Правила эксплуатации электроскутеров в Германии

Малые транспортные средства на электрической тяге разрешено использовать на немецких дорогах. Законы, требования и ограничения.

Правила эксплуатации электроскутеров в Германии

С июня 2019 в Германии разрешено использование на дороге самокатов с электрическим двигателем — E-Scooter. До этого поездка на скутере по немецким дорогам заканчивалась штрафом примерно на 100€.

Закон

Проблема заключалась в отсутствии законодательной базы. Под давлением общественности правительство Германии приняло нормы эксплуатации электроскутеров Verordnung für Elektrokleinstfahrzeuge — малых электрических транспортных средств.

Важные требования:

Закон касается транспорта с электроприводом и рулём. Поэтому электрические скейтборды, ховерборды и моноциклы остаются за скобками и по-прежнему не допускаются к поездкам по немецким улицам.

Легализация электросамокатов в Германии

Немецкие законы о малых транспортных средствах на электрической тяге вступили в действие в 2019.

Регистрация

Допуск к участию в дорожном движении и сертификация на совести производителя. Допущенные модели маркируются уникальным идентификационным номером.

Помимо конструкционного ограничения скорости требуется наличие

Электрический самокат страхуется аналогом автомобильного ОСАГО для покрытия нечаянного ущерба третьим лицам. Без страховки невозможно получить обязательный номерной знак. Стоимость страхования — 20-60€ в год.

Знак высылается страховкой в виде наклейки. Без наклеенного номера скутер считается незарегистрированным.

Номер электроскутера в Германии

На заднюю часть скутера в Германии клеится номерной знак страховки.

В случае ДТП по вине водителя скутера, ущерб третьих лиц оплачивает страховка. Для возмещения повреждений собственного транспортного средства необходимо докупить полное каско.

Правила езды на скутерах

Водители в Германии обязаны использовать велодорожку, даже зимой. Выезжать на дорогу разрешается только при отсутствии полосы для велосипедов.

Запрещено ехать по тротуарам, в пешеходных зонах и по дороге против направления движения.

Если велодорожка и тротуар скомбинированы вместе, пешеходы имеют преимущество.

Самокаты предназначены для перевозки одного человека независимо от максимально допустимой нагрузки. Брать пассажиров на борт скутера запрещено.

Специально для скутеров ввели табличку “E-Scooter frei” для исключений на запретительные знаки, подобных существующим для немецких велосипедистов. Кстати, велосипедные знаки для электросамокатов не действуют. Зато действует велосипедный светофор.

Общественный транспорт

Немецкий железнодорожный перевозчик Deutsche Bahn разрешает провоз скутеров в сложенном виде бесплатно, как ручную кладь. Если сложить электросамокат невозможно, придётся оплатить место, как для велосипеда.

В региональных транспортных компаниях правила разнятся. Например, в Мюнхене разрешена бесплатная транспортировка сложенного самоката в автобусах, трамваях, электричках и метро. Но запрещено перевозить скутер в разложенном виде.

Власти немецких городов надеются, что электросамокат станет альтернативой автомобилю, особенно на центральных улицах. Это поможет решить извечные проблемы больших мегаполисов: пробки, загрязнение воздуха, отсутствие парковок. Поэтому наряду с арендой городских велосипедов предоставляется сервис проката самокатов.

Штрафы

Принятие закона о разрешении поездок на электроскутере одновременно означает и введение штрафов за нарушения ПДД.

Штрафы за нарушения ПДД на электрическом самокате
Проступок Штраф в €
Проезд на красный сигнал светофора 60-180
Езда по тротуарам 15-30
Выезд на автобан 20
Отсутствие страхового номера 40
Использование несертифицированного самоката 70
Езда двух самокатов рядом, а не один за одним 15-30

Алкоголь

В первые месяцы после легализации электроскутеров полиция задерживала десятки немцев, решивших, что после выпивки можно прокатиться с ветерком и без опаски. Но вождение самоката в состоянии алкогольного опьянения штрафуется наравне с автомобильными нормами.

Если при проверке в крови водителя обнаружится 0,5-1,09 промилле, штраф за проступок составит 500€ плюс 2 пункта в реестр правонарушений и запрет на вождение всех видов транспорта на месяц.

Езда с больше 1,1 промилле — преступление, с наказанием в виде лишения прав, в том числе будущих. Отягчающие обстоятельства приводят к большим денежным штрафам и тюремному заключению.

Также как преступление квалифицируется поездка с явными симптомами опьянения, например, падение, нарушение ПДД или столкновение с дорожным ограждением независимо от количества выпитого.

Для водителей до 21 года или находящихся на испытательном сроке после недавнего получения немецкого водительского удостоверения действует полный запрет на езду после распития спиртных напитков. Нарушение обойдётся в 250€ штрафа, 1 пункт, обязательное посещение не бесплатного семинара и продления испытательного срока до 4 лет.

Выбор модели

По характеристикам скутеры различаются пятью основными свойствами:

От максимально допустимой нагрузки зависит, какой вес водителя выдерживает самокат. Учитывайте при выборе собственную массу тела и дополнительную нагрузку, например, рюкзак с покупками. Запас в пару десятков килограмм на всякий случай не помешает.

Колесо электросамоката

Широкое, большое колесо с воздушной камерой обеспечивает максимальную гладкость хода.

Тип, ширина и диаметр колёс влияет на ощущение плавности езды и тряску. Чем меньше ролики, тем сильнее трясёт. Воздушные камеры амортизируют лучше, чем резиновые шины.

Аккумулятор выдерживающий большее количество часов без подзарядки не всегда оптимален по весу. Если требуется возить скутер с собой, размер и масса становятся критичными.

Безопасность

Немецким городам предстоит модернизация улиц под нужды малого электротранспорта. Безопасная езда на скутере пока что возможно не везде.

Главная опасность - бордюры, отводы для сточной воды, камни. Попавшийся на пути камешек на скорости 20 километров в час приводит к заносу и падению, особенно для скутеров с колёсами минимального диаметра.

Водители самокатов часто пренебрегают шлемами, защитой рук и ног. При падении риск получения травмы не ниже, чем при катании на велосипеде.

Потренируйтесь, прежде чем выезжать на дорогу на новом виде транспорта. Используйте пустую парковку перед магазином в воскресенье, чтобы освоить управление. Особенно важно научиться правильно сбрасывать скорость и резко тормозить без риска упасть.

В городах теперь доступна аренда электросамокатов наряду с обычным общественным транспортом. Отличная возможность для тренировки.

Для поездки требуется установить приложение и ввести данные кредитной карты. Стоимость использования сравнима с платой за проезд в автобусе или на трамвае.

18-05-2020, Степан Бабкин

благодарите

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье по емэйлу Войти!

Комментарии и вопросы (6)

Спросить или комментировать

Габиб (18/07/2020)

Можноли установить дополнительные боковые колеса для устойчивости?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

AndrejK (26/05/2020)

Дополнение:
Сзади должен быть и рефлектор и фонарь (как и спереди). Рефлектор может быть интегрирован в фонарь (что сейчас стандарт).

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

ViT (21/05/2020)

Степан, спасибо за разъяснения.
Получается не все так сложно, как казалось.
Главное купить сертифицированный для Германии самокат, онлайн заполнить страховку, страховая вышлет номерной знак и можно передвигаться.
Интересно штрафы идут в общую базу с автомобильными или нет? Имею ввиду не в состоянии алкогольного опьянения, а езда по тротуарам, красный свет и т.д.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