Варианты владения автомобилем в Германии: покупка, лизинг, абонемент
Чтобы купить машину, немцы берут кредиты, откладывают деньги — всё как в любой другой стране. Но так ли необходим собственный автомобиль, который большую часть времени стоит в гараже или на парковке? В него приходится вкладывать много денег, сил, времени. Ещё и технологии быстро меняются — увидишь, что сосед ездит на новой продвинутой модели, и греющее душу «свой» становится не так уж ценно.
Поэтому немцев всё чаще привлекают альтернативные покупке решения — лизинг или абонемент Auto-Abo. Когда выбираешь авто под свои нужды и бюджет, берёшь машину в пользование на какой-то срок за плату, а потом возвращаешь.
Тенденция такая: машины на время без лишних движений со стороны клиента. Раньше эта модель временной аренды использовалась в основном для бизнеса. Сейчас же стала популярной и у обычных жителей Германии, которые:
- Выбирают машины нужной конфигурации в современном оснащении.
- Не привязываются к одному автомобилю.
- Не зависят от меняющихся экологических стандартов ЕС, из-за которых какие-то модели перестают пускать в центр города.
Что же выгоднее — купить новую машину в Германии или взять «под ключ» на несколько месяцев или лет? Разбираемся по-порядку в принципах покупки, лизинга и абонемента, сравнивая условия и расходы.
Покупка
Самый простой способ — заплатить деньги и получить машину. Если не хватает средств, выходом становится покупка авто в кредит.
Виды кредита на покупку автомобиля в Германии
- Классический — взяли сумму и выплачиваете постепенно, к примеру, за 6 лет.
- Ballonkredit — ежемесячно платите относительно низкие взносы, а через 3-4 года оставшуюся сумму нужно перекредитовать или полностью выплатить.
Иногда встречаются предложения от производителей по «Баллонкредиту» на новые автомобили под 0% .
- 3-Wege-Finanzierung — что-то похожее на лизинг, когда человек берёт в кредит машину по параметрам. Через какой-то период — обычно 3 года — выбирает один из вариантов:
- Выкупает этот автомобиль.
- Оформляет следующий кредит и дальше ездит на той же машине.
- Отдаёт авто обратно, берёт другую модель взамен и снова выплачивает ежемесячные взносы.
На первый взгляд, решение 3-Wege-Finanzierung самое гибкое. Только, если копать глубже, здесь мало стандартов. У каждого производителя разные условия — нужно тщательно вчитываться в контракт, чтобы понять, какие права и выплаты ожидают клиента после окончания срока.
Лизинг
Классическая бизнес-модель лизингового владения автомобилем стала привлекать и частных лиц. Аренда позволяет чётко спланировать бюджет семьи на несколько лет вперёд в зависимости от стоимости содержания авто.
Лизинг — альтернатива покупке, позволяющая вообще не думать об амортизации. Взяли машину, поездили года 3 и сдали назад. Главное, чтобы авто было в хорошем состоянии.
Машина уже зарегистрирована, и клиенту не придётся заботиться о перерегистрации на себя. Всё остальное зависит от конкретного контракта. Обычно нужно самостоятельно оплачивать налоги, менять резину, ухаживать и иногда — ремонтировать машину.
Есть 2 варианта лизинга:
1. С расчётом от остаточной стоимости авто. Это высокий риск — цена может снизиться или напротив, взлететь за пару лет.
3 года назад, когда началась эпидемия коронавируса, никто не знал, что в 2022 будет высокий спрос на авто. Тогда машины продавались тяжело, и дилеры делали скидки в 25-35%, чтобы вывести новый автомобиль на рынок. В 2022 ситуация в корне изменилась — сейчас годовалые авто стоят столько же, сколько новые. Только потому что они уже есть в наличии и не нужно ждать полгода, пока машину изготовят на заводе. Поэтому лучше выбирать другой вариант лизинга:
2. С расчётом за километры. Известно, сколько км в год клиент будет проезжать, и через сколько лет нужно будет машину отдать. Проехал меньше — в конце вернут переплату за неиспользованные километры, больше — нужно будет доплатить за перепробег.
На что обратить внимание при лизинге
- Если берёте новый автомобиль, проверьте гарантию. Стандартно ТО, проверки и ремонт проводятся по гарантии первые два года, а потом придётся платить клиенту.
