способно шокировать любого несведущего иностранца. Тут сомнений быть не может. Это - точно типично немецкое.

Сортировка бытового мусора в Германии

Выбросить мусор в Германии - это не просто. Бюргеры сортируют мусор, прежде чем его выбросить. Каждый немецкий дом имеет свои персональные мусорные баки. В каждой квартире есть как минимум три ёмкости для сбора мусора. А бывает, что и восемь.

Несколько мусорок разного цвета в Германии

В один контейнер следует выбрасывать бумагу, в другой - плотный картон от упаковок, в третий - пластиковые бутылки, в четвёртый - консервные банки, и так далее, и тому подобное. Категории мусора в каждом случае могут разниться для каждого дома. Тут уж тремя мусорными бачками никак не обойтись. Даже на улице мусорные баки часто имеют несколько отсеков для различных видов мусора.

Часто в домах Баварии можно увидеть такую картину: хозяйка дома берёт пустую упаковку из-под кефира, крышечку от него (фольга) выбрасывает в одно ведёрко, затем отрывает от упаковки бумажную обёртку и кладёт её в другое ведро, а саму упаковку (пластик) выкидывает в третье. Так мусор могут выбрасывать только в одной стране. В Германии.

Систем сбора мусора на самом деле несколько. Какая из них применяется в конкретном доме, зависит как от земли, где этот дом расположен, так и от того, с какой компанией владелец дома заключил договор на вывоз мусора. Да-да. Обычный домашний мусор в Германии нельзя выбрасывать в большой мусорный контейнер. Вместо этого набор контейнеров разного цвета закреплён за каждой постройкой.

Переработка мусора стоит довольно дорого. В среднем за вывоз мусора надо платить от 10 до 25 евро в месяц. Но есть способ сократить расходы, рассортировав "остальной мусор" по разным контейнерам. В некоторых землях, как, например, в Баварии, бюргеры вынуждены делать это принудительно. Мигранту надо узнать правила сортировки отходов в арендованном жилье, чтобы не наделать ошибок.

При самой простой системе, в один бак нужно выбрасывать пищевые отходы, в другой - весь остальной мусор, но... Это ещё надо определить, что такое остальной мусор.

Например, бутылки. Выпив бутылочку вина, россиянин запросто выбросит её в общий мусор. В Германии это делать категорически запрещено. Всё стекло нужно собирать в специальный ящичек дома. Раз в две недели этот ящичек следует выносить на улицу в специальный день, и специальная стеклоуборочная машина часиков в семь утра ящичек с ужасающим грохотом опустошит. Другой вариант - общий ящик для стекла на несколько квартир. В больших городах стекло выбрасывают в большие контейнеры.

Sperrmüll - как выкинуть старую мебель и бытовую технику в Германии

Также существуют дни, когда возле дверей немецких домов появляются старая бытовая техника и прочие изделия из металла. Если просто выставить ненужное на улицу возле дома, то вещи мусорщики не заберут. Мусоровозы работают по графику, но кроме плана по дням существует план маршрута. Ездить по улицам города в поисках выставленных ненужных вещей неэффективно. Чтобы уведомить мусоро-перерабатывающую компанию о том, что немец хочет выбросить старый холодильник, ему придётся позвонить и зарегистрироваться на этот специальный день. В год бесплатно на одного человека забирает 2-3 кубометра ненужного. За большие объёмы требуется платить. Поэтому "подкидывать" свой мусор в чужие кучки шпермюля - затея рискованная.

В больших городах старые вещи выбрасывают немного иначе. Там в обозначенный день жители окрестностей просто стаскивают старьё на свободные места возле домов. Получаются порой внушительные горы. Если же у вас, например, переезд и надо выбросить кучу старой мебели, да ещё и не в указанные в книжице сроки, то за 50 евро к дому подвезут большой контейнер, который можно наполнять до отказа.

Выставляют выброшенное вечером, загодя. Мусорщики начинают работать рано, с пяти утра. В ночь перед вывозом выставленного, малоимущие запросто забрают ненужные вещи себе. Работающие вещи немцы предусмотрительно не ломают. Например, если шнур у старого телевизора обрезан, значит, он сломался совершенно и использовать его больше нельзя. Если же шнур на месте, то телевизор работает и его может взять кто угодно, если он ему нужен. Ещё лет пять назад таким образом можно было бесплатно обставить бывшей в употреблении, но рабочей техникой всю квартиру бедняка. Но с появлением интернет-аукционов хорошие вещи выставлять на улицу почти перестали.

Мебель из дерева и пластмассы надо выбрасывать отдельно, также выставляя всё около дома. Что говорить, даже рождественские ёлки немцам можно выбросить только раз в году. Если же выбросить забыли - придётся утилизировать самому. Но выбрасывать с другими видами мусора запрещено, могут и оштрафовать.

Как в Германии выбрасывают одежду и обувь

Отдельно нужно выбрасывать старую одежду и обувь. Для этого возле магазинов или около парковок ставят специальные контейнеры. Правда, речь здесь идёт не о способе утилизации, а о помощи бедным странам. Выброшенные таким образом вещи проходят специальную обработку, а потом отправляются к новым хозяевам. То, что получше, отдаётся в организации Красного Креста или отправляется в общество слепых. Остальное посылается в помощь бедным странам. На таких контейнерах обычно написано, для какой цели собираются вещи, куда их потом денут и что именно нужно.

Контейнер для выбрасывания ненужной одежды в Германии

Порой небольшие контейнеры выставляются прямо под двери жилых домов. Это очень удобно. Можно провести полную ревизию обуви и одежды, детских игрушек, столовых принадлежностей и так далее, положить всё ненужное в пакет и выбросить практически не выходя из дома.

Контейнеры для пожертвований одеждой и обувью в Германии

Как с этим жить

График прихода машин за различным мусором можно посмотреть в книжице, которую мусоро-перерабатывающая компания присылает немцам по почте раз в год. Из той же книжечки можно выяснить, на какие именно виды отходов следует сортировать мусор.

