Жизнь в Германии
Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Немецкие железные дороги

Железные дороги в Германии. Типы поездов, покупка билетов, вокзалы и прочее.

Немецкие железные дороги
Транспорт в Германии
2017-03-20~7 минут4315741

Как и в России, поезда и железные дороги Германии принадлежат единому монополисту. И даже названия у концернов идентичные: Российские ЖД и Deutsche Bahn. На этом сходство в общем-то и заканчивается. Сравнивать инфраструктуру и уровень сервиса немецких железных дорог с их российским аналогом было бы плачевно для последних. Поэтому ограничусь описанием этого вида транспорта в Германии.

Как театр начинается с вешалки, так и железные дороги Германии для своих пассажиров начинаются с вокзалов. Едва ли не каждый городок или деревушка имеют железнодорожную станцию. Часто к одной станции относятся сразу два или три близлежащих населённых пункта, в то время как большие города могут иметь несколько вокзалов. Главный вокзал всегда так и называется "главным" - Hauptbahnhof.

На немецких вокзалах имеется всё, что должно быть присуще современной железнодорожной станции. Газетный киоск, маленькое кафе, билетная касса, справочное бюро, табло расписания движения поездов и так далее. Часто бывает, что все эти функции ещё и продублированы автоматами. В одном можно купить что-то перекусить, другой продаст напитки.

Особенно удобно использовать автоматы для покупки билетов. Система навигации в них не самая простая, но если разобрался однажды, то о стоянии в очереди в кассу можно забыть навсегда. Билетными автоматами оснащены все вокзалы Германии. В них можно как оплатить проезд, так и получить подробнейшую распечатку маршрута. Кроме того, автоматы по продаже билетов стоят даже в самих поездах.

Но бюргеры обычно не откладывают покупку билета на последний момент. Теперь очень популярным стало приобретение билетов через сайт немецких железных дорог http://www.bahn.de/. Там можно заказать билеты заранее, воспользовавшись многочисленными скидками. Порой получается значительно дешевле. Билет можно получить либо по почте, либо просто распечатать его на листе формата А4. Правда, в последнем случае оплатить проезд можно только используя карту Visa, она же необходима при контроле. Билет в таком виде имеет специальный штрих-код в правом верхнем углу. Контролёр в поезде проводит по штрих-коду ручным сканером, получая всю информацию о билете и его владельце. Дальше осталось лишь сверить номер счёта кредитной карты с предъявленной - и контроль окончен.

Персонал немецких железных дорог обычно очень вежлив, но к "зайцам" беспощаден. Самый маленький штраф за безбилетный проезд - 40€. В случае рецидива сумма штрафа увеличивается, а попавшимся в третий раз грозит месяц общественных работ и штраф 500€. Само собой, никаких взяток, как и любые немецкие чиновники, контролёры в поездах не берут. Так что в Германии лучше своевременно оплачивать проезд.

Хотя цены, конечно, довольно высокие. В среднем, 100 км пути обходятся пассажиру в 15-25€, в зависимости от того, каким именно видом поезда он воспользовался. Всего в Германии 4 основных типа поездов.

Внутри больших городов или между небольшими станциями курсируют ярко-красные S-Bahn. Это небольшие поезда, из 3-4 вагонов, которые в рабочие дни ходят каждые 20-30 минут и часто выполняют функции метро или скоростного трамвая. Останавливаются они обычно на всех станциях, которые есть на пути.

А вот региональные экспрессы RE некоторые станции могут и пропустить. Такие поезда имеют больше вагонов, ходят реже, но зато позволяют относительно недорого перемещаться на довольно большие расстояния в пределах одной земли. Пересаживаясь с поезда на поезд региональными экспрессами можно добраться до любого города Германии. Правда, времени это может занять довольно много.