Например, если необходимо заменить мотор, это стоит порядка 5,5 тысяч евро. Когда такая поломка случается вне гарантии, ремонт оплачивает автолюбитель из своего кармана.
В некоторых случаях лучше докупить гарантию на время пользования ТС — год, два или три.
- Клиент вправе взять на себя заботы о страховании автомобиля на время использования. Чтобы бремя ответственности за любые происшествия не было слишком тяжёлым, берите хорошие ОСАГО и КАСКО.
Проверьте, чтобы в полис было включено возмещение потери стоимости автомобиля из-за аварии.
- Перерасход или недорасход пробега возмещаются фирмами по-разному. Порой суммы за каждый лишний и неизрасходованный км одинаковы. Но где-то за перерасход берут гораздо больше — например, 17 евроцентов/км, тогда как возвращают проехавшим меньше всего 6 евроцентов/км.
- Встречаются предложения вторичного лизинга — например, машины, уже проехавшие 40 тысяч км. Они намного дешевле, но брать настолько б/у автомобили опасно. Если при сдаче неожиданно выявят дефект, отвечать скорее всего придётся клиенту, потому что доказать невиновность будет сложно.
- По условиям договора, пользователь обязан вернуть авто в «подобающем» состоянии. Это не значит, что машина должна быть как новая — обычные следы потертостей или царапин от мелких камней проблемы не составят.
Самый критический момент, когда берёте машину в лизинг, это её возврат. Специалист осматривает ТС и выносит вердикт, который порой сопровождается необходимостью доплаты. Здесь как повезёт — 50 на 50. Иногда не придираются, а в некоторых случаях найдут-таки царапины, за которые придётся заплатить, часто — ощутимую сумму.
Auto-Abo
Абонемент — альтернатива лизингу. По сути, та же аренда, но с преимуществами:
- Лизинг обычно заключается на 2-4 года, а абонемент — на несколько месяцев, часто это полгода-год.
- Авто-або предоставляется по системе All Inclusive — полный сервис по уходу за автомобилем включён в стоимость. Обычно это всё, кроме заправки и мойки.
Например, платите 600€ в месяц, куда включены страховки, налоги, техобслуживание и т.п.
Усовершенствованный лизинг, где «всё включено», привлекает и бизнес-клиентов и рядовых немцев.
Особенности Auto-Abo
- Клиенту выдается полностью готовый к эксплуатации автомобиль с номерами. Как правило, с демисезонными шинами. Но не всем моделям такие подходят — тогда при необходимости замены, например, летней резины на зимнюю, в компании сообщат, куда и когда подъехать для этой процедуры.
- Auto-Abo — не бюджетные, хорошо оснащенные модели. Обычно они закупаются оптом под абонемент, используются несколько месяцев-год, а потом продаются на вторичном рынке.
- Бывает, компания ограничивает регион возможных поездок. Например, даже не во всём ЕС разрешается передвигаться на Tesla.
- Цена абонемента в месяц зависит от:
- марки и оснащённости автомобиля,
- срока владения (чем короче, тем дороже),
- наличия опции возврата в любой момент,
- планируемого пробега в месяц.
При превышении установленного лимита пробега обычно взимается плата за каждый километр.
- Страховка, как правило, включена. Но внимательно читайте контракт — у Auto-Abo очень высокие франшизы (суммы, которые при происшествии оплачиваются клиентом самостоятельно). Порой это 500€ или даже 1000€, тогда как стандартные франшизы не превышают 300€. Бывают и ограничения покрытия — например, не возмещается стекло.
- Быстро получить нужную машину удаётся редко — обычно предлагается ждать 2 недели, пару месяцев, а где-то заказ возможен только «под запрос» без конкретных сроков.
- Есть фирмы, которые не доставляют автомобиль в любой регион ФРГ. Забрать получится, только если самостоятельно ехать в какой-то крупный город.
- SF-класс безаварийного стажа вождения никак не влияет на стоимость Авто-або. Но обычно компании смотрят на возраст водителя и права. Распространены отдельные автопарки с недорогими моделями для тех, кому меньше 23 лет и права на руках всего год-два.
- Иногда принимают во внимание иностранные права. Если водили машину не в Германии, обязательно уточните этот вопрос. Лучше всего отправить письмо по электронной почте, приложить зарубежные и немецкие права и спросить, признаётся ли стаж.
- Встречаются интересные предложения, где разрешается взять машину в абонемент и сдать в любой момент. Идеальные условия для иммигрантов, которые пока не знают, насколько часто будут ездить.
