Немецкие автобаны

История строительства немецких автобанов, правила езды, протяжённость, ограничения по скорости.

Общаясь со знакомыми и друзьями из России, у меня складывается впечатление, что их представление о немецких автобанах не совсем верно отражает действительность. Немецкие автобаны - такой штамп, а что за ним скрывается - не всем известно.

Конечно, те, кто видят автобаны впервые и сравнивают их с российскими трассами, будут от немецких быстрых и широких магистралей в полном восторге. Но у американцев европейские дороги вызывают лишь усмешку. Никакого сравнения с фривеями США или десятиполосными улицами Лос-Анджелеса автобаны не выдерживают. Китайцы также посматривают на автобаны искоса. У них они гораздо протяженнее и шире.

Что такое немецкий автобан

Немецкие автобаны - магистрали с движением в обе стороны, имеющие минимум две полосы в каждую сторону и редко когда больше трёх. Ещё одна полоса, самая правая, может быть предназначена для пользования аварийным службам. Обычно она отделена от остальных широкой сплошной разметкой и выезжать за неё можно только в аварийных случаях. Автобаны помечены специальным знаком - белое автодорожное полотно на синем фоне.

Именуются автобаны по определённому порядку. Первая буква в названии всегда А и порядковый номер. Первая цифра в номере зависит от той земли, где находится самая северная часть автобана. Первый номер достался Берлину, затем остальные девять цифр распределены по порядку с севера на юг и с запада на восток страны. Последняя цифра помогает определить, в каком направлении расположен автобан. Чётные номера принадлежат автобанам направленным с запада на восток, а нечётные - перпендикулярным им, направленным с севера на юг.

Ездить по автобанам разрешается всем транспортным средствам с минимальной скоростью 60 км/ч. Стороны движения всегда разделены между собой металлическим или бетонным ограждением, чтобы исключить возможность езды по встречной полосе. На автобанах не бывает светофоров и левых поворотов - выезд с автобана возможен только в правую сторону. Не смотря на это, некоторые водители как-то умудряются попасть на встречную полосу. Обычно это пожилые люди, иностранцы или суицидники. Всех их называют "сумасшедшие водители" - Geisterfahrer. Понятно, что не многие из таких умельцев могут впоследствии поведать, как им удалось выехать на встречку. Хотя по всем радиоканалам немедленно предупреждают о "гайстефарере", аварийный исход такой ситуации практически предрешён.

История создания автобанов в Германии

Первый немецкий автобан был построен ещё в 1932. Он был протяжённостью всего 20 км и соединял Кёльн и Бонн. Теперь этот автобан носит имя А555. На нём можно было развивать скорость до 120 км/ч. Только вот вряд ли кто-то мог опробовать такие скорости - в то время лишь немногие автомобили массового производства могли развивать скорость 80 км/ч. Однако же, правительство нацистов отметило это событие с большой помпой и приняло доктрину массового строительства автобанов по всей стране.

Машины на автобане в Германии

Скорость движения по автобанам часто ограничена 130 километров в час.

Движение по немецким автобанам

С тех пор протяжённость немецких автобанов успела вырасти до 12000 километров. Но и этой протяжённости явно недостаточно. Пробки на автобанах обычное и весьма небезопасное явление. Особенно часто аварии случаются тогда, когда конец пробки скрыт за поворотом - большие грузовики просто не успевают увидеть затор и притормозить. Из-за аварий пробки бывают очень протяжёнными и долгими. Нередки ситуации, когда при движении по автобану стоишь дольше, чем едешь.

Если же отдохнуть от движения водителю захотелось самостоятельно, придётся доехать до съездов на места для отдыха. О них заблаговременно предупреждают дорожные знаки, часто с указанием расстояния до следующего после этого съезда, чтобы водитель мог прикинуть, когда ещё будет шанс отдохнуть. Зоны отдыха могут быть как просто ответвление дороги с местами для парковки, так и большие центры с ресторанами, заправками и даже придорожными церквями.

Когда в одном и том же месте аварии или пробки происходят часто, на этом участке дороги ставят ограничение. Скорость движения на автобанах ограничена где-то на трети их протяжённости. Так что слухи о ничем неограниченных скоростях на немецких автобанах сильно преувеличены. Кроме того, на автобанах действует рекомендуемая скорость движения 130 км/ч. Неопытным водителям при выборе скорости лучше ориентироваться на поток, потому что ехать примерно с той же скоростью, что большинство участников движения - самый безопасный вариант.

Скорость движения контролируется фотокамерами, реже патрульными службами. Обычно внимание патрульных привлечено к машинам с иностранными номерами. Патрульные машины, естественно, не стоят на обочинах автобана. Они либо припаркованы в зонах для отдыха, либо патрулируют дорогу в буквальном смысле, разъезжая по зоне ответственности в общем потоке. Приметив нарушителя, они обгоняют его и выезжают перед ним на ту же полосу. Сзади автомобиля полиции или таможни включается огромная красная надпись "HALT!POLIZEI!" или же такой знак показывают из окна машины. Это не означает, что нарушителю требуется тут же остановиться. Вместо этого требуется следовать за автомобилем полиции до ближайшего съезда. Пытаться оторваться от полиции в Германии бессмысленно - все служебные машины оснащены специальными мощными моторами и могут развивать огромные скорости за секунды. А в качестве служебного автомобиля дорожной полиции запросто может выступать Porsche 911.