Если же пассажир хочет доехать быстро, то ему следует выбирать знаменитые немецкие скоростные поезда. Они имеют маркировку IC для внутренних рейсов или EC для маршрутов, связывающих города из разных стран. Но принципиальной разницы между ними нет. Локомотивы таких поездов по форме похожи на большие серебристые пули. На огромной скорости они несут десяток своих комфортных вагонов, пропуская большинство станций на пути. Остановки такие поезда делают, как правило, только в больших городах и маршруты их движения составляют сотни километров.

Вагоны скоростных поездов оборудованы удобными широкими сиденьями, по типу самолётных, в салоне первого класса или же их менее комфортными собратьями во втором. В вагонах второго класса есть несколько типов мест. Заказывая билет, можно просто купить себе право проезда, присаживаясь на свободные места, если таковые имеются. Но лучше зарезервировать себе конкретное сидение. На выбор предлагаются места у окна или у прохода. Можно сесть на место с небольшим столиком, имеющим также розетку для ноутбука. Для детей и инвалидов предусмотрены отдельные купе, в которых 6-8 мест и стеклянные двери. Также есть просто шестиместные купе для всех, кто пожелает. Раньше были различные вагоны для курящих и некурящих, но с этого года курить в поездах запрещено. Плацкартами вагоны таких поездов не оборудованы, так что все желающие поспать делают это сидя. Двигаются экспрессы в основном в дневное время, и общее время пути редко превышает стандартный рабочий день.

Один вагон обычно занимает ресторан немецких железных дорог. Слово "ресторан" здесь имеет именно то значение, которое оно и должно иметь. Ресторан разделён на две части кокпитом. С одной стороны вагона обычно есть что-то вроде барной стойки и несколько высоких столиков. Здесь можно попить чай или пиво. А с другой стороны располагается настоящий ресторан с обширным и не особенно дорогим меню. Там вас обслужит приветливый официант, всё как и в обычном заведении на "земле". Рядом с рестораном располагается кабинка телефона-автомата для оперативной связи с внешним миром и купе проводника.

Есть и ночные варианты таких экспрессов, обычно они связывают мегаполисы и столицы Европы. Там есть полноценные места для сна, с матрасами и бельём. Маркируются такой вид поездов либо как CNL(City Night Line), либо EN(EuroNight).

Ну и, наконец, краса и гордость Германии, самые быстрые и комфортные немецкие поезда, ходят под маркировкой ICE. Цена билета на них самая высокая. Поездка из Франкфурта до Мюнхена(350 км) на таком поезде в салоне второго класса обойдётся пассажиру в 93€. Займёт она около трёх с половиной часов, если не случится задержек в пути. Крейсерская скорость движения этого скорохода 230-250 км/ч, но из-за остановок на пути следования время путешествия составляет примерно сопоставимое с поездкой на машине. Зато комфортнее!

А что бы ни говорили люди о немецкой пунктуальности, но жизнь показывает, что на немецких железных дорогах эта германская добродетель решила отдохнуть. И не мудрено, уж слишком огромная это система. Для экспрессов задержка в пути на пять-десять минут - дело обычное. Но бывает и хуже, я сам лично однажды ехал на рейсе с задержкой в три часа. Само собой, что расписание пересадок в таком случае летит в тартарары. Но "Дойче Бан" всегда перенимает все убытки путешественника. Проводники поезда опрашивают всех пассажиров на предмет помощи с составлением нового расписания и ставят на билетах печать, где обозначен интервал времени задержки. Потом эти билеты "потерпевшие" пассажиры высылают по почте в службу клиентов немецких железных дорог и в каждом конкретном случае получают определённую сумму компенсации. Если задержка составила более полутора часов и не повлекла тяжёлых последствий, вроде опоздания на самолёт, то компенсация будет приблизительно равной стоимости билета.

Тем не менее, в штатном режиме работы немецкие железные дороги являются самым быстрым и удобным способом перемещения по Германии.

Читайте дальше:

  КОММЕНТАРИИ (41)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Здравствуйте, Степан! Подскажите пожалуйста как можно устроиться на работу на немецкую железную дорогу? Какие там условия и какой уровень зп? Заранее спасибо

15/02/2017

Здравствуйте, Андрей

Надо найти вакансии фирмы Deutsche Bahn, отослать резюме и пройти собеседование.

