Жизнь в Германии
Kieselweg, 1 69190 Deutschland, Walldorf -

Мифы о Германии (Часть IX) - карьера менеджера

Мифы о Германии (Часть IX) - карьера менеджера
Истории иммиграции в Германию
2015-09-14~8 минут1997128

Миф номер 7: В Германии менеджеру-иностранцу легко найти хорошую высокооплачиваемую работу.

Приезжая в ФРГ, почти каждый иммигрант имеет высокие ожидания по трудоустройству в этой индустриально развитой и самой экономически успешной стране ЕС. Никакая иная страна Европы, как Германия, не нуждается в квалифицированном персонале так остро. Никакая иная страна не может составлять лучшую конкуренцию США, Канаде, Великобритании или другим развитым странам, поскольку здесь хорошо развиты такие отрасли производящей промышленности, как машиностроение, автомобильная или химическая.

Исходя из такого образа мышления, квалифицированный менеджер, работавший в одной из этих отраслей в интернациональных корпорациях, совершенно оправданно предполагает, что здесь его ждет хороший выбор раскрытых вакансий и возможность хорошего карьерного роста. Если у Вас есть солидный опыт управленца в области машиностроения, химической, фармацевтической или полупроводниковой промышленности, если Вы обладаете качественным западным образованием, особенно таких признанных в мире университетов, как Standford, Yale или Harvard, рецепт один – в Германии Вам делать нечего!

Без всякого преувеличения скажу: работы в Германии для управленцев с качественным образованием почти нет. Я убедился в этом на собственном и чужом опыте. В прошлом остались многочисленные интервью с компаниями из нескольких отраслей. Приемлемый уровень предлагаемой заработной платы для выпускника престижной бизнес-школы здесь доступен только в консалтинговых компаниях. При этом в консалтинг берут только тех, кто идеально говорит на немецком языке, что почти невозможно, если человек не прожил здесь более десяти лет, или не учился на разведчика со специализацией в немецком языке. Кроме того, Германия – страна, где часы каждодневной работы в консалтинге неприемлемо велики. Если же Вы хотите работать в обычной немецкой компании, то будете зарабатывать после налогов в два раза меньше чем в США, Канаде, или Австралии.

Особенности местного менеджмента

Как-то раз мне «посчастливилось» побывать на интервью с компанией Zalando на роль начальника отдела развития бизнеса. После 15 минут собеседования на одном из диалектов немецкого языка оказалось, что уровня B-2 недостаточно, чтобы быть менеджером в Zalando (это еще один плюсик в тему о том, что немцы понимают английский язык). Несмотря на то, что в Zalando в основном работают молодые сотрудники, переключаться на английский во избежание недопонимания, по соображениям некоторых немецких менеджеров все равно не рекомендуется. Вот как!

Интервью с E.ON Internal Consulting прошло более приятно. Однако и здесь было не все гладко. Для уровня обычного консультанта у меня оказалось слишком много опыта, но не хватало опыта работы в Германии, поэтому на уровень менеджера взять не смогли. Такая же история повторилась со многими другими работодателями.

Полагая, что подобная ситуация типична для многих европейских компаний я спросил у одного своего знакомого, который работает менеджером в крупной шведской компании, когда он успел выучить шведский язык. Тот ответил с недоумением, что шведского он вообще не знает, и разговаривает с начальством исключительно на английском языке, что вызвало приятное удивление и чувство сожаления за то, что Германия, возможно, еще не скоро дойдет до схожего понимания.

