Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Мифы о Германии (Часть I) - немецкий сервис

Менеджер крупной европейской компании Иван Гор делится своим опытом проживания в Германии и разрушает мифы о жизни немецкого среднего класса.

Мифы о Германии (Часть I) - немецкий сервис

В предисловии к серии своих рассказов «Мифы о жизни в Германии» хотел бы коротко рассказать о том, как все вообще началось и почему я сейчас здесь, а не на своей исторической Родине.

Предисловие

Как говорят: «Рыба ищет там, где глубже, а человек – где лучше». Еще говорят, что «Хорошо там, где нас нет» и многое другое. В суть человек начинает вникать, только после того, как попадает на новое место и испытывает все от первого лица, а не через рассказы знакомых или то, что сообщается через средства массовой информации. Так, или иначе существует масса плюсов и минусов постоянного проживания в любой стране. Бывают, однако, такие огромные плюсы, которые перевешивают миллионы маленьких минусов. Для меня таким огромным плюсом в Германии является уважение к институту частной собственности и очень низкая вероятность отъема частной собственности государственными структурами, чиновниками, силовыми ведомствами или криминальными элементами. Еще один большой плюс Германии – отсутствие тотальной коррумпированности государственной и бизнес системы. Я не говорю о полном отсутствии коррупции, но лишь о ее несоразмерности с тем, что происходит в странах третьего мира. Этого уже достаточно для того, чтобы жизнь была более или менее сносной для тех, кто умеет и хочет работать.

О себе

В Германию я переехал в конце 2010 года по обычной рабочей визе, которую получил по приглашению на работу, успешно пройдя собеседование с работодателем. До этого я жил в России и США. Если бы не стечение семейных обстоятельств, то я выбрал бы в конечном итоге США, где у любого иностранца открывается гораздо больше возможностей, чем в Германии. Тем не менее, близость к Родине и другим европейским странам дает много приятных преимуществ.

С 2010 года и по сей день, я работаю руководителем инфраструктурных проектов в крупном европейском холдинге, а также занимаюсь независимым предпринимательством. К последнему вынуждает низкий уровень заработных плат в Германии и почти полная невозможность карьерного роста.

Прочитав эту часть моего повествования о Германии Вы, возможно, больше никогда не захотите в ней жить, даже если планировали. Однако это не является целью моего повествования. Моя цель – это поделиться тем опытом, которым делятся лишь с близкими и друзьями, поскольку, для открытой аудитории это могло бы сойти за шутку или провокацию. Отчасти я хотел бы это сделать, чтобы развеять миф о фантастически высоком качестве жизни среднего класса в Германии. Отчасти еще и для того, чтобы те, кто об этом прочитает, подумали, о том, стоит ли проходить нечто подобное, что прошел для себя я. Эта история также будет крайне интересна и тем, кто уже живет в Германии. Если это так, то Вы, возможно, не раз испытаете ощущение Deja Vu, читая мои рассказы. Несмотря на обилие эмоций, которые сопровождают многие из воспоминаний, я все же постараюсь излагать факты беспристрастно, так, чтобы Вы делали выводы для себя сами.

Миф номер 1: В Германии хорошо развита сфера услуг.

Что делает любой представитель среднего класса, поселившись в новой для себя стране в первую же неделю? Правильно: регистрируется на новом месте жительства, приобретает национальный номер мобильного телефона, подключает интернет, открывает счет в банке, узнает, где расположены ближайшие магазины и так далее.

Подключение интернета

Приобретение SIM карты мобильного телефона, пожалуй, не составит особого труда в Германии, за исключением того, что обычно ее необходимо регистрировать перед использованием через интернет или по телефону. Поэтому быстрое подключение к интернету могло бы с этим помочь.

Памятуя свой опыт подключения к сети интернет в маленьком провинциальном городке штата Мичиган, где я жил до этого, эта операция казалась мне чем-то простым и самим собой разумеющимся. Все таки, Берлин – столица одного из самых высокоразвитых государств центральной Европы. Но я оказался не прав. В США все было действительно просто: я позвонил одному из локальных провайдеров, через пару часов ко мне в квартиру постучался афроамериканец с отверткой, DSL - модемом и специальным прибором и сделал все за десять минут. То есть интернет был у меня в тот же день.

В Берлине я позвонил в компанию Alice (теперь O2), которая является одним из лидеров рынка, и с удивлением узнал, что технический специалист придет только через две недели! Ускорить процесс было невозможно. В Германии все встают в одну очередь, и никаких привилегий за деньги Вы не получите. Более того, айтишник мог прийти в любое время дня, а поскольку номер его мобильного телефона мне в отделе обслуживания любезно не предоставили, обратной связи с ним не было. Поэтому пришлось дежурить дома целый день и ждать, когда же, наконец, придет он – этот чудо-человек с отверткой и прибором. Но это было еще не все. Айтишник, таки, пришел, но к моему удивлению не принес DSL-модема, а без него подключиться к интернету было невозможно. Мне сообщили, что DSL-модем будет доставлен компанией DHL по почте в течение (внимание!) недели!

