Виды общественного транспорта в Германии: на чём ездят немцы

Автомобиль — необходимый, но не единственный способ передвижения по немецким просторам. В Германии развит общественный транспорт, которым активно пользуются не только в крупных городах, но и на окраинах, вдали от мегаполисов.

Иммигрантам приходится знакомиться с местной транспортной инфраструктурой, выяснять расписания и правила пользования городскими и междугородними сетями. Система обычно устроена иначе, чем на Родине мигранта. В зависимости от того, откуда иностранец прибыл, немецкий транспорт вызывает восторг или разочарование. В любом случае, вникнуть не так просто, поэтому полностью освоиться получается в основном спустя годы.

Всё потому, что в разных регионах свои порядки. Например, в Берлине требуется подтверждать билет на поезд, а Гамбурге — нет, так как заранее его приобрести невозможно. Метро есть только в нескольких городах, так же, как и трамваи.

Есть, конечно, кое-что общее — во всей Германии нет маршруток. Вообще! И транспорт здесь в отличном состоянии. Максимум «ужаса», который попадается, — это вагоны метро 80-х, например, в Мюнхене. Зато трамваи, автобусы обычно очень чистые и современные.

Но каждому новоиспечённому бюргеру, даже если он знаком с общей ситуации с транспортом в ФРГ, нужно обязательно узнавать правила в своём городе. Местные сами часто не в курсе всех нюансов, поэтому порой и спросить будет трудно. Лучше потратить время и порыться на сайтах транспортных компаний города, типа VRN, OPVN и т. п., выяснить информацию по маршрутам и проездным.

Наш обзор в основном относится во всей стране. Из него станет понятно, какие виды транспорта есть в Германии и правила пользования, где и как приобрести билеты, что такое транспортные зоны и многое другое. Региональные же условия всегда уточняйте «на месте».

Виды общественного транспорта в Германии

В стране развиты системы:

О региональных и междугородних поездах есть отдельная статья — в ней подробно рассказано о типах железнодорожного транспорта, процедуре покупки билетов и условиям проезда. Также для тех, кто часто ездит на поезде, будет интересно узнать о системе скидок BahnCard, с которой экономят 25-100% стоимости билета.

Сообщение обеспечивает несколько компаний, которые устанавливают в федеральных землях свои правила проезда. Иногда перевозчики, действующие в соседних городах, объединяются в транспортные союзы. Что удобно для пассажиров, ведь ассоциация организует единую систему билетов и расписания пригородных поездов, городских электричек, трамваев и автобусов. Например, территорию Лейпциг — Галле обслуживает объединение Mitteldeutscher Verkehrsverbund (MDV).

Большинство компаний, осуществляющих перевозки пассажиров, региональные. Поэтому в Германии стандартна ситуация, когда билет на поезд действителен для проезда и на автобусе или трамвае.

Например, если в Берлине купили билет на автобус, его можно использовать и для проезда на электричке. Только время действия ограничено — обычно это 2 часа.

Внутригородские поездки

Автобусы

Если увидите круглый знак, на котором нарисована буква «H», здесь находится остановка автобусов или трамваев (от нем. Haltestelle — «остановка»).

Расписание располагается обычно рядом в рамке. Порой на остановке установлена электронная таблица, где указываются номера маршрутов и время прибытия рейсов.

В немецких автобусах запрещено курить и распивать спиртные напитки. А безбилетнику грозит штраф от 60€.

Стоимость проезда в городских автобусах в Германии — приблизительно 2€. Месячный проездной обходится в 70-90€.

Есть дневные и ночные рейсы. Последние обозначаются буквой «N» перед номером. По ночам автобусы ездят каждые полчаса до 4:30.

Например, в Берлине есть почти 200 маршрутов автобусов, которые развозят бюргеров по 2634 остановкам. Есть 63 ночных городских рейса, которые обслуживают 1508 остановок. Кроме того, каждые 10 минут в городе ходят 17 «Метробусов» (с обозначением «М»). Есть ещё «Экспрессы» (помечаются «Х»), связывающие аэропорты и пригороды Берлина с центром.

Мюнхенская автобусная сеть (нем. Bussystem München) обслуживает Мюнхен и пригородные районы, территориально расположенные в Баварии. Здесь курсирует 65 дневных и 12 ночных маршрута, общей длиной 457 км с 916 остановками.