Американская доктрина о том, что опытному менеджеру не обязательно досконально знать все особенности технологии производства продукта и детали локального рынка, чтобы приносить ощутимую пользу работодателю, в Германии не проходит. Для того чтобы стать менеджером в немецкой компании, желательно начинать работать «лаборантом» сразу после университета и специализироваться очень точно в определенной области. А еще лучше учиться до 30 лет, получить степень доктора в немецком университете и только после этого начать работать на позиции клерка. Я полагаю, что потому в Германии нет, и не будет своих Элонов Масков, Стивов Джобсов, или Джеков Велшей. Для взращивания менеджеров и бизнесменов такого уровня требуется определенная почва и условия: конкурентный рынок, эффективное законодательство, низкий уровень бюрократии, отсутствие дискриминации по национальному признаку, преобладание английского языка в бизнесе, и, наконец, отсутствие стереотипов в мышлении людей. Пока не одно из этих условий в Германии не соблюдается. Не удивительно, что в некогда инновационной стране – Германии венчурный капитализм почти не представлен, а такие крупные хай-тек производители, как Infineon Technologies AG всерьез обеспокоены отсутствием фондов для инвестиций в новые технологии. Качество немецких менеджеров невысокое, за это также говорит низкий уровень заработных плат. Кто-нибудь когда-нибудь слышал об известных топ-менеджерах из ФРГ, работающих в других странах? Я нет, но, похоже, что исключение - это только футбол, да и тот только европейский (soccer).

Легче всего найти работу в Германии, если Вы являетесь юристом или налоговым специалистом, а еще лучше и тем и другим, и, конечно же, только с немецкими сертификатами и дипломами. Но больше всего повезло чиновникам. Их работа очень хорошо защищена в Германии, они работают не более 40 часов в неделю, получают отпуск как минимум на 30 дней в году, часто имеют немалую по меркам Германии зарплату и очень хорошие социальные пакеты. При этом большинство чиновников работает гораздо меньше и менее напряженно, чем сотрудники коммерческих организаций. Но для того, чтобы стать чиновником в Германии, нужно получить немецкое образование. Не очень хороший вариант для иностранцев уже имеющих качественное образование.

Причины оттока из Германии высококвалифицированного персонала

Германия – это страна, ведущая крайне невыгодную для себя иммиграционную политику. В Германию ежегодно приезжают жить переселенцы и беженцы из бедных мусульманских стран с низким уровнем образования, но не приезжают лучшие – инженеры из Индии и Китая, менеджеры из англоязычных стран, актеры и деятели культуры, лучшие врачи. Наоборот, они уезжают из Германии. И причин тому несколько.

Прежде всего, Германия не отдает предпочтение иммигрантам с хорошим образованием и уровнем дохода, как это делают Австралия, США или Канада. Для того чтобы получить разрешение на работу в Германии уже после того, как я получил приглашение на работу, мне пришлось ждать почти полгода. И это для специалиста с двумя высшими образованиями и более чем пятнадцатилетним опытом работы. Никакая нормальная интернациональная компания не будет ждать так долго, пока менеджеру готовят визу.

Во-вторых, в Германии принципиально не хотят учиться говорить по-английски. Как следствие – дефицит хороших ИТ специалистов и низкий уровень сервиса почти во всех отраслях. Если бы Германия заговорила по-английски (хотя бы как скандинавские страны) и открыла границы для иммиграции образованным специалистам из Индии и Китая, то местным гастер-байтерам из мусульманских стран, пришлось бы существенно потесниться из сферы обслуживания и ИТ, что привело бы к существенному улучшению сервиса и уровню жизни. Не будет преувеличением предположить, что один средний индийский иммигрант в США, умеет и знает существенно больше среднего иммигранта из мусульманской страны в ФРГ, а самое главное, работают индусы с чрезвычайным прилежанием. Уже сейчас нередко можно прочесть в интернете статьи о том, что выпускники индийских технических вузов иногда знают и умеют больше, чем американские профессора в своей специальности. Что же тогда говорить о Германии, если отрасль ИТ здесь развита гораздо слабее, чем в США? Кто сомневается, может обратиться к фактам. Недостаток компетентных ИТ специалистов объясняет позорно провальные результаты работы Германии над проектами по созданию собственных беспилотников военного назначения и цифровой рации для правоохранительных органов. Отсутствие хороших менеджеров в Германии приводит также к таким печальным примерам, как строительство аэропорта Берлин-Бранденбург. В сумме три неуспешных проекта уничтожили в Германии более 15 млрд. евро. Для сравнения, Китай за более сжатые сроки не только не провалил проект по созданию собственных беспилотников, но и еще научился производить беспилотники нового поколения.