Очень часто, чтобы избежать такой волокиты, немцы стараются избавиться от мусора ещё на этапе покупок. Около продуктовых или мебельных магазинов всегда стоят контейнеры для того, чтобы покупатели могли тут же выбросить упаковочные материалы.

Бутылки из-под пива или прохладительных напитков надо сдавать обратно в магазин. Ведь за эти ёмкости с покупателя берут залог - пфанд: за стеклянную пивную бутылку - 8 центов, за пластиковые 15 или 25, а за жестяные банки - всегда 25. Некоторые производители даже привлекают покупателей, выпуская напитки в свободной от пфанда упаковке. Но такие напитки обычно обходятся дороже.

Можно ли по этому поводу назвать немцев немного сумасшедшими? Трудно сказать. Ведь такая система сбора мусора значительно упрощает переработку. А вторичное использование переработанных материалов позволяет экономить ресурсы. К тому же здесь есть прямая связь с заботой об окружающей среде. Ведь утилизировать, к примеру, картон и пластик надо совершенно по-разному.

Думаю, вряд ли где ещё, кроме Германии, подобная система прижилась бы по-настоящему. Но немцы привычны к строгости порядка, парой лишних правил их не испугаешь. А вот иностранцам часто к такому отношению к мусору привыкнуть нелегко. Часто отчаявшись разобраться в мусоро-перерабатывающей системе иммигранты начинают выбрасывать мусор в баки как попало. Тогда штрафуют весь дом, повышая тариф на вывоз мусора. В случае рецидива мусорщики могут вообще отказаться забирать мусор. Понятное дело, что при такой системе соседи быстро научат вновь прибывших выкидывать мусор правильно.

Порой мусор выкидывают где-нибудь в лесу за городом. Это уже преступление против окружающей среды. Тогда об этом пишут в газетах, говорят по радио и показывают по телевизору. Полиция открывает дело и если преступника ловят - его показательно штрафуют на внушительную сумму. Иногда могут приговорить и к исправительным работам. Если же пойманный оказался иностранцем, то его, помимо всего прочего, могут запросто лишить визы. Так что к выкидыванию мусора в Германии всем следует относиться с полной серьёзностью.

Поделитесь статьёй:
Статья оказалась полезной? Ответ помог? Отблагодарить

Читайте дальше:

Комментарии (111)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  1. Александр21/10/2017

    А у нас в доме с прошлого месяца биоабфаль просят не бросать в полеэтилене, а заворачивать в газетку. Пытаемся перестроиться-)
    Кстати, недалеко живём (с женой) - в Кастрюле (Карлсруэ), я - второй год, она - более 20.

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  2. Ольга30/01/2017

    Добрый день, Степан!
    У меня такая ситуация. Купила как-то, поверив русскоязычным риелторам, дешевую квартиру в небольшом городке. Жил там арендатор, более года назад сбежал оттуда, остался должен. И вот недавно компания, управляющая домом вскрыла квартиру, так как наверху кто-то кого-то затопил и проверяли все квартиры на протечку. Оказалось, сбежавший арендатор оставил просто гору мусора. Соседи жалуются на запах из квартиры. И требуют вывезти мусор. Обратилась к ним же, говорят, что не оказывают таких услуг.
    Подскажите, к кому обратиться и сколько это может стоить? Немецкий не знаю, переписываюсь через переводчик-онлайн.

    • Степан Бабкин30/01/2017

      Здравствуйте, Ольга

      У дома есть hausverwaltung, как я понял. Они это должны организовать. Сами они не оказывают таких услуг, это понятно, но можно заплатить им отдельно, чтобы они кого-то нашли.

      Я без понятия, сколько это стоит. Сами понимаете, ситуация нетипичная, и вряд ли сервисы под такую услугу кто-то затачивает, зачем, раз в год в одном доме во всём городе может случиться...

      В общем, я бы нашёл кого-то говорящего на немецком, чтобы он поговорил с Hausverwaltung, чтобы они согласились помочь и найти кого-то на месте.

      Всего доброго

    • Ольга30/01/2017

      Спасибо Вам большое!
      Можно задам еще вопрос?
      Можно ли взыскать со сбежавшего арендатора задолженность и вот эти текущие расходы? Есть ли смысл всё это затевать? Адвокаты в Германии дорогие, а если вдруг окажется, что у этого арендатора ничего нет и взыскать нечего, то все судебные издержки останутся на мне? Я рассуждаю, как было бы в России. Суд бы вынес решение в мою пользу, вроде справедливость восторжествовала. На самом деле, много таких истцов не получают своих денег десятилетиями, хоть к делу подключаются и судебные приставы. Просто потому, что у ответчика ничего нет, чаще всего и не работает нигде, а если это юрлицо, то уже и банкрот давно. Может в Германии по другому, может там добропорядочные арендодатели защищены не меньше, чем арендаторы?

    • Степан Бабкин30/01/2017

      Если у Вас нет адвокатской страховки, включающей арендные дела, если нет Haftpflichtversicherung, включающий ущерб от малоимущих лиц, то вряд ли эта затея будет выгодной.

      В Германии защищены хорошо те, кто хорошо застрахован :)

    • Ольга30/01/2017

      Жаль.
      Всё равно Вам спасибо за ответы.)

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  3. Ольга Темке14/12/2016

    Здравствуйте! Прошу разъяснить, мне 58 лет,нахожусь на социале, уже три года выкатываю мусорные контейнера и мою(согласно списка) сейчас по состоянию своего здоровья не смогу выкатывать и мыть мусорные баки. Что делать???? Родственников нет, сын то же инвалид.

    • Степан Бабкин14/12/2016

      Здравствуйте, Ольга

      Кто и в какой очерёдности моет баки и надо ли их вообще мыть (обычно никто не моет мусорные баки, это прихоть какая-то) решает собрание жильцов или Hausverwaltung. Обратитесь туда, поговорите. Возьмите у врача справку, что Вам противопоказано подобные работы выполнять по состоянию здоровья, к примеру. Я не знаю, всё зависит от адекватности жильцов и Hausverwaltung в данном случае.

