Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Ведение бизнеса в параллельно работе в Германии

Я делюсь соображениями относительно преимуществ занятий предпринимательством и работой одновременно.

Ведение бизнеса в параллельно работе в Германии

В Германии около сорока процентов предпринимателей ведут свой бизнес и одновременно работают в качестве обычных служащих. Это называется Nebentätigkeit. Перевести на русский дословно затрудняюсь. Примерно можно сказать, "сопутствующая занятость". Я и сам оформлен таким же образом: по основному роду занятий я программист, но параллельно веду этот блог. В этой статье я расскажу о плюсах и минусах ведения бизнеса в такой форме и о том, на что нужно обращать внимание при его открытии.

Как открыть ЧП параллельно работе в Германии

Сначала нужно определиться с критериями того, что в Германии считается сопутствующей занятостью.

Немецкая налоговая может считать предпри­нимательскую деятельность за Nebentätigkeit, если работа на себя занимает не более 15-ти часов в неделю. Понятно, что никто не стоит над бизнесменом с секундомером и не засекает часы его работы. Эту цифру нужно знать, чтобы оставаться в рамках правил, которые действуют для этой формы предпринимательства и не написать в какой-нибудь анкете или в отчётности что-либо иное.

С точки зрения процедуры открытия бизнеса сопутствующая деятельность - такое же точно предпринимательство, как и полная занятость в деле. Точно также надо пойти в Gewerbeamt и зарегистрировать фирму, точно также нужно отчитываться перед Finanzamt, платить налоги и тому подобное. Поэтому укажу лишь на главные отличительные особенности, которые относятся только к Nebentätigkeit.

Ключевым моментом в принятии решения об открытии дела параллельно работе может стать согласие начальника. Нужно предварительно убедиться, что он будет терпеть такого рода деятельность со стороны своего подчинённого. То что терпеть ему придётся - факт. Я пока не встречал начальников, которые с восторгом бы узнавали, что их подчинённый собирается подрабатывать на стороне.

Есть простые критерии, которые должен выполнить предприниматель, чтобы к нему не возникло вопросов:

  • Бизнес не должен негативно влиять на основную работу.
  • Нельзя конкурировать с работодателем.
  • Болезнь или отпуск нельзя использовать для ведения бизнеса.
  • Можно легко отделить деятельность на основной работе от своего дела.

Если критерии выполнены, то никаких проблем не будет. В этом случае даже получать разрешение от работодателя на ведение своего дела по закону не требуется. Только государственные служащие обязаны всегда уведомлять о любых дополнительных источниках дохода. Обычные работники могут получать разрешение, но не обязаны, если все условия выполнены.

Сообщать о своём бизнесе надо независимо от критериев. Тут всё зависит от степени доверия между предпринимателем и начальством на основной работе. Я, например, сказал, что наличие этого сайта позволяет мне полноценно отдыхать. Ведь это моё хобби, а что разгружает лучше, чем занятие любимым делом? Многое решает лояльность к работнику со стороны шефа. Мне мой непосредственный начальник так и сказал: "Я бы запретил, да полагаю, что ты тогда свалишь в другое место!"

Подтверждением согласия фирмы на то, что её сотрудник будет заниматься бизнесом параллельно работе, является специальная бумага. В ней обычно указывается, что мы, мол, не возражаем, но в любой момент можем начать возражать, если предпринимательская деятельность начнёт плохо сказываться на основной работе. Поэтому мне приходится примерно раз в квартал интересоваться, всё ли нормально в этом плане или есть претензии. Отозвать бумагу могут в любой момент.

