Железнодорожный вокзал Лейпцига — крупнейший в Европе
Центральный железнодорожный вокзал Лейпцига является самым большим по площади в Европе. Рассказ об истории рекордсмена.
Я уже довольно долго живу в Германии. А когда проживаешь длительное время в одной стране, то начинает казаться, что знаешь о ней всё. Но это, конечно же, не так.
Для меня стало открытием, что, оказывается, в Лейпциге(Leipzig) находится самый большой по площади железнодорожный вокзал в Европе! Его площадь составляет более 83-х тысяч квадратных метров. А само вокзальное здание растянулось на 298 метров. Трудно представить себе, насколько он огромный! В распоряжении Лейпцигского вокзала 26 путей, а его пропускная способность более 120 000 человек в день.
Вокзал и о его история
Уже в середине 19 столетия Лейпциг являлся важной действующей немецкой железнодорожной станцией. С 1837 существовал маршрут между Лейпцигом и Дрезденом. В течение года к нему примкнули и другие железнодорожные станции. Их названия соответствовали пунктам назначения. Так появились Магдебургский, Байерский, Тюрингский и Айленбургский вокзалы.
Быстрый прирост населения Лейпцига и количества путешествующих в конце 19 столетия потребовал полной реструктуризации железнодорожной системы. Для упрощения контроля и устранения конкуренции между частными компаниями, государственная дорожная служба выкупила у них станции и сооружения. Чтобы упростить пассажирскую и товарную перевозки, отдельные маленькие станции задумали соединить в один большой железнодорожный вокзал.
Спроектировать и построить новый вокзал, который, как планировалось, заменит сразу четыре старых: Тюрингский, Магдебургский, Берлинский и Дрезденский, было решено в 1906. Правительства Пруссии и Саксонии объявили конкурс на лучший проект. Его выиграли два лейпцигских архитектора: В.Лоссов и М.Х.Кюне (William Lossow, Max Hans Kühne).
16 ноября 1909 был заложен первый камень сегодняшнего главного железнодорожного вокзала Лейпцига. В фундамент здания была замурована капсула с монетами, актуальными газетами, сметой на строительство, а также конкурсной разработкой проекта. Постройка заняла более шести лет. Торжественное завершение этого грандиозного строительства прошло 4 декабря 1915. Примечально, что самым последним камнем в кладке стал первый когда-то заложенный камень старого Дрезденского вокзала.
Строительство такого колосса стоило более 137 миллионов немецких марок. Эту сумму поделили между собой Саксония: 54,53 миллиона немецких марок, Пруссия: 55,66 миллиона, государственное управление почтовых перевозок: 5,76 миллиона и сам город Лейпциг: 21,1 миллион. Изнутри здание разделили два роскошных зала ожидания: Прусский и Саксонский. Забавно, что имея абсолютно одинаковую форму и размеры, залы отличались друг от друга внутренней отделкой.
Война и полное разрушение
Все эти траты достаточно скоро взлетели на воздух. Во время второй мировой войны вокзалу прилично досталось от бомбардировок. При первой же воздушной атаке на Лейпциг 4 декабря 1943 Королевские военно-воздушные силы Великобритании нанесли станции несколько ударов. При этом сгорели ангары товарных экспресс-вагонов на обеих сторонах платформ и огромное количество груза и железнодорожных составов.
Однако, по-настоящему страшная участь настигла Лейпцигский вокзал позже. Налёт 8 воздушного флота ВВС США 7 июля 1944 нанёс серьёзнейший ущерб, особенно пострадал западный зал (Westhalle). Сброшеная бомба весом в 4,6 тонн сломала одну из несущих железнобетоных арок вокзала. Это стало причиной цепной реакции обрушения, которая продолжалась более двадцати минут. В результате повредились уцелевшие после бомбёжки несущие железнобетонные арки здания. Крыша западного зала полностью обрушилась. Сотни людей, укрывшихся в подвалах вокзала и между платформами, как пассажиров, так и железнодорожников, погибли.
В связи с массивными разрушениями движение поездов было значительно сокращено, а в апреле 1945 Ляйпцигский железнодорожный вокзал пришёл в полное бездействие.
Восстановление и ремонт
Восстанавливать важнейжий транспортный узел немецких железных дорог пришлось уже после войны не без помощи советских военных. В марте 1946 снова были задействованы все пути. В 1948 полностью очистили платформы. Менее пострадавший восточный зал был восстановлен в 1949, а 15 августа 1951 прошло торжественное открытие западного. Полностью до своего довоенного состояния вокзал был восстановлен лишь к концу 1965.
В результате капитального ремонта в 90-х годах прошлого столетия это место превратилось ещё и в современный торговый центр. Именно тогда его площадь увеличилась до рекордных 83-х тысяч квадратных метров. Теперь жители Лейпцига приходят сюда не только для поездок, но и для шоппинга или просто посидеть в кафе. Выбор магазинов на любой вкус и кошелёк, а многие из них работают даже по воскресеньям! Это очень редкое явление в Германии.
По типу расположения подъездных путей этот вокзал не сквозной. То есть, все пути на нём и заканчиваются. Поэтому поезда заезжают сюда только с одной стороны, а чтобы снова начать движение, должны трогаться в обратном направлении. Это типичный признак главной железнодорожной станции в Германии. Из-за такой конструкции вокзал требует больше путей сообщения и, соответственно, большую площадь, чем сквозной пассажирский вокзал с примерно такой же пропускной способностью.
Сегодня Центральный вокзал Лейпцига интересен не только своей архитектурой. Это ещё и место проведения досуга. Его стоит посетить хотя бы один раз, а по возможности и второй, и третий. Он стал настоящей достопримечательностью не только города, но и всей страны, и даже Европы.
09-08-2013, Елена Бабкина
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Виктор (21/11/2022)
Исправьте:бомба весом в 46 тонн, на 4,6 тонн
Алёна (01/09/2018)
Очень полезная статья,Я даже не знала что в Германии есть такой огромный вокзал.Было интересно его посетить.Очень люблю вокзалы и аэропорта,чем-то они меня цепляют и привлекают.Спасибо за такую интересную статью.
Антон (11/08/2013)
Ох Лена, молодец, порадовала, хорошая статья, открываешь в себе новые способности?)))
Андрей Шпигель (11/08/2013)
Здравствуйте, Елена!
Большое спасибо, за столь познавательную статью.
Если я ничего не путаю, то это одна из первых Ваших статей?
Всего доброго.