Автобусы Мюнхена включают:

Трамваи

В Германии большое количество трамвайных сетей — Straßenbahn на немецком языке. Они присутствуют в более, чем 50 городах ФРГ.

Система берлинских трамваев — Straßenbahn Berlin — крупнейшая в Германии. Это одна из старейших трамвайных сетей в мире, основанная в 1865 и управляемая Berliner Verkehrsbetriebe (BVG).

Это третья по величине система трамваев в мире после Мельбурна и Санкт-Петербурга. Она состоит из 22 линий с почти 800 остановками. Девять линий работают круглосуточно и обозначаются буквой «M» (Metrotram) перед номером: M1-M17. Днём они ходят каждые 10 минут, а после 12 ночи — раз в полчаса. Остальные тринадцать — обычные городские трамвайные линии, это маршруты 12-68.

Карта трамвайных линий в Берлине.

Схема трамваев в Берлине.

Большая часть берлинской трамвайной системы находится в пределах бывшего Восточного Берлина. В основном покрывает территории, где меньше всего поездов и метро. Сети часто соединяют ветки метро, автобусов и электричек. Линии трамваев на западе города были постепенно заменены автобусами.

Stadtbahn

В некоторых регионах ФРГ есть система легкорельсового транспорта — Stadtbahn или «городской поезд». По сути, это смешение разных трамваев, использующих подземные туннели и станции для разгона до нужной скорости. Иногда Stadtbahn едет по специальным рельсам прямо посередине дорог — чтобы не пересекаться с автомобилями.

Во многих городах Германии, где нет метро (например, в Дюссельдорфе), Stadtbahn, очень на него похожий, с выделенными ж/д линиями и тоннелями — прекрасная возможность доехать быстро и недорого из точки А в точку B. Также, как Франкфурте-на-Майне, хотя многие жители считают, что здесь находится метро.

Электрички

S-Bahn — немецкие городские электрички. Это сеть, совмещающая городские/пригородные поезда, которая тянется через весь город, иногда имея подземные линии, чем похожа на российское метро.

Расстояния между станциями S-Bahn, как правило, меньше, чем между станциями региональных поездов RB, и больше или такие же, как в метрополитенах, у трамваев, автобусов.

Первый S-Bahn был запущен в Берлине в 1930. Сегодня в Германии существует семнадцать сетей электричек, многие из которых обслуживают сразу несколько городов, а также связывают крупные аэропорты с населёнными пунктами.

В каждом регионе действуют единые тарифы, поэтому пассажиры в течение поездки могут пересаживаться с поездов S-Bahn на маршруты городского транспорта. Главное — перемещаться в пределах тарифной зоны.

Метро

U-Bahn — немецкое метро, которое не пересекается с другим общественным транспортом. Есть в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Нюрнберге.

Некоторые города называют Stadtbahn U-Bahn (например, Франкфурт) и сокращают буквой «U». Иногда также можно услышать сбивающий с толку термин U-Stadtbahn, который прижился в народе.

Поэтому, если увидите в других регионах букву «U» на синем, это значит не U-Bahn, а Stadtbahn — легкорельсовые трамваи, которые проезжают в туннелях.

Обычно U-Bahn проходят под землёй, но также поезда можно увидеть и наверху.

Синий знак с белой «U» — станция ​​метрополитена.

Первая линия метро в ФРГ заработала в Берлине в 1902. Позднее эта сеть стала крупнейшей в стране: 9 линий общей протяжённостью 155,4 км оснащены 175 станциями. И расширение продолжается.

Интервал поездов метро в Германии в час пик: 5-10 минут.

В отличие от московского и других метрополитенов, на входе в U-Bahn и S-Bahn нет никаких турникетов и контролирующих вход надзорных. Но это вовсе не означает, что проезд бесплатный — билет требуется купить в обязательном порядке!

Кнопки остановки для открытия дверей

В немецком общественном транспорте на поручнях обычно есть кнопки, которые нажимают, когда хотят выйти. В автобусах и трамваях над местом водителя электронное табло показывает, какая следующая остановка. Часто это сопровождается объявлением поездок с помощью записанных голосовых сообщений.

Если народу в автобусе немного, а на остановках пустынно, водитель вполне может решить проехать мимо. Поэтому лучше нажать на кнопку, чтобы выйти там, где нужно. Кнопочная система есть также в метро и электричках.