Про условия работы и уровень зарплат имеет смысл говорить с тем, кто там работает. Я никогда не работал в Deutsche Bahn. Кроме того, это большая фирма, имеет работников практически во всех городах Германии, а разных городах разные условия.

Всего доброго

15/02/2017

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, возможно Вы знаете: если карту забыла у родственников, к которым собственно и еду, а билет оплачивала в приложении через Überweisung. Будут какие-то штрафы за то, что нет карты и никак не сверить, или можно что-то другое предъявить? Спасибо заранее за Ваш ответ!

12/02/2017

Здравствуйте, Полина

Билет просто недействителен без карты, которой он оплачен, насколько я понимаю. Приезжайте пораньше на вокзал, обращайтесь в инфо-сервис DB, можно ли что-то сделать.

Всего доброго

12/02/2017

Приветствую, Степан и все читатели этого сайта! Степан, спасибо за интерессный рессурс. Я считаю, что это лучший блог о Германии в интернете.
Я вот что хочу сказать. Не так давно был в Германии в коммандировке. Несколько раз приходилось воспользоваться услугами Deutsche Bahn (DB). Я был просто потрясён: все четко отлажено, везде чистота(по сравнению с Томском) поезда ходят практически минута в минуту по расписанию, если они и опаздывают, то мне наверное, сильно повезло. От коллег слышал, что если ICE задерживается более чем на полчаса, то часть денег от стоимости проезда могут даже вернуть! Единственный "минус", это то что ЖД в Германии стоит дорого, сравниваю опять же со своей Родиной. Но честное слово, за такую чистоту и комфорт я лично готов платить. С уважением, Е.В.Мостовой.

25/12/2016

Здравствуйте, Степан!
У меня сложилась такая ситуация: есть билет от Меммингена до Линдау, поезд RB через Кисслегг. Поскольку на поезд, указанный в билете, могу не успеть, купил по тарифу Flexpreis. Следующий поезд RB через Кисслегг нужно ждать 2 часа. Вопрос: могу ли я уехать в Линдау по своему билету на ближайшем поезде (RE через Кемптен), или тип поезда/маршрут в данном случае имеют значение?
Спасибо

13/03/2016

Здравствуйте, Адександр

Я не вижу билета, мне трудно судить, но если Flex, то тогда любым региональным жд транспортом можно обычно добираться.

Всего доброго

13/03/2016

Здравствуйте, Степан.

Выбираю, где дешевле снимать квартиру (в соседней деревне, но дешевле, или в своей, но дороже), и зашел вопрос о тарифных зонах, конкретно - Штутгарда (http://www.vvs.de/download/Tarifzonenplan.pdf).

Может, Вы в курсе, как они считаются. Например, отправной пункт Herrenberg в зоне 6 (67), а конечный пункт Böblingen в зоне 4 (47). Так на сколько зон проездной билет нужно оформлять? 1 (проезжаю 5 зону), 2 (6-4) или 3 (6, 5, 4)?

Спасибо

28/07/2015

Здравствуйте, Дмитрий

Я полагаю, зоны 6,5 и 4, так как Вы все эти зоны будете на маршруте проезжать.

Всего доброго

28/07/2015

Добрый вечер, Степан!
Подскажите, пожалуйста, что в билете обозначает аббревиатура "ZOB".
Спасибо.

06/07/2015

Здравствуйте, Оксана

Zentraler Omnibus-Bahnhof - автовокзал, я полагаю

Всего доброго

07/07/2015

Большое спасибо!

07/07/2015

Извините, Степан, вопрос в развитие первого вопроса...дело в том, что эта аббревиатура была указана в ж/д билете на поезд...что это тогда может означать?

07/07/2015

Не знаю, к сожалению. Слишком много вариантов. От названия остановки до действия билета и на автобусах тоже.