      В самом худшем случае могут заставить нанять кого-то, кто будет вместо Вас мыть баки, и чтобы Вы это оплачивали.

      Всего доброго

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  4. Анастасия29/09/2016

    Здравствуйте! Кто-то может подсказать куда можно выбросить остатки кухонной рабочей поверхности, доски и палетты? На сайте ависты написано, что spürmaschine не забирает доски и раб. поверхность. Кто-то говорит, что можно заказать специальную машинку в интернете и посмотреть график вывоза, но на каком сайте? Это платно? Я живу в Дюссельдорфе.

    • Степан Бабкин29/09/2016

      Здравствуйте, Анастасия.

      Выбрасывать всё можно бесплатно, если позвонить в фирму, вывозящую мусор, и узнать, когда они могут выдать термин под это.

      Всего доброго

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  5. Настя Смирнова28/09/2016

    мусор, выкидываемый в желтые пакеты, должен быть чистым. И почему вообще употребляете слово"мусор"? это вторсырье и это нормально, как вы выразились "упарываться" на счет его чистоты - ибо вывозится он не каждый день, приятно ходить мимо "благоухающего" бачка? разве сложно ополоснуть банку из под йогурта, молока или консервов? Вот не понимаю людей переехавших в чужую страну со своими законами и не считающих своих долгом им следовать. Да пусть даже сами немцы не все всё тщательно выполняют, но мы прежде всего гости.
    Живу в окрестностях Штутгарта, очень устраивает и нравится отношение большинства людей к экологии, после России это безумно греет душу..когда как там нужно было сортировать у себя на балконе и раз в несколько месяцев отвозить пластик и распихивать по разным контейнерам, тут все нааааамного проще.

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  6. Anna18/09/2016

    Полиэтилен, аэрозоли, упаковки из-под йогуртов/молока/кефира (целиком, а не как в стате выше написано), пластиковые контейнеры из-под мяса, пенопласт и т.д. у нас отправляется в Гелбе зак(желтый пакет). Стоят еще контейнеры для бумаги, био-мусора, трех видов стекла, металла и рестмюль, для всего остального.

    Вопрос! Куда выбросить засохшие на балконе тую и кипарис? В био? Или ждать января, когда ребята из пожарной части будут елки собирать?

    Бавария.

    • Степан Бабкин18/09/2016

      Здравствуйте, Анна

      Узнайте название компании, которая вывозит мусор. Можно в ратуше узнать. Там есть что-то типа "горячей линии". Туда позвоните и Вам сделаю термин на вывоз этого вида мусора. Либо скажут, куда можно выбросить.

      Всего доброго

    • Анна23/09/2016

      Точно, надо в ратушу заглянуть!

      Спасибо, Степан, будем избавляться от балконного сухостоя! :)

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  7. Ольга30/08/2016

    Добрый вечер, Степан.

    Живем в Берлине на севере. У соседнего дома есть biogut контейнер, а у нашего нет. Есть пластик, бумага, стекло, hausmüll, а био нет. Что делать? Ходить к соседнему дому выбрасывать мусор?
    Посмотрела все на несколько раз, залезла на сайт bsr.de. Нигде не нашла ничего умного на эту тему.

    • Степан Бабкин30/08/2016

      Здравствуйте, Ольга

      Обратитесь к хаусмастеру или в Hausverwaltung.

      Спросите у соседей, в конце концов :) Био-мусор есть, его не может не быть. Возможно, что всё сваливается в кучу, такое очень редко, но бывает. Весь мусор в один контейнер. Бывает, я такое видел. Но лучше спросить.

      Всего доброго

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  8. Людмила22/06/2016

    Здравствуйте, Степан, еще раз.
    Вопрос по поводу БИО-мусора.
    Я слишала, что БИО-мусор могут использовать в качестве корма для скота.
    Тут же, в комментариях, вы писали, что в БИО следует выбрасывать кошачий туалет (если наполнитель натуральный).
    Как же так, простите? Аж неудобно........
    (может, я ошибаюсь по поводу корма для скота?)

    • Степан Бабкин22/06/2016

      Здравствуйте, Людмила

      Нет, био-мусор не используется в качестве кормов, это слишком опасно. В мусор по ошибке может попасть что угодно, например, яды. Так рисковать нельзя.

      Есть специализированные виды отходов, идущие на корм скоту, например, от ресторанов. Но это всё в частном порядке решается.

      Всего доброго

    • Людмила22/06/2016

      =) Большое спасибо за ответ и обьяснение, Степан.
      Все Вам доброго!

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  9. Людмила21/06/2016

    Здравствуйте, Степан!
    Скажите, пожалуйста, Государство предоставляет Gelber Sack бесплатно (не учитывая налогов, которые платят граждане)?
    Предоставляет ли Государство пакеты для каких ливо других типов мусора? Или, для остального все покупают в маркетах?
    Спасибо.

    • Степан Бабкин21/06/2016

      Здравствуйте, Людмила

      В некоторых городах какие-то виды пакетов выдают в ратуше или просто развозят. Но это нечасто. В остальном - мусор за свой счёт в Германии.

      У нас в городке всё нужно покупать.

      Всего доброго

    • Людмила22/06/2016

      Ясно. Спасибо!