Но учитывайте два нюанса:
- Право расторжения контракта в любой момент есть у обеих сторон. Компания также может потребовать у клиента автомобиль, когда захочет.
- Иногда досрочная сдача авто сопровождается взиманием определенной платы с клиента — внимательное изучение договора перед подписанием снимет все вопросы.
- В Германии появляются новые, расширенные модели абонемента. Они подразумевают возможность арендатора сдавать самому авто в пользование друзьям, родственникам, коллегам и соседям. В обычных контрактах такая возможность клиенту получать доход от сдачи ТС исключена.
Бывает, ранее арендуя машину, человек потом покупает свой автомобиль. Некоторые страховые компании учитывают стаж вождения при лизинге или Abo. Так реально получить другой класс SF и платить за страховку меньше.
Сравнение расходов при покупке, лизинге, авто-або
Покупая новую машину за наличные сразу или в кредит, многие не подозревают, к чему это обязывает. А покупателя ожидает целый набор дел и трат, не включённых в стоимость автомобиля. И этот список ощутимо больше, чем при лизинге, а тем более — Авто-або.
Что включено в цену при покупке, лизинге и абонементе
Виды расходов |
Покупка |
Лизинг |
Auto-Abo |
Амортизация |
Нет |
Да |
Да |
Доставка авто |
Нет |
Как правило, нет |
Да |
Налоги |
Нет |
Нет |
Да |
Техобслуживание |
Нет |
Иногда |
Да |
HU/AU (Техосмотр) |
Нет |
Нет |
Да |
Ремонт |
Нет |
Нет |
Да |
Топливо |
Нет |
Нет |
Нет |
Страхование |
Нет |
Иногда |
Да |
Уход |
Нет |
Нет |
Нет |
Регистрация |
Нет |
Да |
Да |
Резина |
Нет |
Иногда |
Да |
1. Амортизация. Автомобиль, купленный за 20 000€, через год уже столько стоить не будет.
2. Доставка. При любом способе владения машиной придётся так или иначе оплатить её доставку. При покупке — всегда прибавляют к стоимости оплату за транспортировку с завода до дилерского центра.
Часто при лизинге, реже при Auto Abo клиенту приходится оплачивать доставку машины. Иногда в контрактах даже прописана необходимость оплаты за обратную транспортировку. Поэтому внимательно изучайте документы, особенно — там, где мелкий шрифт и последние страницы.
Всегда проверяйте, входит ли стоимость доставки ТС в цену. Чтобы потом не стало неожиданностью, когда скажут что-то оплачивать отдельно.
3. Налоги. Владельцам электромобилей и гибридов предоставляются скидки, а хозяева авто с другими двигателями платят полные налоговые сборы. Как правило, бензин обходится дешевле, чем дизель.
4. Техобслуживание. Периодически нужно проходить ТО, которое у официального дилера стоит порядка 300-500€ в год.
5. HU/AU (техосмотр) — для новых автомобилей через 3 года, потом раз в 2 года. Стоит одна процедура порядка 100-140€.
6. Ремонт. На восстановление машины после поломки или аварии, когда нет страховки, уходит прилично. Например, замена одного лобового стекла на 2023 обходится в 1200-2000€.
7. Топливо. Сейчас литр бензина в Германии стоит 2€, и статистика указывает, что цена будет только повышаться.
8. Автостраховка. Стоимость полиса зависит от ряда параметров (стаж и возраст водителей, модель авто, SF-класс, количество угонов, аварийность региона и т.п.). Кто решает сэкономить на автостраховании, рискует в случае аварии заплатить гораздо больше.
9. Уход — когда-то давно немцы в едином порыве по субботам выкатывали машины на улицы перед домами и натирали до блеска. Теперь нужно кататься на платные автомойки.
10. Регистрация автомобиля. Неприхотливым обойдётся в 75€, а желающим обзавестись красивым номером под заказ — на 30€ дороже.
11. Колёса — автолюбители закупаются летней/зимней или демисезонной резиной. Цена зависит от конкретной модели.
Закон Германии обязывает пользоваться резиной, соответствующей погодным условиям. Езда в гололёд на летней резине грозит штрафом и потерей страховой защиты.
Отдельно стоит отметить своё драгоценное время, которого уходит очень много на все 11 пунктов при покупке машины. В сравнении с лизингом и тем более — абонементом, когда большинство забот берёт на себя компания, а клиенту остаётся лишь периодически заправлять и мыть автомобиль.