Такси

Если нужно быстро и с багажом добраться куда-то, немцы пользуются такси. Машины таксистов в Германии — бежевые, наверху установлена жёлтая табличка с чёрной надписью «Taxi».

Заказывать машину лучше заранее — по телефону или через приложение. Например, Free Now (бывший MyTaxi) и uberTaxi.

Автомобили оборудованы счётчиками, которые показывают расходы. Минимальная сумма взимается с клиента при посадке, а окончательная цена зависит от расстояния и времени поездки. Сумма всегда включает налог.

В классическом понимании системы типа «Яндекс.Такси» в Германии нет. Здесь каждый таксист работает в конкретной фирме, и приложения городские. Они агрегируют системы заказа такси в городе, поэтому поездка в ФРГ выходит дороже.

Цена такси в крупных городах Германии начинается от 3-5€ за посадку, плюс 1-2€ за каждый километр, и 30-50 евроцентов за минуту ожидания. Поездка в 20 км будет стоить 23-25€.

Оплатить поездку можно наличными или с помощью кредитных/дебетовых карт. Также оплата возможна прямо через мобильные приложения.

Покупка билетов на общественный транспорт

Приобрести билет в Германии можно:

Когда билет куплен заранее, достаточно «подтвердить» в компостере — автомате с надписью «Bitte hier entwerten».

Приобрести билет можно прямо у водителя автобуса — на нём уже ставятся дату/время, поэтому компостировать не нужно. В трамваях обычно для этого используются билетные автоматы. Тем, у кого электронные абонементы, часто приходится проверять их с помощью устройства на входе.

Если светит покупка у водителя, имейте в виду, что он принимает наличные. Часто сдачи не хватает, поэтому готовьте купюры помельче — по 5, 10 или 20 евро.

Как найти сайты перевозчиков

В каждом городе Германии системой общественного транспорта управляют региональные транспортные операторы или «тарифные союзы» (Verkehrsverbund), которые регулируют тарифы и цены на проезд.

Часто сходу разобраться в многочисленных тарифных планах иммигранту непросто. Даже после посещения сайта bahn.de кажется непонятно, на чём лучше доехать из пункта A в пункт B, не нарушить правила, ещё и сэкономить.

Поэтому лучше готовиться к поездкам заранее, изучив карту границ сетей и тарифы. Как правило, если это крупный туристический центр, например, Мюнхен, Штутгарт или Берлин, здесь есть специальные транспортные сайты с переводом, минимум — на английский.

Если это городок поменьше, а то и посёлок, обращайте внимание на пометки, которые даёт DB в разделе цены — там может быть указано, чьи тарифы действуют в зоне.

Нелишним будет изучить карту объединений транспортных компаний по стране. Она гуглится по запросу «Karte der Verkehrsverbünde und Tarifverbünde». Смотрим регион предстоящего трипа, находим перевозчика — например, VRT или BVG.

Также забиваем найденное название в Google и переходим на официальный сайт, где есть достоверная инфа с картами, зонированием, тарифной сеткой и расписанием.

Безбилетники

«Всё на честном слове», решают зайцы, но глубоко заблуждаются. Если раз удастся «пролететь», считайте, повезло. А нарвавшиеся на контролёров приезжие безбилетники запоминают эту встречу надолго. Никаких поблажек и предупреждений «на первый раз» не будет. Выпишут штраф от 60€, который придётся оплатить.

После повторных нарушений зайцев заносят в «чёрный список», куда очень нежелательно попадать иммигрантам, которые хотят долго жить в Германии. Для особо безбашенных, на страх и риск экономящих на билетах, уготовлены другие наказания — общественные работы и тюрьма.

Контролёры одеваются в штатское. Поэтому их сложно отличить от обычных попутчиков. Они вычисляют самую длинную станцию, вскакивают, когда состав трогается, и заявляют «Приготовьте билеты»! И тут уж не отвертеться — если не нащупали действительный билет в кармане, придётся готовить деньги.

В 80-е предприимчивые немецкие студенты пытались организовать страховку «для зайцев». При выписывании штрафа за человека платило объединение. Но, видимо, из-за увеличения сумм за безбилетный проезд, идея в Германии не особо прижилась. Хотя аналоги появились и до сих пор существуют также в других странах Евросоюза.

