Зимняя резина в Германии

Когда в Германии нужно менять летнюю резину на зимнюю, и что грозит автолюбителю, если этого не сделать.

Зимняя резина в Германии

Закон об использовании зимней резины в Германии

В октябре в Германии ударяют первые заморозки. Самое время озаботится сменой автомобильных покрышек на зимние. Немецкие законы по поводу зимней резины суровы. Менять шины надо и из соображений безопасности, и чтобы не нарваться на штраф.

В Германии действуют законы (§ 2 (3a) StVO и § 36 (4) StVZO), предписывающие автовладельцам следить за правильным подбором резины в снежную погоду - Winterreifenpflicht.

Водителю в гололёд, снегопад, слякоть и заморозки разрешено пользоваться транспортным средством, только если колёса оснащены зимней резиной.

Зимняя резина в Германии маркирована как “M + S” или “M & S” или “M. S.”, либо пиктограммой горы со снежинкой внутри.

Знак зимней резины в Германии

Немецкая маркировка зимней резины

По поводу маркировки “M + S” в Германии ведутся дискуссии. Маркировка означает “Matsch und Schnee” - слякоть и снег. Производители наносят такие знаки на собственное усмотрение - строгих стандартов по поводу букв немецкие законодатели не определили.

Другое дело - пиктограмма с Alpine-Symbol. “Горную снежинку” наносят после прохождения тестирования на использование шин в зимнюю погоду. С 2018 дорожная полиция Германии будет принимать во внимание только “Алпайн-Символ”.

Требуемая законом глубина профиля покрышек - минимум 1,6 мм. Автоклубы рекомендуют для зимней резины минимум 4 мм.

Ограничение действует и на автомобили, зарегистрированные в других странах.

Конкретной даты, когда немецкие водители поголовно обязаны поменять резину на зимнюю, закон не предписывает. Немцы руководствуются народным правилом “от О до О” - die O-bis-O-Regel: с октября по Пасху (Ostern).

Например, кабриолет, в снежную погоду стоит в гараже, а эксплуатируется только в сухую тёплую погоду. Какая на нём резина дорожную полицию не волнует даже в январе. Но если на дороге гололёд или снег, автомобили, выехавшие в такую погоду на улицу, обязаны "обуться" в зимнюю резину.

Штрафы за отсутствие зимней резины в Германии

Поездка на транспортном средстве на летних покрышках в зимнюю пору обойдётся водителю в 60 € и 1 пункт во Фленсбург - базу данных нарушений ПДД. Права отбирают после 8 пунктов.

Если проверка полиции будет связана с созданием помехи участникам движения, например, из-за заноса, штраф увеличивается до 80 €. Помеха с созданием опасности для пешеходов или других машин - 100 €. ДТП зимой на летних шинах в Германии обойдётся в 120 € - без учёта прочих последствий аварии. Страховые фирмы имеют право не возмещать ущерб в случае использования ненадлежащей резины.

Штрафы назначаются не только за отсутствие маркировки на шинах. Также надлежит соблюдать и другие требования к покрышкам - глубина профиля, изношенность, целостность.

Как купить и поставить зимнюю резину в Германии

Покупать и ставить зимнюю резину можно самостоятельно. Немцы предпочитают менять шины в автосервисе, совмещая сервис с инспекцией, проверкой, чисткой и прочими “попутными” делами.

Стоимость смены шин зависит от размеров колеса и материала обода - в среднем 8-10€ за колесо, если не требуется размонтировать резину с дисков. Покрышки на стальных ободах поменять дешевле, чем на алюминиевых. Если для летних и зимних шин используется один комплект ободов и нужно монтировать колёса, то цену умножайте на 2-2,5.

Комплект резины на дисках стоит дороже, но окупается за 3-4 сезона.

Заказать резину можно в автохаузе. Но мой личный опыт: в интернете выбор шире и те же самые марки стоят дешевле, чем через автосервис. Последние 10 лет я заказывал шины только в интернете.

Для заказа надо ввести информацию по резине, которая указывается в документах на машину. Выглядят данные в виде кода, например, “175/70 R 13 82 T”.

Код на немецких шинах

Расшифровка маркировки шин в Германии

Ширина покрышки в миллиметрах - самая понятная величина.

Через дробь - отношение ширины к высоте. В примере высота покрышки составляет 0.7 от высоты - 122.5 мм.

Буква R - Radial - ставится на обычные шины. Для олдтаймеров есть буква D - Diagonalreifen. Запаски помечаются как “RF”.

Диаметр диска колеса указывается в дюймах для обычных покрышек. Для “навороченных” покрышек придумали PAX маркировку, там миллиметры, но в вряд ли владелец машины с такими колёсами станет самостоятельно заказывать зимнюю резину в интернете.