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ
  10. Уася15/03/2016

    Добрый день.
    Это конечно все хорошо. Сортировка мусора и все такое. Но что делать если соседи забили на эти правила. У нас в подъезде 6 квартир. И вот уже четвертый год как мусорные бочки вывозят только две квартиры, это я и мой сосед дед. Остальные просто забили. Мало того, постоянно соседские турецкие родственники тащат мусор из своего дома и выбрасывают его в наши бочки. Ругались, бесполезно, улыбаются в ответ и тащут мусор ночью. Замки не помогают так как наша соседка делиться с ними ключами.
    Раньше выкатывали мусор по списку который постоянно вешала соседка с первого этажа,она раньше взяла на себя эту ответственность, соседка переехала и все, заниматься этим стало не кому. Решил сам, взял старый список и сделал новый, повешал, список провисел около двух недель пока очередь не дошла до одного из немецких соседей который стал возмущаться, почему именно его очередь в этот раз и кто дал право решать за него. Ему объяснили что новый список был составлен как продолжение старого и дежурство т.е очередь каждого по выкату мусора не изменилась. На следующий день список кто то сорвал. И вот уже 4 год, бочки выкатываем только я и сосед. Звонили, жаловались фермитору неоднократно и за выкатку бочков и за бордак на нижних этажах, паутина до пола весит и в подвале, что соседи с нижних этажей забили на свои обязанности. Фермитор ответил что эти проблемы мы сами должны решать, договариваться между собой и если соседи не хотят убирать свои этажи и мусор то он может только нанять человека который будет следить за порядком, эта услуга будет обходится по 50 евро с каждой квартиры.
    Для меня это слишком дорого чтобы отдавать кому то 50 евро за уборку, свой этаж я убираю сам и, так же раз в месяц убираю вашраум. Нижние этажи ни кто не убирает, ужасный срач. И всем пофиг.
    Ну и к главному, куда можно обратиться с жалобой, кроме самого хозяина? Спасибо.

    • Stephan Babkin15/03/2016

      Здравствуйте,

      Всё правильно говорит арендодатель. Чтобы не было бардака, нужно нанять Hausverwaltung. Иначе будет так, как Вы описали.

      Жаловаться тут некому, это никак не регулируется. Можете забить и не вывозить мусор, можете переехать...

      Всего доброго

  11. Евгений31/10/2015

    Степан Добрый Вечер

    Вроде с мусором более менее разобрался но никак не могу понять некоторые моменты:
    1.Куда выбрасывать готовую еду? Вот остались старые варённые макароны - куда их выбрасывать? Там где био отходы? а то где то читал что готовые продукты туда кидать нельзя.
    2.Тот же вопрос и по использованным чайным пакетикам?
    3.И вообще - как выбрасывать био отходы? например теже макароны или остатки огурцов и кожуру катошки после почистки. Просто так и кидать или завернуть в старую газету или бумагу?
    4.Куда выкидывать упаковку от туалетной бумаги или бумаги для рук(те что сразу по 6-8 рулонов продают)?
    5.И ещё такой нюанс - если есть упаковка на котрой нарисован значёк утилизации а в ней ещё несколько упаковок на которых не нарисован этот значёк(например как мини шoколадки упакованные в одну большую коробку), то можно ли мини упаковки бросать в жёлтый пакет(тот что в ратуше дают) для переработки как и основную упаковку).
    6.Можно ли кидать в жёлтый пакет стаканчики от йогурта на которых не нарисован значёк утилизации? или их в мусорный бак для всего остального?

    Кстате земля Baden Wurttemberg.
    Буду очень благодарен за ответ.

    p.s.
    Извиняюсь за такую кучу вопросов, просто накопилось за время :)

    • Степан Бабкин31/10/2015

      Здравствуйте, Евгений

      1. Да, в био-отходы. Можно тупо в унитаз спускать, в разумных пределах и пропорциях.

      2. В био.

      3. Просто.

      4. В остальной мусок.

      5. Без понятия. Поймите, это просто мусор. Не парьтесь так сильно.

      6. Я не знаю, у нас нет жёлтых пакетов в деревне.

      Дело в том, что переработка всего мусора, который не в зелёных контейнерах, стоит дешевле. Так что если сомневаетесь, просто кидайте всё в обычный мусор, не в био и не в жёлтый, так Вы точно не ошибётесь.

      Всего доброго

    • Andreas Spiegel01/11/2015

      Здравствуйте, Евгений.
      У нас так:
      1. Нет био контейнеров, точнее есть, поставили полгода назад, но на них все забили. Весь биомусор кидаем в рестмюлль.
      2. Аналогично.
      3. Просто в пластиковый пакет. Пакет в контейнер.
      4. Кульки в желтые кульки, если упаковка бумажная, то в бумагу.
      5. В желтые кульки бросаем только пластик, полиэтилен и т.п., т.е. по принципе в природе не гниет, значит в желтый кулек. На значки даже не обращали никогда внимание. Хаусмастер(сосед) никаких разъяснений не давал, хотя сам немец и весьма неплохо говорит по-русски, да и мы уже неплохо по-немецки понимаем.
      6. Мы бросаем. Проблем за почти 2 года еще не было.

      Всего доброго.

  12. Swift16/10/2015

    Степан, не знаете, насколько чистым должен быть отсортированный мусор? Например грязные бумажные полотенца, или банки с остатками йогурта, томатной пасты, зубной пасты, куда это положено выбрасывать, в пластик/стекло/бумагу или в остальной мусор?

    • Степан Бабкин16/10/2015

      Здравствуйте,

      Есть зелёные контейнеры, в которые можно выбрасывать в общем-то вообще всё. Это мусор, который обычно тупо сжигается.

      Остальные контейнеры - это виды мусора, которые проходит переработку. Там должен быть "чистый" мусор, который легко преработать, иначе мусороперерабатывающая компания перестанет принимать его. Например, стекло или бумага. Стоимость такого контейнера в месяц гораздо ниже, чем зелёного. То есть, выкидывая правильный, чистый мусор в другие контейнеры, Вы как бы экономите.

      Но в реальности всё сильно зависит от того, кто занимается мусоропереработкой, сколько контейнеров в доме, куда потом используется мусор и так далее.

      Всего доброго

    • Swift20/10/2015

      Понятно, что в специальных контейнерах мусор должен быть "чистый", вопрос в том, насколько. Недавно смотрел передачу про сортировку мусора, там говорили, что пробки и крышки от бутылок не надо класть сверху на бачок, а можно выкидывать вместе с самой бутылкой (хотя понятно, что лучше отсортировать еще дома).

