Барон Карл фон Дрез и велосипед

История немецкого изобретателя барона фон Дреза - создателя прообраза велосипеда. Как выглядел первый двухколёсный транспорт.

Прадедушка велосипеда

В 2017 году исполняется 200 лет с момента изобретения велосипеда. В 1817 году барон Карл фон Дрез (Karl von Drais) создал макет нового чуда - самоката на колесах. На первый взгляд, находка такая незатейливая и бесхитростная, однако, не все так просто, как может показаться. Прежде чем стать тем велосипедом, каким мы привыкли его видеть, он прошел много этапов развития и претерпел много видоизменений. Одно оставалось неизменным - это самый полезный вид транспорта, который не наносит никакого вреда окружающей среде и укрепляет здоровье.

Конечно же, праотец велосипеда был похож на современный лишь отдаленно. У него имелся руль, 2 колеса и рама. Педалей не было. А в них и не было нужды, ведь изобретатель фон Дрез придумал и не велосипед вовсе, а, по его изречению - машину для бега (Laufmaschine). Ездить на нем можно было сидя на раме, поочередно отталкиваясь от поверхности ногами.

Причиной появления такого транспортного средства стал неурожай 1816-1817 годов, голод и, как следствие, массовый забой и падеж лошадей. Людям попросту не на чем было перемещаться. Преодолевать значительные расстояния пешком очень неудобно. Надо было находить выход из создавшегося положения. Требовалось независимое средство передвижения. Вот тогда и было оценено изобретение немецкого профессора-механика, которое целиком было сделано из дерева.

До идеала ему было далеко! Передвигаться на самокате можно было приноровившись и попрактиковавшись, ведь чтобы управлять передним колесом, надо было сдвигать его чуть в сторону при движении неким подобием руля, больше напоминающим рычаг.

Первый велосипедный заезд, а вернее в данном случае скорее забег, состоялся 12 июня 1817 года. Барон фон Дрез выехал из "квадратов" Маннхайма, проехал около семи километров до соседнего города Шветцинген, а затем вернулся обратно. Весь путь занял примерно час.

Таких маршрутов изобретатель проделал не мало, не жалея сил в деле популяризации нового вида транспорта.

Велосипед Дрейса

Так выглядела беговая машина Дрейса

Дальнейшая судьба барона фон Дреза

Запатентовал "дрезину" исследователь в 1818 году. Но к тому времени необходимость в "беговой машине" практически исчезла - ситуация в стране стабилизировалась, конные упряжки снова вошли в обиход. Может быть, она и осталась бы в быту, но езду на ней в крупных городах запретили, потому что велосипедисты, несущиеся по улицам на скорости 15 километров в час на тяжеленном деревянном самокате, не справлялись с управлением и сбивали пешеходов.

Кроме того, наплевав на патенты, велосипеды стали делать все кому не лень. Уже в 1820 году барон не смог продать ни одного экземпляра "беговой машины", так как из-за простоты конструкции немногочисленные желающие погонять на самокате собирали его сами или заказывали аналоги у других мастеров. В 1827 году изобретатель в последний раз попытался заняться продажей велосипедов по-серьёзному, но так и не добился особых успехов.

В 1835 из-за потасовки в таверне изобретателя лишили звания придворного каммергера. Это обернулось экономической "смертью" для барона. Молодёжь сочинила шутливую песню о непутёвом Дрезе:

„Freiherr von Rutsch

zum Fahre kei Kutsch

zum Reite kein Gaul

zum Laufe zu faul.“

Перевод:

Хозяин пригорка,

Уехать - нет телеги,

Ускакать - нет лошади,

А ходить - слишком ленив.

Барон сбежал от позора в соседнее княжество, где устроился помощником на деревенской кузнице, проживая в нищете. Вернуться в Карлсруэ он дерзнул в 1845, но отчаялся в своих бесконечных попытках снова изобрести что-то стоящее, ударился в алкоголь и превратился во всеобщее посмешище. После своей смерти в декабре 1851 года барон-изобретатель оставил 30 гульденов и 34 крейцера, "беговую машину", а также ещё несколько проектов, например, духовую печь, улучшенную модель печатной машинки и котёл для автономного приготовления еды.

Как "дрезина" стала велосипедом

"Беговую машину" высоко оценили в Европе, назвав по имени ученого "дрезиной", а в Великобритании - "Денди-хорз" - "лошадь для щёголей". Прародитель велосипеда был настолько неожиданной и своевременной находкой, что неудобство никого не смущало.

Лишь в 1840 шотландец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал "беговую машину", добавив педали и сиденье. При этом педали крепились к огромному переднему колесу, а езда превратилась в подобие циркового номера - овладеть марстеством вождения педального велосипеда того типа мог далеко не каждый.

Резиновые шины, низкую посадку, цепь и "звёздочки" нынешнего вида велосипед приобрёл в 1885, встав наконец на дорогу, как самое массовое транспортное средство в мире. Только в Германии их около 72 миллионов, а сколько на всей планете?

Нынешние велосипеды поражают воображение своим многообразием. Выбор так широк, что порой можно запутаться в моделях и функциях, которыми он обладает. Но в любом случае, можно только благодарить Карла фон Дреза за то, что он дал возможность пользоваться его детищем. А у немцев, в особенности жителей Карлсруэ, есть повод гордиться ещё одним незаурядным соотечественником.

08-06-2017, Саша Александрова

Читайте дальше:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.

Войти!

Комментарии и вопросы

Спросить или комментировать

Андрей (01/09/2018)

Клевая статья,Не знал раньше кто изобрел велосипед,Очень интересно было почитать про велосипед и его изобретателя.Сейчас сложно представить,что велосипед когда-то был деревянный.Как круто что я живу в 21 веке.

ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Denis (10/06/2017)

Степан, поправь чуток даты:пару раз на соточку улетел :) барон попытки запустить бизнес после смерти предпринимал

Читать ответ
ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