Нагрузочный индекс определяет, какой груз выдержит шина. Чем выше число, тем крепче покрышка. Таблица большая, здесь приводить не хочется. Любопытные найдут по запросу Reifentragfähigkeit.

А вот таблицу кодов с максимально допустимой скоростью для резины приведу:

Индекс Максимальная скорость в км/ч
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
VR >210
W 270
Y 300
ZR >240
(Y) >300

Допускается ставить зимнюю резину с расчётом на скорости ниже, чем по документации. Например, в документах на машину код скорости U - до 200 км/ч. Значит, надо искать шины U или выше. Но отличия по цене значительные. Чтобы сэкономить, разрешается монтировать на колёса покрышки с индексом ниже официально положенного, но с условием, что водитель видит новую максимальную скорость во время езды.

Современные автомобили оснащаются системой оповещения о превышении максимально допустимой скорости. В настройках надо установить предел, выше которого разгоняться нельзя. Когда машина едет быстрее, раздаётся сигнал, напоминающие о техническом ограничении возможностей резины.

Скриншот результаты посика зимней резины на портале Idealo

Обычно результаты поиска зимней резины в интернете содержат десятки предложений

При оформлении заказа получателем можно указать автосервис, чтобы не грузить колёса в багажник и не везти на смену самостоятельно. Останется позвонить и назначить день замены резины, предупредив, что новые шины уже в пути. Оптимально найти сервис по соседству с работой, сдать машину утром и после работы забрать “переобутой”.

Как хранить другой комплект резины

В немецком жилье для хранения всякой всячины предусмотрен Keller - кладовка в подвале дома. Это правило распространяется и на многоквартирные дома тоже. В келлере места не так много. Везунчики хранят “сменку” в гараже.

Скидывать резину в кучу или ставить стопкой - плохая идея. Пролежав полгода в одном положении покрышки сбавят в прочности. Правильно хранить другой комплект колёс на “ёлке” - Felgenbaum. Так шины висят не касаясь друг друга, компактно и удобно для транспортировки в багажник.

Дерево для хранения резины

"Дерево" для хранения колёс позволит компактно разместить второй комплект резины в гараже или в кладовке

Второй вариант - оставить резину на хранении в автосервисе. Стоит услуга 20 - 30 € на полгода. Получается удобно: приезжаешь утром в автосервис, тебя отвозят на работу, достают резину из хранилища, "переобувают" машину, кладут на хранение летнюю резину и подгоняют авто домой или к работе. Счёт приходит по почте. Обходится удовольствие 60-80€. В кладовке освобождается куча места.

Бонус от варианта хранения резины в автосервисе - колёса почистят, накачают и положат храниться “по науке”.

13-10-2010, Степан Бабкин

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье по емэйлу Войти!

Комментарии и вопросы (42)

Спросить или комментировать

АндрейКа (13/02/2018)

Здравствуйте, если я правильно понял то с 2018 года нельзя в Германии эксплуатировать шины в зимнее время со значком всесезонки типа M+S и т.д., а только с горой со снежинкой внутри? Уточните пожалуйста! Поясняю, я купил в 2017 году Аутлендер, с салона на нем стояла резина (всесезонка) со значком M+S, могу я взять ее с собой и эксплуатировать в Германии в зимнее время?

Читать ветку: 2
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Дмитрий (15/01/2019)

Всем привет,

Есть вопрос относительно резины, а именно ее ремонта.

Существует ли практика использования заплаток для ремонта резины, или обычно такое не делают в Германии.

Ибо в пятницу, у меня была спущено колесо, так и не понял был ли это прокол или еще что то.
Так вот в АТУ мне поставили новую резину, но просто возник вопрос, неужели нужно каждый раз покупать новую резину, как прокол?

Спасибо
Дмитрий

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Georg (02/10/2018)

Добрый день. Скажите пожалуйста, для моей машине разрешены колесы R15. Могу ли я использовать R16?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Андрей Рудавин (15/11/2017)

Здравствуйте, Степан.подскажите, пожалуйста, можно ли ехать в Германию на всесезонной "злой"резине(cordiant offroad,mud terrain)?