07/07/2015

Когда читала эту статью, не могла поверить, что я действительно пользуюсь самым лучшим средством передвижения на земле,как немецкая ж/д. Самое отвратительное что есть в Германии ,это её позорная железная дорога.
Поезда постоянно опаздывают, постоянно! И хорошо если на 5-10 минут,а не на полчаса и более. Если едешь с несколькими пересадками, дорога превращается в кошмар. Поезда постоянно заднрживаются, то у них поломка в локомотиве, то на путях что-то, то полиция ведет расследование.)))
Постоянно то не до конечной остановки едут,то не могут там-то и там-то остановиться.
Поздним вечером и ночью аншлюса нет вообще!( возможности пересадки) Конечно они вернут часть денег (если опоздание больше 30 мин (напр от 30 до 60 мин. 25%),но при этом сдерут деньги за обработку вашего обращения.
Я уже не новорю про цены на поезда, скаредные немцы все выискивают скидки и тп, чтобы билет не обошелся 100 евро и больше.
А если ты иностранец и немецкий у тебя на уровне школы, Бог тебе в помощь на жд в Германии. Не забывайте про отцепные вагоны и кнопочку нажать,чтобы выйти из поезда. А зпбудете,ничего страшного,как нибудь доедете. Деньги на вас и так заработали.
И нечего хаять российскую жд.

13/03/2015

Привет! Очень полезная статья, спасибочки!!!

Вот у меня тоже была такая ситуация, когда я села в поезд, но не в тот вагон и уехала не туда. Когда покупаешь билет в кассе, то там ели попросить распечатку, то указано, на каких буквах перрона будет мой вагон. А как без этой распечатки узнать? На каждом вагоне будет указан номер рейса, так? Если, например, будет региональный RE8, то на каждом вагоне так и будет указано или где-то будет указано один раз на все вагоны?

12/01/2015

Здравствуйте,

Если поезд содержит отцепные вагоны, то это написано на табличках на перроне, иногда и на самих вагонах, кроме того несколько раз голосом на перроне и в поезде повторяют, что часть вагонов едет другим маршрутом.

Всего доброго

12/01/2015

Степан, читаю вас и как любопытный страноведческий ресурс, а в последнее время, всё больше как практический справочник. Так что в очередной раз хочу сказать вам спасибо за него!

И вот возник вопрос, был у меня опыт года три назад, купил билет во второй класс с резервированием места, но когда пришёл, то место было уже занято (на мои попытки спросить что-то по английски, я тогда немецкого вообще не знал, никто ничего ответить не смог), приткнулся на свободное место.
Вот хотел уточнить, если у меня место зарезервированно, то это где-то должно быть отмечено (в билете, в вагоне)? И могу ли я попросить его освободить? А то скоро переезжать, и хочу заказать билет, но как-то тот опыт у меня породил большие сомнения в резервирование мест во втором классе.

21/12/2014

Здравствуйте, Михаил.

Отмечается это в билете - mit Sitzplatzreservierung, также указывается номер места и вагон. Конечно, если именно это место кем-то занято, то его можно согнать. Если человек не реагирует, то можно просто проводника найти, они обычно на посадке и так и так по вагонам проходят.

Удачи!

22/12/2014

Здравствуйте,
А Wi-Fi - ем С-БАН и РЕ оборудуются?
Спасибо!

27/09/2014

Здравствуйте, Вадим.

Нет, я о таком не слышал, по крайней мере.

Всего доброго

27/09/2014

Добрый день. Скажите пожалуйста,сколько стоит постель в поездах,например из Испании до Эссена,Спасибо.