Провоз велосипедов

Обычно транспорт в Германии оснащён специальными вагонами с символом велика. Это значит, здесь можно ехать с двухколёсным товарищем. Но помните, что иногда удастся обойтись одним билетом (например, на S-Bahn), а где-то придётся покупать 2 — на себя и «друга».

Проезд с собаками

Правила перевозки четвероногих устанавливают перевозчики, поэтому от земли к земле разнятся. Общие рекомендации такие:

Действие билетов

В большинстве городов ФРГ любой билет действителен для проезда в одном направлении в течение нескольких часов. Его разрешается использовать в это время для пересадки между разными видами транспорта (автобус, трамвай, Stadtbahn, метро, электричка). Однако, чтобы поехать в обратном направлении, придётся обилечиваться заново.

Если билет действует на протяжении пары часов или дня, во многих городах требуется его «погасить» — поставить отметку в автомате на вокзале, в автобусе или трамвае.

Когда билет покупается в автомате, и на нём уже проставлен штемпель с указанием даты и времени, компостировать его не нужно.

В каждом регионе перевозчики предлагают свои тарифы скидки, которые позволяют сэкономить. Обычно школьникам, студентам и пенсионерам полагаются бесплатные или льготные проездные. Их можно приобрести в кассах или автоматах (уточняйте, какие документы нужно предоставить для получения скидок).

Транспортные зоны

Немецкие города для определения стоимости тарифа делятся на зоны — Tarifzonen. Это как круги на воде: самый маленький в центре, а затем всё больше и больше. И чтобы узнать, какой билет купить, нужно понять, какие территории предстоит пересечь по пути.

Например, в Берлине 3 зоны: A (центр), B (чуть дальше) и C (окраина). Стоимость билетов для проезда в А и В — 3,20€, всех трёх — 4€. Для детей предусмотрены скидки.

Действует правило: один билет действует внутри указанных границ на все виды транспорта.

При оплате проезда в кассе, автомате, приложении или у водителя, всегда нужно указать, в какую зону собираетесь поехать.

Если видите, что придётся пересекать несколько «кругов», например, два, сразу имейте в виду, что на границе первой зоны придётся выйти и купить новый билет для проезда далее. Или приобрести тот, что действует сразу в двух зонах.

Нельзя приобрести билет по тарифу AB и по нему прокатиться в C.

Карты с зонированием обычно располагаются на вокзалах, станциях. Но есть и в интернете.

Цены билетов разные в федеральных землях. Если городской билет в Штутгарте обойдётся в 1,4€, в Кёльне — 2,8€.

В среднем, одна поездка на небольшое расстояние в городах Германии обойдется в сумму от 2 до 4 €.

На примерах Берлина и Мюнхена рассмотрим, как действуют правила проезда на общественном транспорте в Германии в пределах разных зон.

Зонирование в Берлине и цена билетов

Город поделён на 3 зоны: A, B, C. Перемещаться можно в одной, двух или трёх — например, из A в B, или из A в C через B. В зависимости от того, куда нужно приехать, покупается соответствующий билет. Если брать ABC, покрывается вся территория с пригородом и Потсдамом.

Схем зон транспорта в Берлине.

Карта тарифных зон Берлина.

Одна поездка

Если покупать один билет на поездку по Берлину, он будет действителен 2 часа. С ним можно пересаживаться, но нельзя приехать обратно.

Цены на одну поездку в Берлине
Зона Цена для взрослых Цена для детей 6-14 лет (до 5 — бесплатно)
AB 3,20€ 1,90€
BC 3,80€ 2,50€
ABC 4,00€ 2,90€

Если нужно проехать 1, 2 или 3 остановки на метро/электричке, или максимум 6 на автобусе/трамвае, доступен специальный билет «на короткие маршруты»: обычный стоит 2,2€, детский — 1,7€. Но будьте готовы получить штраф, если проедете в реальности дальше и попадёте на контроль.

Дневной тариф

Дневной — Tagesticket — подразумевает, что билет действителен в течения одного дня до 3 часов ночи. Например, купили в 14:00 — можно ездить до 03:00 следующего дня.

Цена билета на день в Берлине
Зона Цена для взрослых Цена для детей 6-14 лет
AB 9,50€ 6€
BC 9,90€ 6,30€
ABC 10,70€ 6,50€

Групповой тариф

Для путешествующих по городам Германии подойдёт дневной билет на группу — за 5 человек сразу платишь меньше, чем за каждого отдельно.