Примерно треть от общего числа немецких транспортных средств постоянно использует автобаны для передвижения. В том числе и грузовики. Лишь они должны платить за пользование автобанами, для всех остальных это удовольствие достаётся бесплатно. Хотя скорее, условно бесплатно. Дело в том, что цены на бензин в Германии на 80% состоят из специального налога, значительная часть поступлений которого направляется на нужды автомагистралей страны. Иначе автобаны поддерживать было бы невозможно, ведь в среднем один километр постройки нового полотна обходится Германии в 27 миллионов евро.

Плата за проезд по немецким автобанам

На данный момент все автобаны являются условно бесплатными. Покупать специальные наклейки, позволяющие ездить по сколь роскошным, столь и дорогостоящим автомагистралям надо лишь водителям грузовых автомобилей. Но всё-таки оплата за пользование существует и для владельцев легковых машин. Причём, что возмутительно несправедливо, плата взимается даже с тех бюргеров, которые дальше булочной на окраине деревни и носа не высовывают.

Дело в том, что строительство и ремонт автобанов финансируется из налога на бензин, величина которого 80% цены горючего на немецких заправках. Заправив бак на 50 евро, житель Германии кладёт 40 в копилку, из которой государство потом формирует дорожный бюджет. Кроме этого, существует налог на владение автомобилем, величина которого зависит от веса машины и объёма двигателя. Часть налога также расходуется на дороги.

Но ещё большая несправедливость по отношению к немцам заключается в том, что автобанами-то пользуются не только они, а вся Европа. Допустим, француз едет в отпуск в Италию. Дома у себя за езду по автомагистралям он платит, приезжает в Германию и едет себе спокойно за просто так. Ведь он где заправляется? Конечно, у себя дома, ведь так дешевле. Бака вполне хватает до Австрии, где бензин опять дешевле, чем у немцев, а автобаны снова платные. В итоге, немцы платят не только за себя, но и за соседей. Где справедливость?

24-08-2008, Степан Бабкин

Читайте дальше:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.

Войти!

Комментарии и вопросы

Спросить или комментировать

Сергей (30/06/2015)

Здравствуйте Степан! Читал что на автобанах очень много мест отдыха для водителей, но как правило оборудованы они только скамейками. А есть ли как у нас в России, на подъездах к городам кучи отелей, мотелей и минигостиниц, где можно переночевать за умереную плату и выпить кофе/позавтрать?

Читать ветку: 2
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Ярослав Маркин (07/02/2019)

У нас в Москве автобан просто идеальный, но есть у нас такие города, там не то что автобан, там дорог то хороших нет, яму на яме. Думаю у вас в Германии тоже не все так идеально!

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

440 (29/11/2017)

Здравствуйте,
Поправлю, что выезд с автобана возможен также и в левую сторону.
Например, при движении по A81 в направлении Штуттгарта съезд на 27-ю федеральную дорогу в направлении Gärtringen построен именно влево.
Спасибо Вам за ваши статьи.

Читать ветку: 2
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Виталий (24/12/2016)

Привет, Степан!
Я уже несколько лет живу в Австрии, автобаны у нас платные. У нас для проезда по автобану положено покупать "виньетки", их надо клеять их на лобовое стекло. Скажи, как обстоит дело с автобанами в Германии? Собираюсь с семьёй в отпуск, будем проездом в вашей Германии...Заранее спасибо за ответ!

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Владимир (12/02/2016)

Максимально допустимая скорость на автобане?! - только для этого читал статью, а в ней этого нет!

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Kira Ivanova (24/06/2015)

Здесь комментарии 2009 г. Могу просить уточнить, т. е - на сегодняшний день в Германии нет платных дорог вообще? Это так?


зы Как же уследить потом за всеми ответами? Инфы много, очень многое хочется еще поспрашивать) То что авторизовалась, потом увижу уведомление как-то?
Спасибо, заранее.

Читать ветку: 2
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Theo (13/02/2014)

Привет Степан!
Интересные рассказы! Сам живу в Германии с 2003го, по началу тоже туговато было, но с годами понимаешь прикольное время было....
На счет полиции хочу поправить тебя, надпись на автомобиле "Bitte folgen!", что означает пожалуйста следуйте.

Mfg Theo

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Андрей (15/07/2013)

Что еще было для меня удивлением, то что опережать/обгонять, на автобане, можно только с левой стороны. Тоесть, нельзя ехать быстрее машин в левом ряду. Либо перестраивайся еще левее, либо езжай с той же скоростью.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

anonymous (10/08/2011)

Истинная правда, сам ездил. В случае обнаружения впереди штау (пробки) заблаговременно включают "аварийку" и предупреждают всех едущих позади о необходимости снизить скорость и быть более внимательными.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

anonymous (14/05/2011)

Спасибо за статью!

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

cardinal (09/11/2009)

Автобан может и сделают платным, НО ни один налог не понизят. В этом можете быть уверенными...

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

anonymous (08/11/2009)

Вопрос не по теме: а если француз едет в Италию, то он проезжает через Германию? Больше, кажется поляки и ездят.

Самое главное, чтобы эти министры потом не подумали: "Одно другому не мешает, вернём ещё налог и на бензин" :)

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