10/08/2014

Добрый день ! У меня к вам вопрос если куплены билеты на ICE экспресс с переседкой с одного поезда на другой, можно ли по этому билету проехать на региональном поезде RE или Sbahn .К примеру между городом Бохум и Дуйсбургом, там две остановки а на пересадку всего 10 минут.И второй вопрос , Вокзал Дуйсбурга по справочникам имеет 12 путей а в расписании поезда стоить путь отправления 13 где и как его искать ?.Зарание спасибо! Дополнение , сейчас на Немецких железных дорогах есть специальное предложение на международные поездки в париж, Рим, Неаполь, Вену, Амстердам и.т.д можно взять билет за 39.90 в два конца на поезде ICE европейский специальный тариф например из Дюссельдорфа в Амстердам в два конца я заплатил 42 евро с местом, из Берлина в Париж 78 евро, но брать за 1-2 месяца по Визе.

09/12/2013

Здравствуйте, Геннадий.

Можно ли ездить на RE по билету на ICE зависит от того, что написано на билете. Если там не стоит номер поезда и время отправления, то можно. Обычно тут речь идёт о нормальном билете, купленном по стандартной цене и на нём написано Normalpreis.

Если же билет куплен по Sparpreis или по другой акции, то на нём обычно пишут конкретные номера поездов, с которыми можно ехать. Отклонение от этого возможно только в следствие опоздания поезда на станцию отправления.

Что касается вокзала Дуйсбурга, то я там ни разу не был и нахожусь в неведении насчёт 13-го пути. Однако, рискну предположить, что он располагается сразу после 12-го.

Всего доброго.

09/12/2013

Степан, добрый день!

Это мой самый первый комментарий на вашем сайте, так что в первую очередь, огромное спасибо! Вы сделали отличное "Руководство Пользователя" для Германии :)

Я бы хотел поучаствовать в улучшении этого руководства ;).
Мне кажется, стоило бы добавить в описание еще о том, что есть 2 типа билетов:
1) Обычный билет "Normal Preis", который не привязывает пассажира к конкретному поезду, а дает право доехать до выбранного пункта назначения на любых поездах оплаченного класса
2) Купленный заранее Sparangebot, который может быть значительно дешевле, но зато действует уже только в выбранном поезде

А то это для меня был разрыв шаблона - как так, билет не привязан к поезду..

Ну и еще про BahnCard, наверное, полезно будет знать - достаточно выгодная все же штука.

19/11/2013

Здравствуйте, Андрей!

Приветствую Вашу активность! :)

Спасибо, отличное дополнение, добавлю! И вообще, это хорошо, когда читатели помогают исправлять и дополнять статьи, мне это очень приятно.

Что касается скидок по BahnCard, то такая статья уже есть, ссылка справа от этого комментария.

Спасибо и всего доброго!

19/11/2013

Здравствуйте!

у меня возник вопрос, я ездила в Германию и заработала там штраф в 40 евро за безбилетный проезд, могу ли я оплатить его в России и какие вообще способы оплаты существуют?

18/11/2013

Здравствуйте, Анастасия.

Нужно сделать банковский перевод на указанный в квитанции номер счёте. Про банковские переводы можете почитать в разделе о финансах.

Всего доброго.

18/11/2013

Да и опоздать на пол часа поезду у немцев в порядке вещей больше нет черевато возвратом пассажиром какой то части суммы проезда. Так что планируя маршрут закладывайте 30 минут на опоздание. Особенно это важно когда вы путешествуете с ребёнком ощутил на себе!

16/08/2013

Здравствуйте, Степан!
Отличная статья и блог вообще - очень много полезного для себя и просто интересного здесь нашёл.
Я из России, на днях еду в Германию первый раз. Воспользовался предложением Rail

01/08/2013

Скажите могу ли я приобрести на сайте германских дорог билет по Италии ( верона - роверето) ? В расписании есть хорошие варианты и цена.

21/05/2013

Здравствуйте, Вадим.

Да.

Всего доброго.

21/05/2013

Степен, спасибо за интересную статью. Хочу добавить, что время идёт, и Deutsche Bahn идёт с ним в ногу. Кроме покупки билета онлайн можно установить приложение на смартфон (я использовал Android версию). Приложение может: показать ваш план поездки - на каких поездах куда едете, на какие нужно пересаживаться, сколько есть времени на пересадку. Информация обновляется онлайн. Если поезда опаздывают, будут высланы e-mail и в приложении также видно, кто и на сколько опаздывает.

В целом, железные дороги в Германии - одно удовольствие, правда, недешёвое. Но неподготовленному сложно будет разобраться, есть отличия от России. Поэтому, перед поездкой лучше почитать теорию на каком-нибудь сайте путешественников, ну и эту статью :)

10/03/2013

В сентябре мы с мужем были в Германии. За неделю успели накататься по железным дорогам вдоволь. Для путешественников очень удобен групповой суточный абонемент - платишь около 40 евро за группу до 5 человек и едешь на поездах в любой уголок Германии, куда успеешь за день :) Организовано все удобно, фарплан (схема проезда) подробнейше описывает как и с какими пересадками ехать, вплоть до указания метро и автобусов :)
А вот одна забавная история - как-то мы сели на поезд и уехали совершенно не в тот город, в который намеревались. Нет, мы не перепутали поезд, просто наш состав на одной из станций разделился, и первые вогоны уехали в нужный нам Ульм, а последние - в отдаленную деревню... было забавно! Впредь будем внимательнее! А спас нас как раз контролер, который догадался, что мы уехали не туда и разъяснил как вернуться.

15/10/2012

Ваш суточный не действует на экспрессы - IC или ICS. То есть, на все "нормальные" позеда, на которых можно ездить "далеко". В общем, купив такой билет, нужно ездить на "региональных" поездах. На экспрессе вы - зайцы.

10/03/2013

Здравствуйте, Диана.

Где-то я про это рассказывал, только не помню уже где. Возможно, в статье про велосипеды в Германии.

Билеты для велосипедов на межрегиональные поезда не требуются. Заходить надо в вагоны, на которых нарисован велосипед. Также этот знак обычно присутствует в расписании. Обычно, такие вагоны находятся в начале и в конце поезда. Сиденья в них откидные и расположены по бокам.

Всего доброго

27/01/2013

Это не совсем так.
http://www.bahn.de/p/view/service/fahrrad/mitnahme/preise_fahrradmitnahme.shtml

07/02/2013

Здравствуйте, Илья,

Ну, по ссылке вроде так и написано, что на региональные поезда как правило билеты не требуются. Правда, в каждой земле свои правила, но в принципе это так.

Надо платить дополнительно только если едешь на дальние расстояния или по проездным на срок от одного дня и больше. Этого я не знал.

Спасибо за замечание!

Всего наилучшего.

07/02/2013

Добрый день, Степан!

Многие немцы ездят в электричках (поездах) вместе со своим велосипедом. Не могли бы вы осветить и эту часть вопроса?
Нужно ли покупать дополнительный билет и в какие вагоны можно садиться?
Заранее спасибо за ответ!

27/01/2013

Здравствуйте, Виктор.

Потребовать можно было, конечно, но я не знаю, дали бы компенсацию или нет. Всё-таки это по вине погодных условий задержка была, а не по вине Дойтче-Бана. Хорошо, что вообще довезли :)

Но по справедливости, я думаю, раз Вы платили за билет полную цену, но не получили полноценной услуги, то могли требовать компенсации.

18/02/2011

Здравствуйте. Спасибо за информацию.
В конце прошлого года мне с женой и маленьким ребенком пришлось часа 2 провести на ж/д вокзале в Франкфурте из-за задержек в связи с снегопадами на севере Германии. Сначала поезд на 40 мин задерживался, а потом и вовсе был аннулирован. В бюро информации нам выдали билеты на следующий поезд но штампа вроде никакого не ставили на изначальном билете. Тот поезд тоже существенно опоздал и был настолько забит людьми, что мы буквально еле втиснулись. Стоило ли мне тогда требовать в информбюро некий дополнительный штамп на моем изначальном билете, чтобы потом отослать его в надежде на компенсацию?
Заранее благодарен.

17/02/2011

  Читайте дальше

ТОП ПО ПРОСМОТРАМ