Стоимость поездки на группу в Берлине
Зона Цена
AB 29€
BC 30€
ABC 31€

Проездные на неделю и месяц

Работающим и тем, кто часто ездит по городу и окрестностям, подойдут абонементы.

Проездные в Берлине
Зона На 7 дней На месяц
AB 39€ 91€
BC 40€ 93€
ABC 46€ 114€

Также есть годовые билеты, которые обойдутся в 750-1050 евро на одного.

Для туристов выпускают специальные предложения — карты со скидками для поездок на 1-3 дня, которые включают проход в популярные туристические места.

Актуальные расценки уточняйте на сайте BVG.de.

Зонирование в Мюнхене

В Мюнхене сеть общественного транспорта находится под управлением корпорации MVV. Вся территория региона разделяется на 7 зон:

На карте каждая зона выделена цветом: M — белым, М1 — жёлтым, М2 — красным, М3 — синим, М4 — зелёным, М5 — оранжевым, M6 — сиреневым. Цена билета зависит от количества зон, которые пассажир планируtт проехать.

Обычный билет на поездку

Einzelfahrkarte, также, как и в Берлине, имеет срок действия — от 2 до 3 часов в зависимости от количества зон (для детей от 6 до 14 — всегда 3 часа).

Цены на один билет в Мюнхене
Зона Цена на одного взрослого
М/2 зоны 3,70€
М1/3 зоны 5,60€
М2/4 зоны 7,40€
М3/5 зон 9,30€
М4/6 зон 11,10€
М5 13€
М6 14,80€

Стоимость льготного билета не зависит от количества проезжаемых зон и всегда одна — 1,80€.

Есть и билет «на короткий маршрут» в один конец стоимостью 1,90€.Он действует 1 час (с момента компостирования) для проезда четырёх остановок на наземном транспорте, двух — в метро или на электричке и одной — на «Экспресс»-автобусе.

Проездной на 1 день

Single-Tageskarte — дневной безлимитный билет в Мюнхене для лиц старше 15. Доступен для использования в определённой зоне неограниченное количество раз, действует до 6 утра следующего дня, требует компостирования.

Стоимость дневного проездного в Мюнхене
Зона Цена
М/2 зоны 8,80€
М1/3 зоны 10€
М2/4 зоны 11€
М3/5 зон 12,10€
М4/6 зон 13,40€
М5 14,80€
М6 16€

Групповой тариф на день

Есть экономный вариант для групп до пяти путешественников — Gruppen-Tageskarte.

Тариф на группу в Мюнхене
Зона Цена
М/2 зоны 17€
М1/3 зоны 18,40€
М2/4 зоны 19,40€
М3/5 зон 22,40€
М4/6 зон 25,10€
М5 27,80€
М6 29,80€

Проездной на неделю, месяц

Абонемент Isarcard позволяет кататься 7 дней в пределах всех зон. Стоит от 20 до 80 евро, в зависимости от выбранных границ поездок.

Есть и другие групповые тарифы, карты для туристов на проезд с льготным посещением достопримечательностей, билеты для поездок в аэропорт и обратно в город, а также специальные условия для провоза велосипедов.

С зонированием Мюнхена, а также полным списком тарифов с актуальными ценами можно ознакомиться на сайте MVV.

Междугородние поездки

Если жить в Германии в небольшом городе или деревне, без автомобиля передвигаться сложнее. В крупных населённых пунктах обычно есть вокзал, с которого можно добраться до других городов, дополнительно также ходят междугородние автобусы. В посёлках, как правило, доступно только автобусное сообщение.

Для перемещения между городами и землями ФРГ бюргеры пользуются:

Главный междугородний перевозчик — Flixbus, на автобусах которого чаще всего ездят по Германии. До 2019 был конкурент Eurolines, но Flixbus купил его, завоевав ещё больше места на рынке.

Ещё один известный автобусный перевозчик в ФРГ — IC Bus, принадлежащий Deutsche Bahn. Минимальные цены на межгород — 9€.

Также ездят Berlin Linien Bus — автобусы посещают 340 пунктов в стране и европейских городах. Прокатиться, например, из Франкфурта в Прагу будет стоить от 19€.