Реклама
Наша фирма давно и успешно сотрудничает в области предоставления абонемента на автомобили с компанией
FINN
Выводы
При покупке авто на оформление, уход и обслуживание придётся потратить деньги и время. Машина начинает стареть и, соответственно, дешеветь сразу, как только владелец садится за руль.
Срок ожидания нового автомобиля на 2022 в Германии — от полугода до полутора лет.
Лизинг — альтернативное решение, если знаете, что нужно ездить продолжительное время, но не хотите привязываться к какому-то одному автомобилю и связываться с покупкой.
Auto-Abo подойдёт, если совсем некогда разбираться с машиной. Хочется просто заплатить за месяц, сесть и поехать. Оправдано, когда не знаешь точно, на какой срок и с какой целью понадобится транспорт.
Подводные камни лизинга и Auto-Abo — в конкретных условиях контракта и моменте сдачи машины. Чтобы предупредить незапланированные траты, рекомендуется оформить два страховых полиса:
- С покрытием франшизы. Некоторые страховки от гражданской ответственности перед третьими лицами перенимают (частично) франшизу страхования машины напрокат. При оформлении внимательно читайте контракт, чтобы понять, вправе ли рассчитывать хотя бы на неполное возмещение расходов при небольших происшествиях.
- Юридического страхования. Если при сдаче машины выкатят необоснованный счёт, например, на 1500€, получите помощь адвоката. Главное, чтобы в контракт была включена опция «Транспорт» и лизинг не исключался.
Наш страховой брокер помогает застраховаться в Германии на русском языке с полным сопровождением и гарантией помощи при наступлении страхового случая. Мы подберём контракт, стоимость и условия которого отвечают Вашей ситуации. Выберите страховку, заполните небольшую форму и отправьте заявку. Услуга полностью бесплатная.
ОПРОСНИК
10-01-2023, Екатерина Щукина
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Anatoly (16/09/2024)
Добрый день! Рассматриваю вариант взять автомобиль в лизинг как Einzelunternehmer.
Вопрос такой: лизингодатель требует подтверждения доходов? Если доход фактически нулевой, есть ли шансы одобрения лизинга?
Спасибо!
Илья (26/03/2024)
Здравствуйте!
Я подал заявку в FINN на годовой абонемент. Первоначальное предложение не предполагало никакого залога, только цена за доставку 249 Евро. Заявку одобрили, прислали окончательные условия с залогом в размере около 3-х ежемесячных оплат (т.е. залог получился около 2050 Евро). Я сразу же отписался с просьбой аннулировать заявку, т.к. не рассчитывал на такую сумму залога. В ответ никаких писем больше не получал (при офрмлении завки по тем же адресам отвечали довольно быстро, обчно в течение дня), заявка пока не аннулирована, планируемая дата достаки авто в адрес 11.04.2024. Написал о просьбе расторжения по всем возможным каналам.
Хотел любезно уточнить, как действовать в данной ситуации чтобы не пострадали ни чьи интересы и бесконфликтно решить вопрос с расторжением заявки.
Заранее спасибо!
Артур (14/01/2024)
Доброго времени суток, я бы хотел спросить, если взять лизинг машину можно на нём ездить куда угодно например в Россию?
Анатолий (22/10/2023)
Добрый день! Взяв автомобиль в лизинг, возможно его выкупить до периода окончания финансовой аренды? Как это в Германии заведено? Спасибо!
Сурен (31/08/2023)
Хочу привезти машину из Германии. Ауди. Как можно сделать
Ein Wind der Alpen (12/08/2023)
Напишу вобщем ибо надо писать отдельную статью о реалиях 2023.
Итак, прежде чем купить машину в Германии (подразумевается для себя и для эксплуатации её же в Германии) советую сделать поиск по "Betrug beim Autokauf & Autoverkauf" и "Gebrauchtwagen kaufen: Schutz vor Abzocke". Советую обе статьи прочесть, даже если не знаете немецкого - гуглтранслейт через пень-колоду их как-то переводит.
Реалии таковы, что даже новую машину не всегда безопастно купить без участия адвокатов, далее ещё хуже - если вы не позабитились о куче моментов (к счастью они по сути как в совке, но различия драматические именно в частностях сложного и хитрого торгового права в Германии), то вы рискуете купить себе вагон проблем за ваши деньги.
Общие моменты:
1. Гарантия гарантии рознь! изучайте какие виды её есть, различия дикие в частностях!
2. Даже если гарантия есть - изучите практику - вполне может быть что всё красиво только на бумаге и вы будете облслуживаться далеко где-то.
3. Если кто верит в адвокатов, то увы - если вы заранее не запишете в договоры нужные фразы и формулировки, то после боя (покупки) будет уже поздно зачастую кулаками махать! Очень советую задуматься над этой разницей любителям попугать адвокатами!
Далее у любого продавца куча адвокатов! + уже отточены схемы уклонения от ответственности. Если вы не знаете эти нюансы, либо адвокат либо изучите тему! времени вложить придётся много, но очень пригодится вцелом для жизни в Германии!
4. Как тут писали на понаеховском форуме одном "а вы что думали, что немцы это нация ангелов"? По простому - исходите из того, что нажива убила последние капли былой порядочности и достоинства и чести уже н десятилетий назад тут!
5. По бушным авто с последующей их эксплуатации в Германии самая сложная тема. При покупке новой машины рисков меньше. но тоже есть! прав при такой покупке у вас больше.
По бу важно понимать - купив "ведро с болтами" вы не сможете его с высокой вероятностью вернуть даже с адвокатами, а окажетесь в ситуации "вам будут устранять недостатки выявленные в течении года (максимум кстати 2 года может быть по закону) гарантии (геварляйстунг).
Например, кто думал что купил бу машину надлежащего качества за солидную сумму, того могут жать разочарования дикие аля "купил за свои же деньги проблему и влез в новые".
В качестве иллюстрации: Последний опыт (день назад) - при вопросе в кейсе бу машина: можно ли взять договор покупки-продажи на анализ юристу 2 крупных официальных диллера просто отказались, начав втирать обычную совковую пацанскую лирику (аж передёргивало от 100% похожести дословных формулировок!). но суть - мол не, приходите и сидите тут изучайте, ничего вам не дадим!
Скажу сразу - так быть не должно, ищите лучше варианты, даже если цена привлекательна.
либо готовьтесь к обработке доп рисков и дотошно (дотошней немцев!!!) изучайте законы и подводные камни!
ну и куча прочего ещё есть, "сам тащуся" как грится от увиденного и услышанного. в тусовках понаехов многое уже освещено, немцы тоже подымают вопросы актуальные.
В качестве 2ой иллюстрации:
самый немецкий из немецких форумов: человек идёт на забирать новую ауди, и уже заведомо задаётся вопросом, а что мне делать ,если новая ауди будет не совсем новая или не в новом состоянии. и далее весь немецкий тусняк приходит к дикому ужасу о насколько твои права ничтожны, :) прямо как в совке. и что тебя витоге ждёт в таком кейсе. повеселил совет "если вы не в состоянии адекватно в этот момент реагировать, звоните и вызывайте родичей, чтобы те правильно описали эту ситуацию за вас".
вобще советую изучать именно немецкий опыт на немецком, :) "да ты офигеешь" - как грится!
Страшно ли витоге всё так? - я лично склонен сказать что ДА, в 2023 году УЖАС!
что можно сделать? - принять законы обязывающие делать то-то и то-то априори и дефолтом за невыполнение нести за это ответственность со стороны продавцов.
Будет ли так? :) вспоминаю пословицу о "не ту страну назвали Гондурасаом"...
Что же делать?
или иметь адвоката на случаи крупных покупок либо самому становиться в каждом вопросе своим адвокатом (тоже реально, но надо тратить время и разбираться в теме).
всё ли так плохо? нет, есть ещё очаги и везения, былой немецкой добропорядочности, но этого стало очень мало даже на фоне того, что было при Степане и времени когда он писал статьи о покупке машины, наверное по-этому его статьи довольно радужны и добрые, опускающие тёмную сторону Луны.
Павел (10/04/2023)
Степан, здравствуйте!
Подскажите пожалуйста, до какой суммы допустимо покупать машину за наличку?
Слышал, что покупки свыше 10000 евро должны обязательно проводиться по банковскому счету.
Елена (30/01/2023)
Подскажите, а если покупать за наличку бу машину до 30000 км пробега, попользоваться и продать через год-два с небольшой разницей.
Разве это не будет самым выгодным вариантом?
В Турции например бу купленную машину продаешь, как минимум, за те же, а иногда и большие деньги.
Как с этим в Германии?