      Так все-таки вышеупомянутая "хозяйка из Баварии" перед тем как положить упаковку от кефира в пластик эту упаковку моет или выкидывает грязной? Потому что кефира на стенках обычно остается очень много, сравнимо с весом самой упаковки.
      Да и бумажные наклейки обычно плохо отрываются, не думаю, что много кто их снимает.

    • Степан Бабкин20/10/2015

      Здравствуйте

      Я не думаю, что это необходимо - уделять столько внимания мусору. Мусор это и есть мусор. Каждый сам решает, насколько он "упарывается" в чистоту мусора :)

      Всего доброго

  13. Елена М14/08/2015

    Добрый день!
    Нравится это распределение! И я готова хоть по пяти, хоть по восьми контейнерам разбирать, но... у нас их только три- пластик, бумага и пищевые отходы. Помогите найти контейнер для старых штанов уже не годных в ношение) И батареек, этого добра уже склад!
    Может есть какой-то сайт, где пишут куда их устанавливают? Я их за полгода в своем городе не видела нигде.

    • Степан Бабкин14/08/2015

      Здравствуйте, Елена

      Про одежду вверху в статье посмотрите, в контейнеры нужно выбрасывать. Также справа от этого комментария есть ссылка на статью Куда девать поношенную одежду в Германии

      Батарейки в любом супермаркете либо на кассе, либо там, где покупки в сумку перекладывают выбросить можно. Там ящичек обычно зелёного цвета.

      Всего доброго

  14. КАТЕРИНА-НИКОЛАЙ26/07/2015

    ПОДСКАЖИТЕ ГДЕ МОЖНО ВЗЯТЬ СТАРУЮ МЕБЕЛЬ ВОТ ТОЛЬКО ПЕРЕЕХАЛИ В ГЕРМАНИЮ С ГРЕЦИИ С РЕБЁНКОМ. НИЧЕГО НЕТ . ПОМОГИТЕ КТО ЧЕМ МОЖЕТ

    • Степан Бабкин26/07/2015

      Здравствуйте,

      Зайдите на eBay, там часто за пару евро можно мебель приобрести, только внимательно смотрите, что сможете сами забрать, чтобы хотя бы в Вашем городе всё было.

      Всего доброго

  15. Максим Егоров27/05/2015

    Когда в баварии заберают Gelbe Sack ? Вроде бы в среду но до сех пор не заберают)

    • Степан Бабкин27/05/2015

      Здравствуйте,

      Ага, прям по всей Баварии в один день! :))

      Это ж в каждом городе и городишке своё расписание, возьмите в ратуше, там есть. Или на сайте у них.

      Всего доброго

  16. Михаил Голубин21/03/2015

    Степан, здравствуйте!
    А не подскажете, как сдают стеклянные бутылки (из под пива)? С пластиковыми я вроде разобрался сам - их просто кидаешь в агрегаты стоящие в универмаге, и после сканирования штрих-кода, он их глотает и судя по звуку измельчает, выдавая в ответ чек. Но совать туда стекло - мне кажется неправильным.
    А как правильно не понятно, других покупателей с бутылками мне не попадается, к тому же мой текущий немецкий мягко говоря слабоват и спрашивать я побаиваюсь.

    • Степан Бабкин21/03/2015

      Здравствуйте, Михаил.

      Автоматы для Mehrwegflasche - стеклянных бутылок и баночек из-под йогуртов всяких, есть в Edeka или Rewe или любой Getränkeland.

      Вы можете также спросить на кассе в магазине, как сдать им приобретённую у них тару.

      Всего доброго

  17. Елена19/03/2015

    Степан, а скажите пж, где эти пакеты для мусора покупать? А то те, что хозяева оставили скоро закончатся, а в супермаркете я их не видела.
    И еще про эти пфанды. Я вот купила сок ребенку и там написано пфанд-фрай, то есть здесь понятно, а вот на других бутылках ничего содержащегослово пфанд не написано, или там не слово а значок какой-то специальный стоять должен? Или мне еще пфандовые бутылки просто не попались?
    Заранее спасибо.

    • Елена Бабкина19/03/2015

      Здравствуйте, Елена,

      пакеты для мусора продаются в любом супермаркете и разных размеров. В Rewe, Penny, Aldi, Lidl, Edeka и т.д. Также их можно купить в магазинах Müller, dm или Rossmann. Я покупаю обычно в Aldi. Те, которые беру я, называтся "alio Müllbeutel mit Griff 30 шт по 25 литров" Эти пакеты прочнее, чем такие же из других супермаркетов за ту же цену (рулон стоит меньше 70-ти центов).
      Значок для Pfandflasche Вы можете найти у нас в статье "Немецкие продуктовые магазины" в разделе о магазинах.

      Всего доброго.

    • Елена Куцева20/03/2015

      Спасибо за быстрый ответ. По поводу пакетов, я не точно написала, вобщем, мне нужны пакеты желтого цвета для пластика Gelber Sack. Унас есть Еdeka и Rossman. Но там таких пакетов нет, я слышала, что их чуть ли не в Ратхаусе надо брать. Не знаете, так ли это? Спасибо.

    • Степан Бабкин20/03/2015

      Здравствуйте, Елена.

      Да, верно, эти пакеты нужно брать в ратуше. Именно поэтому данный вид переработки мусора довольно редко используется :)

      Всего доброго

    • Елена Куцева21/03/2015

      Спасибо!

  18. Иван03/09/2014

    Добрый день!
    А куда выбрасывать дорожные сумки или чемодан?

    • Степан Бабкин03/09/2014

      Здравствуйте, Иван.

      Можно просто в зелёный контейнер, а можно и в шперрмюль, когда мебель выбрасывают.

      Всего доброго

  19. Инка26/08/2014

    Добрый вечер! Значит каждый мусорный баг забирает разные машины и в разные дни или как? а как они их перерабатывают?

    • Степан Бабкин26/08/2014

      Здравствуйте.

      Да, в разные дни забирают различные типы мусора.