На этом беды не закончились. Модем не пришел и через неделю. Тогда, я позвонил в Alice и мне сказали, что DSL-модем, на самом деле, был уже мне доставлен. Сам я при этом не был в курсе происходящего! Позвонив в DHL, я с удивлением узнал, что мой модем лежит в ближайшем почтовом отделении уже почти целую неделю, и почему-то меня дожидается. Уместны два вопроса: почему его не доставили по адресу, и почему мне ничего не сообщили о попытке доставить? Когда я пришел на почту, мне сообщили, что поскольку на момент доставки меня не было дома, то сотрудник DHL оставил записку и ушел. Записки я нигде не нашел. Здорово, правда? Так что, если приедете к нам в Берлин, и снимете новую квартиру без Интернета, рассчитывайте, что через месяц другой он у Вас уже будет. Да, и не забудьте регулярно звонить в DHL и узнавать в каких отделениях и что Вас дожидается.

Мифы о сервисе в Германии

Открытие банковского счёта

Памятую о своем опыте открытия банковского счета в маленьком провинциальном городке Мичигана, я, опять, таки наивно, полагал, что это не должно занять много времени в столице ФРГ. И снова я жестоко ошибся. В США я открыл счет в банке за один день, а на следующий день получил кредитную карточку VISA c PIN кодом, который я сам выбрал.

В Берлине в банке Hypovereins (группа UniCredit) мне пришлось предъявить массу документов, подписать кучу бумаг и получить обещание о том, что счет будет открыт в течение недели, а карту я получу в течение двух недель, при этом PIN код придет отдельным письмом. Как Вы думаете, получил ли я свою карту через неделю? Правильно: нет! Не получил я ее и через три недели, и начал беспокоиться. Как мне сообщили потом в банке, мою карту потеряла при доставке Deutsche Post. Не удивительно, поскольку даже DHL в Берлине работает спустя рукава. К счастью, на четвертой неделе я все же получил карту. И это была всего лишь EC – Karte (Maestro, локальный немецкий стандарт дебетовых карт с массой всяческих ограничений), но не VISA. Счет был открыт, карта получена, но переводы через Интернет не работали. ИТ – наука новая, а Германия страна консервативная. Я пришел в отделение уже горячо любимого мной банка и спросил в чем дело. «Ах, простите, мы забыли всего лишь одну формальность! Теперь будет работать». С тех пор все работает нормально, персонал в банке обходительный и вежливый, но осадок остался.

Куда хуже обстояло дело, когда мы с моими знакомыми основали фирму и открыли для нее счет в Deutsche Bank. Во-первых, нас в прямом смысле слова замучили сбором документов. Доходило до смешного. Нам пришлось доказать происхождение одной тысячи евро уставного капитала нашей компании. Во-вторых, молодой персонал не понимал элементарных экономических терминов типа «выручка». В-третьих, нам упорно не высылали ПИН-коды и карты по нужным адресам, а когда мы получили ПИН-коды для интернет-банка, то они элементарно не работали, и пришлось заказывать новые. Еще одно свидетельство того, что ИТ – наука новая. За каждую транзакцию с нас взимали комиссию, поскольку банку было мало, что мы открыли у них счет. Еще бы, Deutsche Bank гордится своим именем, и иметь в нем счет – привилегия счастливчиков!

В один прекрасный день, одна из важных транзакций не проходила ни под каким предлогом: деньги возвращались обратно без видимых на то причин. Персонал, бывший не в состоянии объяснить этого явления, заказал нам новые ПИН-коды и лишил нас возможности проводить операции через Интернет до прибытия новых ПИН-кодов по бумажной почте. В тот же день выяснилось, что из-за перехода на новую систему перевода денег, в банке возникли технические проблемы, которые решились в тот же день, но о которых обслуживающий персонал ничего не знал. Наверное, потому, что фронт- и бэк-офис Deutsche Bank на дух друг друга не переносят. А может просто потому, что им запрещено общаться из соображений безопасности, согласно внутренним корпоративным регламентам. В результате мы были заблокированы от переводов через Интернет на целую неделю. Здорово, правда? Это даже по российским меркам выглядит некрасиво.

Поделитесь статьёй:
Статья оказалась полезной? Ответ помог? Отблагодари!

Читайте дальше: