Профессия водителя пассажирского автобуса в Германии
Как стать немецким водителем автобуса. Почему в Германии не хватает персонала в области автобусных перевозок и общественного транспорта.
В Германии профессия водителя пассажирского автобусного транспорта одновременно востребована и не популярна.
Низкая зарплата, сложная работа, общая непривлекательность профессии для молодёжи — причин сложившейся ситуации предостаточно. Новости о создании беспилотного пассажирского транспорта смущают молодёжь. Профессию считают бесперспективной.
“В Германии практически нет безработных, которые претендуют на позицию водителя автобуса" - президент "Союза немецких городских автобусных перевозчиков" Карл Хюльсманн.
Права категории D для немецкого водителя обходятся в 4-5 тысяч евро. Не каждый решится на расходы без перспективы быстро вернуть вложения. Стать водителем грузовика дешевле, условия работы схожие. Решившиеся работать шофёром чаще устраиваются дальнобойщиками.
Зарплата водителя автобуса в Германии
Немецкий водитель городского автобуса зарабатывает в среднем 1900-2600€ брутто. Нетто зарплата в Германии зависит от состава семьи и прочих факторов, поэтому сколько получается на руки оценить сложно. Диапазон 60-80% от брутто.
За работу на выходных или в поздние часы возможна надбавка 100-300€ в месяц.
Заработок напрямую зависит от стажа. В начале карьеры нормальным считается стартовая зарплата 1850€. После 3-4 лет работы — 2100€.
Доход немцев в разных городах отличается. Например, шофёр в Баварии получает на 300€ больше, чем в Берлине.
В городах общественным транспортом владеют коммунальные ведомства. Работникам, включая водителей, платят согласно тарифной сетке. В разных федеральных землях действуют различные тарифы, отличающиеся на сотни евро.
Пример зарплаты водителя общественного транспорта в Мюнхене:
- На время стажировки: 2210€.
- Базовая ставка: 2210€.
- Надбавка за смену: 150€.
- Прочие надбавки: 150€.
- Средний доход после двух лет работы: 2600€.
Дополнительные бонусы:
- Доплата в частное пенсионное страхование: 50€.
- Бесплатный проезд по городу в общественном транспорте.
- Скидки на проездной членам семьи.
- Оплаченные поездки в такси на работу и домой, если городской транспорт уже или ещё не работает.
- Рабочая одежда.
Земля | Брутто в месяц |
---|---|
Баден-Вюртемберг | 2510€ |
Бавария | 2430€ |
Берлин | 2135€ |
Бранденбург | 1740€ |
Бремен | 2190€ |
Гамбург | 2420€ |
Гессен | 2640€ |
Мекленбург-Передняя Померания | 1680€ |
Нижняя Саксония | 2080€ |
Северный Рейн-Вестфалия | 2310€ |
Рейнланд-Пфальц | 2245€ |
Саар | 2170€ |
Саксония | 1755€ |
Саксония-Анхальт | 1720€ |
Шлезвиг-Гольштейн | 2005€ |
Тюрингия | 1780€ |
Перспективы для иммигрантов
Основная проблема найма водителей-иностранцев — необходимость немецкого. Без языка трудно общаться с пассажирами. Немногие фирмы готовы заключить контракт с иммигрантом. Вкладываться в обучение персонала в таком бизнесе, как пассажироперевозки, по словам владельцев автобусных парков, невыгодно.
Языковые проблемы сдерживают заполнение вакансий водителями из других стран ЕС. Претендентам из-за границ Евросоюза ещё сложнее. К знанию языка добавляется необходимость получения немецкой рабочей визы.
Проблема с правами не менее существенна. По немецким законам нельзя работать профессиональным водителем пассажирского транспорта без действующего водительского удостоверения страны ЕС категории D. Получать немецкие права без прописки в Германии не разрешают. Оплачивать обучение иностранцам желающих найдётся немного. В плане миграции профессия водителя автобусного транспорта бесперспективна.
Вакансии заполняются внутренними резервами, также из числа уже живущих в Германии иммигрантов. Среди нынешних водителей доля иностранцев огромна. Главное преодолеть языковой барьер. Но вот вопрос: стоит ли зная немецкий идти в водилы или лучше поискать более привлекательную вакансию.
Специальность водителя пассажирского транспорта
В Германии учёба на водителя автобуса занимает 3 года дуального Ausbildung, завершающегося выпускным экзаменом. Экзамен состоит из теоретической и практической частей.
Теория включает не только знание немецких правил дорожного движения. Больший упор делается на аспекты:
- Безопасности перевозок.
- Позитивного общения с пассажирами.
- Экономики транспортных услуг.
- Охраны окружающей среды.
Профессия предполагает наличие у кандидатов выдержки, быстрой реакции на изменения в дорожной обстановке, способности переносить стресс, умения общаться с людьми. Поэтому стать водителем может не каждый желающий.
Прежде чем сесть за руль пассажирского транспорта, шофёр обязан:
- Успешно завершить обучение в профессиональном училище.
- Пройти медицинское психологическое тестирование MPU.
- Обладать немецким водительским удостоверением с категориями D.
Во время обучения заработок учащегося варьируется в пределах 850-950€.
В Германии рабочие места для водителей автобусов доступны в следующих сферах:
- Внутригородской и региональный автобусный транспорт.
- Междугородние рейсовые маршруты.
- Туристические поездки.
- Доставка пассажиров авиарейсов из самолёта к терминалам в аэропортах.
- Перевозка детей и инвалидов.
Пандемия в 2020 сильно ударила по туризму и авиасообщениям, но общественный транспорт по-прежнему испытывает недостаток рабочей силы.
Автопилоты вместо водителей — концепция далёкого будущего. А тренд на отказ от личного автомобиля в пользу городского транспорта в Германии остаётся в силе.
05-11-2020, Степан Бабкин
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
АБДУЛЛА НИШАНОВ ГОД РОЖ 1962 17 05 (30/08/2022)
Здравствуйте я из УЗБЕКИСТАНА по поводу вашей объявления специалиста РАБОТА ВАДИТЕЛЬ хочу и буду работать спасибо вам чип тоже есть судимости нет жду ваших пригласительные
Руслан (16/08/2021)
Инфа не совсем правдивая. Для того чтоб получить права кат D, не надо сдавать MPU тест и обучение длиться не 3 года а всего 6 месяцев. Обычно немного дольше, так как не всегда есть возможность быстро накатать необходимые часы или записаться на экзамен. Порой экзамена нужно ждать до 2х месяцев, а экзаменов 3. А в целом верно, имея хороший немецкий можно найти и что-то другое. Порой даже немцы идут в водители автобусов, но уже в возрасте за 40 если остаются без работы и не могут что-то найти, а переучиваться на аусбильдунге 2-3 года нет желания.
Денис (15/06/2022)
Добрый день, Степан. А как дела обстоят с LKW Fahrer,? Реально ли получить рабочую визу при наличии приглашения и контракта? Спасибо!
Александр (05/03/2021)
Как по поводу работы автокрановщиком?
Спасибо.