      Всего доброго

  20. Александра Метейко23/07/2014

    Добрый день. Сколько читаю, столько не могу понять, а какое количество мусорных емкостей нужно держать дома?:( Если сейчас дома я покупаю мусорные пакеты и выбрасываю в них, то как поступают немцы? (*Видела в Испании, как женщина вытряхивала из пакета мусор в бак, но там я всего по три бака наблюдала). Подозреваю, что уж в Германии точно нельзя смывать в туалет туалетную бумагу любого типа, т.е. в отдельную емкость? А потом к бумаге, простите, все это добро вытряхивать?:)

    Как подумаю, что приеду, язык совсем не знаю и даже спросить у соседей не получится, так аж не по себе. "Мусорные" службы случайно вместе с расписанием не раздают инструкцию?:)

    И интересно, на каждой ли упаковке в Германии пишут, к какому типа утилизации относится продукт?

    Заранее спасибо

    • Степан Бабкин23/07/2014

      Здравствуйте, Александра.

      Туалетную бумагу смывать в туалет можно и даже нужно. Для того она и делается.

      Обычно внутрь мусорного ведра дома вставляется пакет, потом этот пакет достаётся и выбрасывается вместе с мусором.

      На упаковках иногда пишут типы утилизаций. Но вообще, в каждом доме свои правила, потому что это зависит от того, какие именно контейнеры захотели иметь жильцы дома. Ничего не мешает иметь всего один мусорный контейнер, для всех типов мусора, просто это очень дорого. Поэтому обычно есть разделение минимум на три: пищевые отходы, стекло и всё остальное.

      Всего доброго

    • Александра Метейко23/07/2014

      Спасибо, с туалетом успокоили:)

  21. Георг07/06/2014

    Здравствуйте Степан! Вы можете рассказать что такое шпермель? может я не так это называю
    и когда это проводится?

    • Степан Бабкин07/06/2014

      Здравствуйте,

      Шперрмюль (Sperrmüll). Это когда выкидывают мебель, бытовые приборы и т.п. В статье вверху про это есть.

      Всего доброго

  22. Якоб11/03/2014

    Здравствуйте!
    Скажите мне,пожалуйста,в какой контейнер мне нужно выбрасывать
    кошачий туалет (наполнитель лотка)? Там и понятная органика ...и разнообразные гранулы?..
    Будьте добры...
    С уважением...

    • Елена Бабкина11/03/2014

      Здравствуйте, Якоб,

      внимательно осмотрите упаковку из под Katzenstreu. Если Вы на ней найдёте надпись "biologisch abbaubar" (биологически разлагается) - то смело выбрасывайте в Biotonne.
      Если Вы используете наполнитель типа Catsan (Betonitstreu), то его в биомюль нельзя выбрасывать. Такой наполнитель выбрасывают в Restmüll.

      Всего доброго.

  23. Наталия03/03/2014

    Здравствуйте, Степан! Извините, у Вас в тексте описка..."Итак, всё что не попадает в вышеописанные категории обозначается как "остальной мусор". Переработка такого мусора стоит довольно долго..." (Должно быть "дорого")

    • Степан Бабкин03/03/2014

      Спасибо!

  24. Вика04/01/2014

    Как же мне нравится эта система сбора мусора, только из-за этого бы поехала жить в дойчляндию. Сердце разрывается наблюдать за нашими русскими свалочными полигонами, которые язвой разрастаются на лоне матушки-природы. А еще говорят, что у русских добрая душа...

  25. Жанна28/12/2013

    Уже думаю,что и здоровкаться не обязательно,Степан.Я уже у Вас тут зачиталась.Тем более,как я поняла,что мы с Вами земляки(Ростов).Вот уж мир тесен! На минуточку представила себя иностранкой .Так вот меня наверное тоже бы взбесило разбираться,что куда при том что я люблю чистоту и порядок.А не легче ли просто обозначить контейнеры табличками с картинками,если есть такая проблема с иностранцами.Вот тогда даже было бы веселее выбрасывать мусор. А может просто штрафовать - это выгодно?

    • Степан Бабкин28/12/2013

      Приветствую, Жанна! :)

      Да, вроде как земляки.

      Контейнеры иногда обозначают и табличками, и надписями. Но народ всё равно путается или вообще на заморачивается с этим. А штрафовать - это не решение, ведь идея в том, чтобы переработать мусор. А неправильно рассортированный мусор сложнее перерабатывать, хоть штрафуй, хоть нет. Да и по сути, взимают не штраф, а дополнительную плату за переработку.

  26. Юля29/11/2013

    Здравствуйте, Степан,

    Спасибо за интересную статью и за ваш блог!

    В Японии, к стати, тоже прижилась такая система сортировки мусора, смотрела на youtube интересное видео на эту тему, если вам интересно, можно найти по запросу "Как выбрасывать мусор в Японии".

  27. Алексей29/11/2013

    Степан, добрый день.
    Спасибо за максимально информативный ресурс, который и лично мне очень помог быть подготовленным к приезду в Германию. Я на самом деле очень вам благодарен. Живу недалеко от Штутгарта, насколько я знаю вы тоже недалеко.
    Всего хорошего и приятных выходных.

    • Степан Бабкин29/11/2013

      Привет, Алексей!

      Приятно слышать, поздравляю с переездом и оставайтесь с нами! :)

      Да, мы в 120 км от Штуттгарта, индекс 69190

      Успехов!

  28. Галина03/08/2013

    А мне очень нравится такой подход к переработке мусора. И что штрафы большие за выбрасывание мусора - пусть бы и больше были. Но вот я последний раз в Германии была лет 7 тому, и то ли из памяти стерлось, то ли не обращала внимания раньше (хотя вряд ли), но вспоминалась мне Германия довольно чистой страной (по сравнению с Россией вообще и с Москвой в частности). А нынче я уже около месяца здесь и, признаться, в некотором шоке просто нахожусь - насколько грязно на улицах городов. В небольших городках еще ничего, хотя тоже не на "пятерку", кроме мусора и собачьи какашки (прошу прощения) попадаются. А в крупных - везде мусор, а вот в настоящий момент я в Мюнхене - так это кошмар и ужас... Сама многократно была свидетелем, как выбрасывают окурки, пачки, стаканы бумажные и т.п. прямо там где находятся, хотя везде мусорки стоят. В Москве много чище, честное слово. Отчего бы это?