Есть ещё одна вещь, на которую тоже иногда требуется разрешение. Ведь предпринимательская деятельность подразумевает наличие рабочего места. И если квартира арендована, то сначала надо получить разрешение от владельца жилья на ведение бизнеса по месту жительства. Если речь идёт о работе на компьютере, то тут ничего делать не надо. Вряд ли арендодателя сильно потревожит тот факт, что его съёмщик долгими вечерами тихо мирно молотит по клавиатуре. А вот в случае, если параллельно работе предприниматель выпиливает подсвечники на фрезеровочном станке, дело другое. Соседи начнут жаловаться на громкий шум, и бизнес придётся переместить. В общем, если предпринимательство предполагает приход домой клиентов, частую разгрузку и погрузку товаров и прочие нарушения покоя бюргеров, то надо предварительно получить разрешение на ведение такого бизнеса на дому от арендодателя.

Указанные выше бумаги надо принести с собой в Gewerbeamt при открытии фирмы. Помимо этого требуется только паспорт и подтверждение регистрации по месту жительства. Иностранцу, понятное дело, надо иметь право на пребывание в Германии. Подробнее о процессе регистрации фирмы я расскажу позже в отдельной статье.

Налоги при ведении бизнеса параллельно работе

Надо ещё поговорить о налогах и о том, как регистрация сопутствующей деятельности скажется на взносах в социальные страховки. Перед открытием бизнеса нужно будет обязательно посоветоваться с налоговым консультантом. И дело даже не в том, что можно "попасть", хотя и такой вариант не исключён. Начинающему бизнесмену больше грозит элементарный пролёт мимо налоговых послаблений, которых в Германии очень много. Каждый случай индивидуальный, давать общие советы тут невозможно, да и не в моей это компетенции. Ограничусь простым перечислением того, что может ожидать предпринимателя.

  • Налог на оборот (Umsatzsteuer) или, по-старому, налог на добавочную стоимость, необходимо платить только в том случае, если за год оборот составил более 17500€. Да и то, только если в следующем году будет заработано более 50000€. Понимаю, что это не совсем ясно, так что по-простому ещё раз. Когда оборот(приход денег на счёт) от бизнеса меньше, чем 17500€, Umsatzsteuer платить необязательно. Но можно, если это принесёт выгоду. Детали узнавайте у налогового консультанта.
  • Налог на ведение предпринимательской деятельности (Gewerbesteuer) платится только в том случае, если прибыль составила более 24500€ в год. Прибыль - это доходы минус расходы. Поначалу за норму считается, что доход отрицательный. В первые лет 5 это никого не потревожит, так что тут у предпринимателя есть пространство для налогового манёвра. Свободные профессии этот налог вообще не платят.
  • Подоходный налог платится только тогда, когда прибыль за год от ведения бизнеса составила более 410€ в год и при этом до 820€ считается по льготному тарифу. Также надо иметь ввиду, что Einkommensteuer платится со всех доходов. Так что если по итогам года в фирме минус, то его можно отнять от своей налоговой базы по основной зарплате. Это тоже открывает немало возможностей для оптимизации налогов.
  • Медицинская страховка не заставляет платить дополнительных взносов, если речь идёт о Nebentätigkeit. Тут главное, чтобы занятость не превышала положенного количества часов в неделю. В начале статьи я говорил о 15-ти часах. Это обычный предел, по которому страховые кассы не повышают взносов. Но лучше предварительно позвонить и узнать об этом лимите в своей страховке, чтобы потом не получилось неприятных сюрпризов с доплатой.
  • Точно также обстоит дело и с пенсионными взносами. Обычно в случае сопутствующей деятельности их дополнительно платить не требуется. Есть какие-то особые правила для предпринимателей-акушерок или учителей, но это очень частные случаи. За ведение сайта параллельно работе ничего в пенсионный фонд доплачивать точно не нужно.
  • Для предпринимателей может быть актуально дополнительное юридическое страхование (Rechtsschutzversicherung), защита от несчастного случая (Unfallversicherung) и страховка от ущерба третьим лицам. Обычные страховки для частников не рассчитаны на риски, связанные с ведением бизнеса. Но это не обязанность, такие страховки можно заключить только по желанию, исходя из своих предположений относительно вероятности тех или иных неприятностей.
  • После открытия бизнеса предпринимателю приходит письмо из местной организации бизнесменов. Они подписывают его на свой журнал и рассчитывают на некие взносы. Но с тех, кто только что открыл своё дело или зарабатывает немного, обычно ничего платить не требуется. Поэтому надо будет заполнить присланную анкету требуемой информацией и отослать им обратно. Если этого не сделать, то через некоторое время можно получить от них счёт.