Читать ветку: 4
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Medvedya (11/01/2018)

Думаю стоит добавить в статью следующую инфу про скоростной индекс. Просто сам этим озаботился и пришлось разобраться, так как хочу перевезти свою машину, а она летает до 230, что уже прилично весьма. Так вот: летние шины должны обладать скоростным индексом, превышающим максимальную скорость автомобиля. А вот с зимними все интереснее, поскольку, к примеру зимние покрышки на 240 - это уже слегка проблематично как минимум по деньгам.
Коллега вот что нашел: Ausnahmen gibt es bei Winter- und Ganzjahresreifen: Hier ist die Verwendung von Reifen mit niedrigerer Maximalgeschwindigkeit erlaubt, sofern ein offenkundiges Schild mit der zulässigen Höchstgeschwindigkeit der Reifen im Sichtfeld des Fahrers angebracht wird.
те можно купить шины "медленее", но надо озаботится постоянным предупреждением об этом. У меня в Шкоде есть встроенная функция - типа говоришь ей что я поставил зимнюю резину с ограничением ХХХ км/ч и она начинает противно орать, если разгоняешься быстрее. Таким образом можно купить себе зимние колеса за адекватные деньги.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Борис (02/08/2016)

Очень ценю и уважаю этот сайт и его создателей, по этой причине, хочу дать несколько советов автолюбителям по поводу шин вообще и зимних в частности. Советы не по законам а ПО СУТИ.

1. Можно ли вытащить из шипованных шин шипы и ездить без них? Если это сделать, качество сцепления колеса с дорогой ОЧЕНЬ сильно ухудшится. Вроде бы это понятно и так, но, обратите внимание, что в тех местах шины где установлены шипы нет ламелей (это такие зигзагообразные кfнавки, выполняющие роль присосок, подробнее что это и зачем, можно погуглить). Сделано это для того чтобы шип держался крепко и не выпал при эксплуатации. Если шипа нет, колесу в этом месте вообще нечем "цепляться" за дорогу. Площадь пятна контакта шины с дорогой зависит от размера шины? но грубо для среднего колеса это примерно площадь ладони среднего размера. В такое пятно попадает 4-5 а то и больше шипов. В их отсутствие - это "проплешины". Эффективность такого колеса сами можете прикинуть.
Совет - не портите колеса. Продайте и купите нешипуемые зимние шины.

2. Можно ли ездить круглый год на "всесезонных" шинах? Вообще говоря "по уму" таких шин как "всесезонные" не существует. От слова совсем. Нет, если у вас круглый год лето - то летние шины будут всесезонными, если зима - то зимние. Но если рассмотреть обычный вариант где лето - это лето и температура плюсовая, а зима - это зима и температура МЕНЬШЕ +5 +7 (ниже объясню эту магическую цифру) то всесезонных шин быть не может. Это маркетинговая уловка не более. Можно сделать (с натяжкой) всесезонный РИСУНОК ПРОТЕКТОРА. Но не шину.
Да и рисунок протектора тоже будет "ни рыба ни мясо". Дело в том, что помимо рисунка протектора ОЧЕНЬ важную роль играет состав резины. Если коротко и утрировано - летняя - жесткая, зимняя - мягкая.
Именно по этой причине т.н. всесезонные шины плохи и летом и зимой. Потому что для лета они недостаточно жесткие и по этой причине быстро изнашиваются + имея рисунок протектора ориентированный в т.ч. на зиму они больше шумят, имеют большее сопротивление качению (а значит и расход топлива выше). Зимой же, они тоже плохи, так как имеют не достаточно мягкий состав для зимних температур (иначе вообще очень быстро изнашиваются) плюс не оптимальный для зимы рисунок протектора, опять же из-за компромисса с летним режимом эксплуатации. Вот и получается что это ни то ни сё.

Насчет состава резины. Уважаемая всеми фирма Goodyear, в свое время писала следующую рекомендацию по времени смены колес с летних на зимние. Не цитата, но смысл сохранён : Когда минимальная температура в течение дня или что чаще во время эксплуатации опускается ниже +7 +5 градусов, пора переобувать зимние шины. Соответственно и наоборот, когда становится теплее этих цифр - пора снимать "зиму" и ставить "лето".
Дело в том что уже при таких температурах воздуха (а температура асфальта будет еще ниже, как правило) летняя шина учитывая состав резины становится "пластмассовой". Она буквально дубеет. При -5 -7 - это вообще практически пластик. Возможно не на ощупь, но по сути. И да, тронуться на такой резине если не гололед и не снег укатанный может быть и не проблема, но вот тормозной путь, даже на чистом асфальте будет намноооого длиннее.
Именно составом резины отличается настоящее зимнее колесо, от настоящего летнего. Все остальное - маркетинг и компромисс с безопасностью.