    • Степан Бабкин03/08/2013

      Здравствуйте, Галина.

      Да, я тоже такое заметил. Становится грязнее.

      Видимо, уходит то поколение, которое считало, что мусорить - это плохо.

      Такие дела.

      Всего доброго.

  29. Женя21/04/2013

    С тарой с маркировкой pfand,все понятно,а что с остальной тарой,просто в мусор или ей тоже есть какое то приминение?

    • Степан Бабкин21/04/2013

      Здравствуйте, Женя.

      Всё, что не Pfand и не Mehrwegflasche можно выкидывать в мусор. Обычно это бутылки из-под вина, подсолнечного масла и т.п.

      Всего доброго.

  30. Женя01/03/2013

    мне непонятно только одно,за те чеки можно только что-то купить или их можно обменять на деньги,как например чехии?

    • Степан Бабкин01/03/2013

      Можно и купить, и обменять. Просто на кассе отдаёшь и всё. Если есть за что платить - включается в счёт. Если просто так, то получаешь деньги.

    • Женя01/03/2013

      прошелся по мусоркам,собрал бутылки,пошел сдал,деньги в карман положил и ходиш счастливый?

    • Степан Бабкин01/03/2013

      Ну, если только это для счастья и нужно, то да :)

      Но вообще-то, в мусорках вряд ли бутылки с Pfand можно найти. Во-первых, все и сами их сдают. Я никогда не выбрасываю, например. А во-вторых, добычей бутылок, таки разбросанных непутёвой молодёжью, часто промышляют ушлые дедушки на велосипедах, по большей части, русскоязычные.

    • Женя01/03/2013

      ыыы...наши везде поспели,даже бутылки подметают:)

    • Женя01/03/2013

      А свалки как у нас,есть?

    • Степан Бабкин01/03/2013

      Я не специалист по свалкам. Не знаю, что такое "как у нас" :)

      Вообще, есть, конечно. Куда ж без них.

    • Женя02/03/2013

      А Вы не знаете какие свалки в Украине?Если в Германии есть такие же,то можно ли на них побывать и взять себе то что понравится?

    • Степан Бабкин02/03/2013

      Я не специалист по мусоркам, извините.

    • Андрей02/03/2013

      Нет. Такого в Германии нет, по крайней мере повсеместно.
      За выбрасывание мусора в неположенном месте штраф от 500 евро, а евро это место природа/лес - от 1000 евро и дальше.
      Плюс подобное поведение, если Вас найдут, помимо возможных штрафных санкций и/или лишения свободы, грозит пожизненным неполучением разрешения на охоту и рыбалку(это если мелкие размеры).

      Видимо, то, что вы называете свалками, в Германии именуется шротами. В Германии не видел (не там катался), в Польше вдоль трасс много где есть. По крайней мере от Ржешова до Кракова десяток-другой наберется. Но там преимущественно авторазборка.

      Так существуют, по крайней мере, я о таком слушал, но увы, не видел, как турист, подобные склады бытовой техники и электроники.
      Взять бесплатно вряд ли получиться, а вот за какие-то копейки выкупить - на раз. Чем часто и промышляют наши сограждане катая в СНГ "Технику Б/У из Германии".

  31. Дарья 16/11/2010

     а мне за полтора месяца уже порядком поднадоел этот "круговорот мусора в природе". бумагу выкидываю отдельно, а все остальное - в черный контейнер "abfall". а что, за неправильное выкидывание мусора действительно могут оштрафовать?

    • Андрей01/03/2013

      Могут, в Германии даже "мусорные" детективы есть...

  32. Женя01/03/2013

    в предыдущем вопросе,я имел ввиду есть ли у них пункты приема кроме терминалов в магазинах?

    • Степан Бабкин01/03/2013

      А зачем, если каждый магазин и есть пункт приёма? Помимо обычных продуктовых, есть ешё магазины напитков, Getraentkemarkt, они тоже всё принимают.

  33. Женя28/02/2013

    Интересно,немцы здают тару в пункты,как у нас?

    • Степан Бабкин28/02/2013

      Здравствуйте, Женя,

      Да, сдают, все магазины принимают ту тару, что помечена значком Pfand. Я рассказывал об этом подробнее в статье про немецкие продуктовые магазины.

      Всего хорошего.

  34. Диана22/02/2013

    Всем Привет! А кто подскажет в какие дни немцы выносят мебелъ,бытовуху, и,т,д Ну например в городе Baden Baden? Спасиба буду благодарна,

    • Степан Бабкин22/02/2013

      Здравствуйте, Диана.

      В статье же написано. У каждого города свой график. Нужно взять план в мэрии или посмотреть в интернете на их сайте. По Spermuell Baden-Baden в поисковике ищите. В гугле первая же ссылка выдаёт искомую информацию.

      Всего доброго

  35. Андрей В18/02/2013

    СтоЯт у нас эти разноцветные "покемоны". Говорят, кто-то хороший заказ отхватил. Частенько (бывает целыми месяцами) они стоят забитые доверху или лежат на боку (типа, мусор не принимается). А горят они как замечательно... В половине мест давно уже одного-двух не хватает, обычно того, что для бумаги и металла. Толи бычки туда попадают, толи еще что-то, не знаю. "Разруха, она, ведь, в головах..."

  36. Олег18/02/2013

    точно так сортируют мусор и в США,а не только в Германии

  37. Yuri Mazeyev 09/12/2012

    Жил в Швеции год. Там тоже мусор сортируют. И тару сдают в магазин. Очень понравилась такая забота о природе. Поддерживаю!

  38. anonymous 22/11/2012

    Такую систему пробовали внедрить в некоторых городах России, но эксперимент каждый раз проваливался. К сожалению мы пока не готовы сортировать мусор. Очень печально.