Услуги русскоязычного консультанта

Преимущества и недостатки совмещения работы и бизнеса

Надеюсь, что понятие о том, что из себя представляет сопутствующая деятельность, у дочитавших до этого места есть. Многие моменты, касающиеся открытия бизнеса, выбора формы его ведения, бюрократических процедур и прочего, являются общими с обычным предпринимательством на полное время. Я сознательно не стал раскрывать эти темы здесь. Хочу только проанализировать плюсы и минусы Nebentätigkeit по сравнению с обычным предпринимательством.

Ведение бизнеса параллельно основной работе имеет целый ряд преимуществ.

  • Самое главное - это практически полное отсутствие риска. Если не пойдут дела, то можно обратиться в Gewerbeamt и закрыть бизнес. Ведь при наличии основной работы на финансовом благополучии это никак не отразится.
  • Отсутствие финансового давления позволяет спокойно набираться опыта. Если в ходе реализации своего проекта возник недостаток информации, то всегда есть время взяться за обучение. Я, например, потратил массу времени на то, чтобы просто научиться писать правильные тексты с точки зрения поисковой оптимизации, хотя в начале ведения блога вообще не задумывался, что мне понадобятся такие знания.
  • Таким образом можно проверять реалистичность своих бизнес-планов. Я, например, 5 лет назад наивно полагал, что популярный сайт будет приносить огромный доход. И мыслишка о том, что через год-другой об основной работе можно будет забыть, признаюсь, закрадывалась. Теперь я более трезво оцениваю перспективы создания информационных сайтов, и я рад, что приобрёл этот опыт именно таким путём.
  • Отношение к бизнесу у начинающих очень часто связано с наличием энтузиазма. Поначалу запал велик, но постепенно всё превращается в рутину. Так что бизнес, сопутствующий основной работе, будет очень хорошей проверкой своих возможностей. По архиву статей легко заметить, что иногда я не писал по нескольку месяцев подряд, а потом снова брался за дело. Часто это было связано именно с отсутствием желания продолжать вести блог.
  • В начале деятельности мне не понадобилось брать кредит на покупку компьютера, рабочего стола, кресла и всего остального, что обычно требуется начинающему предпринимателю. Я спокойно покупал всё, что мне нужно, на свою основную зарплату, списывая с налогов расходы на фирму.

Минусы ведения бизнеса параллельно работе логично вытекают из плюсов.

  • Отсутствие финансового давления может привести к отсутствию мотивации вообще чем-то ещё заниматься. Смотрите пример выше. Не хочу заниматься блогом - не занимаюсь. И никто меня не заставит. Было бы так, что этот сайт оказался единственным источником доходов, такой фокус не прошёл бы.
  • Отсутствие свободного времени. Хорошо, что это моё хобби. Больше сказать нечего.
  • Иногда на основной работе приходится отвлекаться на неосновную. Тут в полный рост встаёт вопрос лояльности начальства к тому, чем занимается работник-предприниматель. Если он отвечает на комментарии не в фэйсбуке, а у себя на сайте - это одно. А если в рабочее время общается с клиентами - это совсем другое.

Подведу итог. В Германии достаточно просто вести бизнес параллельно основной работе. Это позволяет получать все преимущества от наличия своей фирмы и в то же время убирает риски за счёт наличия постоянной зарплаты. К тому же, такой бизнес не загружает большим количеством бюрократических процедур из-за того, что не платятся многие налоги и социальные взносы. Это идеальное решение для оформления в качестве бизнеса своего хобби.

Поделитесь статьёй:
Статья оказалась полезной? Ответ помог? Отблагодари!

Читайте дальше:

Новости по теме: