Жизнь в Германии
Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Самый большой по площади вокзал в Европе

Центральный железнодорожный вокзал Лейпцига является самым большим по площади в Европе. Рассказ об истории рекордсмена.

Самый большой по площади вокзал в Европе
Транспорт в Германии
2013-08-09~5 минут112744

Я уже довольно долго живу в Германии. А когда проживаешь длительное время в одной стране, то начинает казаться, что знаешь о ней всё. Но это, конечно же, не так.

Для меня стало открытием, что, оказывается, в Лейпциге(Leipzig) находится самый большой по площади железнодорожный вокзал в Европе! Его площадь составляет более 83-х тысяч квадратных метров. А само вокзальное здание растянулось на 298 метров. Трудно представить себе, насколько он огромный! В распоряжении Лейпцигского вокзала 26 путей, а его пропускная способность более 120 000 человек в день.

В этой статье я хочу рассказать о самом вокзале и о его истории.

Уже в середине 19-го столетия Лейпциг являлся важной действующей немецкой железнодорожной станцией. С 1837-го года существовал маршрут между Лейпцигом и Дрезденом. В течение года к нему примкнули и другие железнодорожные станции. Их названия соответствовали пунктам назначения. Так появились Магдебургский, Байерский, Тюрингский и Айленбургский вокзалы.

Быстрый прирост населения Лейпцига и количества путешествующих в конце 19-го столетия потребовал полной реструктуризации железнодорожной системы. Для упрощения контроля и устранения конкуренции между частными компаниями, государственная дорожная служба выкупила у них станции и сооружения. Чтобы упростить пассажирскую и товарную перевозки, отдельные маленькие станции задумали соединить в один большой железнодорожный вокзал.

Спроектировать и построить новый вокзал, который, как планировалось, заменит сразу четыре старых: Тюрингский, Магдебургский, Берлинский и Дрезденский, было решено в 1906-ом году. Правительства Пруссии и Саксонии объявили конкурс на лучший проект. Его выиграли два лейпцигских архитектора: В.Лоссов и М.Х.Кюне (William Lossow, Max Hans Kühne).

16-го ноября 1909-го года был заложен первый камень сегодняшнего главного железнодорожного вокзала Лейпцига. В фундамент здания была замурована капсула с монетами, актуальными газетами, сметой на строительство, а также конкурсной разработкой проекта. Постройка заняла более шести лет. Торжественное завершение этого грандиозного строительства прошло 4-го декабря 1915-го года. Примечально, что самым последним камнем в кладке стал первый когда-то заложенный камень старого Дрезденского вокзала.

Строительство такого колосса стоило более 137 миллионов немецких марок. Эту сумму поделили между собой Саксония: 54,53 миллиона немецких марок, Пруссия: 55,66 миллиона марок, государственное управление почтовых перевозок: 5,76 миллиона марок и сам город Лейпциг: 21,1 миллион марок. Изнутри здание разделили два роскошных зала ожидания: Прусский и Саксонский. Забавно, что имея абсолютно одинаковую форму и размеры, залы отличались друг от друга внутренней отделкой.

Все эти траты достаточно скоро взлетели на воздух. Во время второй мировой войны вокзалу прилично досталось от бомбардировок. При первой же воздушной атаке на Лейпциг 4-го декабря 1943 года Королевские военно-воздушные силы Великобритании нанесли станции несколько ударов. При этом сгорели ангары товарных экспресс-вагонов на обеих сторонах платформ и огромное количество груза и железнодорожных составов.

Однако, по-настоящему страшная участь настигла Лейпцигский вокзал позже. Налёт 8-го воздушного флота ВВС США 7-го июля 1944-го года нанёс серьёзнейший ущерб, особенно пострадал западный зал (Westhalle). Сброшеная бомба весом в 46 тонн сломала одну из несущих железнобетоных арок вокзала. Это стало причиной цепной реакции обрушения, которая продолжалась более двадцати минут. В результате повредились уцелевшие после бомбёжки несущие железнобетонные арки здания. Крыша западного зала полностью обрушилась. Сотни людей, укрывшихся в подвалах вокзала и между платформами, как пассажиров, так и железнодорожников, погибли.

В связи с массивными разрушениями движение поездов было значительно сокращено, а в апреле 1945-го года Ляйпцигский железнодорожный вокзал пришёл в полное бездействие.

Восстанавливать важнейжий транспортный узел пришлось уже после войны не без помощи советских военных. В марте 1946-го снова были задействованы все пути. В 1948-ом полностью очистили платформы. Менее пострадавший восточный зал был восстановлен в 1949-ом, а 15-го августа 1951-го прошло торжественное открытие западного. Полностью до своего довоенного состояния вокзал был восстановлен лишь к концу 1965-го.

В результате капитального ремонта в 90-х годах прошлого столетия это место превратилось ещё и в современный торговый центр. Именно тогда его площадь увеличилась до рекордных 83-х тысяч квадратных метров. Теперь жители Лейпцига приходят сюда не только для поездок, но и для шоппинга или просто посидеть в кафе. Выбор магазинов на любой вкус и кошелёк, а многие из них работают даже по воскресеньям! Это очень редкое явление в Германии.

По типу расположения подъездных путей этот вокзал не сквозной. То есть, все пути на нём и заканчиваются. Поэтому поезда заезжают сюда только с одной стороны, а чтобы снова начать движение, должны трогаться в обратном направлении. Это типичный признак главной железнодорожной станции в Германии. Из-за такой конструкции вокзал требует больше путей сообщения и, соответственно, большую площадь, чем сквозной пассажирский вокзал с примерно такой же пропускной способностью.

Сегодня Центральный вокзал Лейпцига интересен не только своей архитектурой. Это ещё и место проведения досуга. Его стоит посетить хотя бы один раз, а по возможности и второй, и третий. Он стал настоящей достопримечательностью не только города, но и всей страны, и даже Европы.

09.08.2013, Елена Бабкина

Читайте дальше:

  КОММЕНТАРИИ (4)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Антон

Ох Лена, молодец, порадовала, хорошая статья, открываешь в себе новые способности?)))

11/08/2013
Степан Бабкин

У Лены масса способностей! Трудно найти время, чтобы их всех проявить :)

Надеюсь, будет больше писать.

11/08/2013
ОТВЕТИТЬ
Андрей Шпигель

Здравствуйте, Елена!
Большое спасибо, за столь познавательную статью.
Если я ничего не путаю, то это одна из первых Ваших статей?
Всего доброго.

11/08/2013
Елена Бабкина

Здравствуйте, Андрей,
я уже пару раз переводила мужу для сайта,
но под своим именем написала здесь впервые.
Теперь буду писать здесь почаще.
Влияние мужа сказывается:)
С кем поведёшься, так мне и надо:)
Большое спасибо за Ваш отзыв.
Всего хорошего!

11/08/2013
ОТВЕТИТЬ