Ну и последнее. Если машина у вас надолго то один комплект летних шин и один зимних "проходят" при своевременной их замене НАМНОГО больше чем два комплекта "всесезонных" шин. На сколько именно? Это зависит от многих факторов, начиная от веса машины и размера шины и заканчивая манерой вождения, но цифры в километрах пробега будут хуже в сторону всесезонных от 30-40% до в два и более раза. И чем теплее лето и выше скорости (а в Германии на автобанах - скорости вполне себе не маленькие) тем быстрее изнашивается "всесезонка"
Я не упоминал тут про индексы скорости, стеклянную "крошку" в хороших зимних шинах, микропоры и т.д. просто чтобы не усложнять.
Написал, как говорится, не спора ради, а пользы для. :)

Удачи вам на дорогах и не экономьте на собственной безопасности. Летом шины должны быть летними, зимой - зимними. Как обувь на ногах. Вы же не ходите круглый год в одних ботинках ;)
С уважением.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Леонид (19/04/2016)

Добрый день, Степан?
Можно ездить на всесезонной резине, т.е. не менять 2 раза в год?
Есть ли такая в. Германии, какая маркировка должна быть? Пракикуется ли таое, плюсы и минусы?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Дмитрий (07/02/2016)

Здравствуйте. Немного непонятно про строгость закона. Если автомобиль, например, эксплуатируется в южных землях, где температура всю зиму держится +5.. +10 градусов, редко и только по ночам опускается до нуля, а снег выпадает за всю зиму максимум на неделю и то не всегда. Значит ли это, что резину можно не менять, а в снежные дни или гололёд просто никуда не ездить?

Читать ветку: 2
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Egor Mikhel (14/01/2016)

Можно ли приехать из России на зимних покрышках со снятыми шипами? Вопрос связан с банальной экономией денег: есть хорошая зимняя резина, только с шипами и чтобы немного сэкономить можно удалить шипы и ехать.
Может быть такое решение будет выглядеть в глазах контролирующих органов как порча изделия, а значит и угроза безопасности дорожного движения? для России это нормальная практика, а вот от педантичных немцев можно всякое ожидать)))

Читать ветку: 2
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Евгений (30/10/2015)

Степан, подскажите пожалуйста. Вот Зимняя шипованная резина для машин запрещена, а для велосипедов?
Я вот зимой езжу на велосипеде с шипованными покрышками.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Дмитрий (08/01/2015)

Здравствуйте, хочу спросить, а если я и своими руками могу поменять резину - могу не ехать в автосервис, а сделать это сам? Или в Германии такое не допускается?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Денис (11/09/2014)

Здравствуйте, Степан!

Так как пишу здесь в первый раз, то для начала хотел бы поблагодарить за отличный информативный и очень полезный сайт :) Большое спасибо!

И пара вопросов по теме статьи. В ближайшее время собираюсь (впервые за время проживания в Германии) покупать зимнюю резину. Пока не могу определиться с выбором: брать отдельно шины, чтобы потом каждый раз перемонтировать, или сразу укомплектованные колёса. Плюсы и минусы обоих вариантов мне понятны :) Но хотел узнать следующее: может быть вы знаете, какой вариант более распространён в Германии?

Если всё-таки выбрать шины, сложнее ли получить термин в автосервисе для замены колёс с монтажом шин, чем просто для замены? Ведь, насколько я понимаю, в сезон замены резины очереди в автосервисах существуют и в Германии)

Заранее спасибо!

С уважением,
Денис

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Andrei (20/05/2014)

Степан, добрый день!

Вы не подскажите, а так же строго с зимними шинами летом?
Собираюсь перевозить машину, сейчас машина стоит на зимней резине, которую, грубо говоря, нужно докатать.
Летнюю планировал брать уже в Германии. Теперь и не знаю, пустят ли меня на зимней летом или стоит все-таки тут докупить резину и ехать уже на ней?

Спасибо,
С уважением,
Андрей

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Александр (16/12/2013)

Степан, здравствуйте!
Подскажите пожалуйста по какому принципу в Германии отличают зимние шины от летных?
Если планирую ехать на всесезонной резине на ней должен быть какой-то специальный индекс?
Спасибо.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Артем (13/11/2013)

Добрые день Степан , подскажите пожалуйста где в германии можно купить шины б у большим оптом 200-1000 колес , я занялся этим бизнесом , нашел несколько мест где можно выбрать неплохие шины за 10-15 евро за пару, слышал что есть что-то вроде свалок утилизаций где можно взять дешевле. Спасибо

Читать ветку: 3
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Сергей (06/10/2013)

Добрый день, Степан.

Подскажите, шипованные зимние шины в Германии запрещены? А то предстоит ехать в январе, в России машина на шипах и без шипов доехать до границы стремно, если будут снегопады.

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Артур (16/06/2013)

не подскажете сайты где стоит выбирать шины - новые и БУ в Германии?

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