  39. anonymous 14/10/2012

    a escho butylki raznyx cvetov(zelenye,korichnevye,belye)vykidvayut v raznye kontejnery.potom priezzhat mashina i sobiraet ix poocheredi,poluchaetsja vse oni smeshivayutsja v odnoj mashine.sprashivaetsja zachem togda vykidvat' v raznye kontejnery?

    • Степан Бабкин14/10/2012

      Здравствуйте,

      Да. Бывает и так. Не знаю, зачем это нужно. Наверное, контейнеры ставила одна мусороперерабатывающая фирма, которая сортировала стекло, но потом она разорилась и их переняла другая фирма, которая сортировкой стекла не занимается.

      Всего доброго.

  40. anonymous 17/09/2012

    У нас в Тюмени такое уже практикуется, так же стоят контейнеры для отдельного вида мусора.

  41. anonymous 12/04/2012

    Анониму (Mar 31, 2012 01:08 PM) Если бы немцы победили, Вы бы вряд ли сейчас комментарии к этой статье писали) Степан, спасибо Вам большое за этот блог. Очень много полезной информации, которую подчас приходилось собирать по крупицам)

    • Stepan Babkin 13/04/2012

      Спасибо на добром слове!

  42. anonymous 03/04/2012

    Да уж там в Германии так чисто не то, что у нас в России( сделали бы нам такие же контейнеры

  43. anonymous 15/03/2012

    Всем привет, в Англии система почти та же, но немного попроще. Я живу в Лондоне, и меня, к примеру, три контейнера. Зеленый для стекла, бумаги, разного пластика, жестяных банок. Коричневый для органических отходов, то бишь все с сада и разная кожура, овощи, фрукты и цветы - то что идет на компост. И черный - для всего остального. Мне лично нравится, дважды в год мою контейнеры с хлоркой и кипятком, а то у кое-кого вонь от мусорников невыносимая - особенно с черных и коричневых. Я поддерживаю такую систему - и за гармонию с природой.

  44. Степан Бабкин17/12/2011

    Здравствуйте. Не знаю. Извините.

  45. anonymous 17/12/2011

    вот скажите пожалуйста, возможно ли эту систему внедрить в других странах с такой же эффективностью??? напишите мне пожалуйста на мою почту: elegant_007@mail.ru
    буду очень признателен вашему ответу

  46. anonymous 21/10/2011

    Я тоже хочу в Германию(((

  47. anonymous 26/09/2011

    молодцы. аж на слезу пробило за то, что в россии такой бардак. Дмитрий. Пермь.

  48. Степан Бабкин11/08/2011

    У меня тут знакомый переселенец из Молдавии только тем и живёт, что лазит по немецкой свалке. Купил старый микроавтобус и возит барахло в Кишинёв.

  49. Schura 11/08/2011

    Да уж, помню я времена "шперные"... когда на велосипеде объезжал районы выброса мебели и находили там вполне приличные вещи на первое время нашей жизни в переселенческой общаге.
    Сейчас уже конечно равнодушен стал к этому и спокойно прохожу такие места.

    Прикольно, что на нашем Кёльнском мусоросборнике при вьезде караулят цыгане машины с бытовым мусором (эл.приборы, компы и мебель даже) и тормозят. Они потом это погружают в свои бусики и везут на Родину в Болгарию, Венгрию и т.д.

  50. Степан Бабкин07/12/2010

    Заезжайте в ратуши разных регионов, графики сбора мусора там лежат в виде специальных книжек.

  51. Степан Бабкин17/11/2010

    Я за 8 лет как-то привык уже, не напрягает :)

    Стекло-то уж точно надо отдельно выкидывать.

    Оштрафовать могут запросто. Найдут пакет с "неправильным" мусором, в нём какую-нибудь бумажку с именем - и всё.

    Но ещё хуже, что могут просто поднять месячную плату за вывоз мусора. И будете вместо 11€ платить за это дело 25€.

  52. anonymous 14/10/2010

    Как здорово!!! На самом деле очень практично))) и на улицах чисто и экология не срадает))

  53. anonymous 30/09/2010

    Мда, это действительно очень практично! Пфанды тоже очень круто предуманно! Видел както людей которые собирали пфанды в центре Берлине после игры ЧМ2010 и мешки пфандов (1бут = 25центов) грузили в новенькую БМВ Х3.
    Я за 3 месяца привык тоже выкидывать правельно мусор, это не трудно, и очень правильно!

  54. Степан Бабкин27/06/2010

    Для ненужной одежды или обуви стоят специальные контейнеры. Выглядят примерно вот так: ) http://www.lieblingsladen.com/wp-content/2010/01/Altkleider_Container_Malteser.jpg

    Обычно они располагаются недалеко от магазинов.

    Книжечку про мусор можно взять в ратуше. Попроси Sperrmüll Terminkalender.

  55. Rryk 27/06/2010

    А вот как выкинуть старые туфли или тапочки? А футболку или свитер? И еще -- мне книжечку по сортировке мусора никто не присылает, т.к. вероятно её забирает Hausmaster многоэтажного дома. Её можно где-то взять?

  56. anonymous 15/06/2010

    Прежде чем наш народ учить выбрасывать мусор в отдельные контейнеры, надо его научить вообще выбрасывать его в контейнеры!

  57. anonymous 03/03/2010

    Мне тоже нравиться. Привыкаешь быстро, за первые пару месяцев. Когда видешь, как вокруг красиво и ухоженно, даже в голову не придеть что-то не так сделать.Я потом в Питере зависаю перед мусорным ведром. Рука не поднимается все выбросить в одно. Так обидно за нас становится, что мы ни ресурсы, ни экологию не бережем.Ну чем мы хуже?

  58. anonymous 02/07/2009

    кстати хорошая система, я там живу 4 месяца - уже привык) а с пфандами вообще здорово, т.к. бутылка имеет цену, их не выбрасывают где попало, как у нас в России. Поэтому на улицах намного чище