Купить билеты можно на автовокзале, в офисе компании-перевозчика или в интернете. Цены на билеты в междугородних автобусах Германии зависят от маршрута, находятся в пределах 14-25€.

Поездка из Мюнхена в Берлин обойдётся в 14-17€. Чуть дальше, например, из Берлина во Франкфурт-на-Майне — в 17-21€.

Купленный билет одной сети ж/д не действителен на другой. Например, нельзя купить билет на S-Bahn и поехать по нему на региональном поезде DB. Хотя оба состава могут ходить по одним и тем же рельсам один за другим с интервалом в 10 минут.

Ещё один нюанс связан с проездными на S-Bahn. Если, к примеру, человек живёт в Манхайме и ездит на работу в Карлсруэ, ему будет недостаточно одного проездного, купленного в своём городе. Придётся приобретать два абонемента на месяц или год, потому что действующий в Манхайме не распространяется на Карлсруэ — там другая сеть перевозчиков.

Deutschland-Ticket

С мая 2023 в Германии выпустили новый вид проездного — Deutschland-Ticket. Его можно использовать сразу на нескольких видах транспорта, включая электричку, трамвай, метро, автобус и региональные поезда по всей стране.

Не включён в «единый» только межгород на автобусах и поездах.

Стоимость Deutschland-Ticket: 49€/месяц. Пользоваться билетом вправе только владелец. Можно взять бесплатно попутчика-ребёнка, если ему ещё не стукнуло 6 лет.

Купить проездной можно:

В некоторых федеральных землях (на данный момент — Гёссене, Гамбурге, Ганновере, Сааре, Мекленбург-Передней Померании и Северном Рейн-Вестфалии) «Deutschland-Ticket» продают со скидкой школьникам, студентам, малоимущим, беженцам, и волонтёрам — им «единый» обойдётся в 29-40 евро.

02-08-2023, Екатерина Щукина

Читайте дальше:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.

Войти!

Комментарии и вопросы

Спросить / комментировать

Natulek (18/04/2023)

Кто нибудь пользовался международным автобусом Берлин-Калининград? Сколько по времени занимает поездка реально, с пересечением границы и таможенным досмотром. Доставлено нельзя иметь при себе более 30 евро?

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Валентин Пашко (31/01/2019)

Не знал, что раньше в Германии не было автобусов, ну точнее они не ездили между городами. С автобусом гораздо легче и дешевле, да и к тому же на поезд билет нужно бронировать хотя бы за месяц, а если ты только узнал о поездке и тебе через неделю ехать, в этом плане тоже хорошо, пошёл перед поездкой купил билет на автобус и никаких проблем.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

lastpook (22/11/2012)

отличная новость!

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Monsignor (16/07/2017)

>Ведь если раньше для перевозки 50 человек требовалось примерно 25 автомобилей (в среднем водитель и пассажир в одной машине), то теперь для этого нужен всего один автобус.
Если только эти 50 человек пересели не с поездов, которые ещё более экологичны.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Marina (08/10/2013)

Поезда в Германии бывают не только дорогими, но и, если пересадки, то очень непунктуальными, а также маршруты порою длиннее, чем автобусом.

Кстати, многие автобусы полупустые, и имеют бесплатный беспроводной интернет. По своему опыту скажу, ездить бывает намного комфортнее, чем в поездах 1го класса. Да и билет можно купить дешевый незадолго до поездки, а в DB если за пару дней, то цена даже с Bahncard "кусается". И еще понимаешь, как же переплачивал иногда до сих пор с DB.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Екатерина (02/02/2013)

Да, с появлением автобусов разница в ценах на перемещение приятно ощутима. Свежие впечатления: на поезде IC от Франкфурта до Хайдельберга билет на одного взрослого стоит 21 евро, на ICE – 28 евро. А на автобусе всего 5 или 6 евро в зависимости от времени отправления. Нашла такие билеты на сайте meinfernbus.de. Может, он еще кому пригодится )). А на сайте eurolines.de еще, видимо, не все направления открыты, поэтому вышеуказанного я не нашла, зато радует то, что там есть билеты не только на внутренние перемещения, но и между разными европейскими странами.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

rryk (20/11/2012)

Ну наконец-то... не думал что такое произойдет на моем веку. Поезда в Германии просто нереально дорогие.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