В-третьих, в Германии предпочитают продвигать менеджеров с учетом национальной принадлежности. Иностранцу попасть в наблюдательный совет немецкой компании или в совет директоров почти невозможно. Достаточно посмотреть на имена людей, являющихся членами наблюдательных советов в немецких и американских компаниях, и все становится ясно. В США – это представители почти всех наций и национальностей, в Германии - это только немцы, выросшие в Германии.

В-четвертых, налоговое законодательство в ФРГ чрезвычайно устарело и не соответствует современным требованиям эффективности и легкости ведения бизнеса. Здесь даже частным лицам приходится нанимать налогового советника, чтобы сдать в ведомство налоговую декларацию. Даже если Вы всю жизнь работали на одного работодателя, который уже и так перечисляет все налоги в казну, Вам придется, как частному лицу готовить сложные налоговые декларации. Могу себе представить, на что приходится идти тем, у кого есть свой бизнес. Население Германии составляет чуть более 1% мирового населения. При этом согласно известной немецкой легенде 70% всей налоговой литературы мира написано на немецком языке. Так это или нет, доказать сложно, но с уверенностью можно сказать, что средний класс сильно обременен налогами, и налоговое право в Германии одно из самых сложных в мире. Если в США или России Вы заполняете налоговую декларацию сами (если это вообще требуется), то в Германии после отправки декларации в налоговую службу Вам приходят бесконечные письма с дополнительными вопросами, и далее Вы спорите по мелочам с чиновниками, на что уходит прилично времени и нервов. Возникает вопрос, почему немцы это терпят сами? Законопроект об упрощении налогового законодательства планируется серьезно обсуждать только в 2017 г.

В-пятых, уровень доходов после налогов столь низок, что все преимущества (бесплатное образование, почти бесплатное медицинское обслуживание, низкие цены на качественные продукты питания и одежду) полностью нивелируются. Остаются лишь недостатки в форме низкого качества сервиса и бесконечного бессмысленного письменного препирательства с местными ведомствами, но об этом я напишу в отдельной статье.

  КОММЕНТАРИИ (28)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Светлана

Совершенно верно написано! Я с 7 летним стажем работы заканчиваю магистратуру в Германии, немецкий есть. У меня обязательная практика. Так я ничего не могу найти! Все компании предпочитают взять немецкого студента без опыта работы, который будет делать ксерокопии, а не реально работать...

21/06/2017
ОТВЕТИТЬ
Ольга

Потрясающе точно написано, точнее и не скажешь.

30/03/2016
ОТВЕТИТЬ
Лариса

Вопрос Алексу.
Алекс, поделитесь, как Вы переехали в Германию с уровнем А2?
Сначала нашли работу или ?
Благодарю заранее

12/02/2016
ОТВЕТИТЬ
Дмитрий В.

> "Остаются лишь недостатки в форме низкого качества сервиса и бесконечного бессмысленного письменного препирательства с местными ведомствами, но об этом я напишу в отдельной статье."

Не соответствует действительности, по крайне мере в Баварии (Мюнхен).

Претензия, мол, немцев многовато в директорах, смешит. Напоминает вой в США, что мало цветных номинировано на Оскар (на днях подняли опять). А в голову не приходило, что это потому что 90% население это коренные немцы? :) А В США все - это эмигранты или потомки эмигрантов? :)

Одно не понятно, каким макаром экономика при таких "проблемах" попадает в топ 5 и некоторые города по индексу уровня и комфорта жизни в топах (например, Мюнхен 4й в мире в 2015 году).

Статья полна слухов, страхов, домыслов. Фактов мало.

15/01/2016
ОТВЕТИТЬ
Дмитрий В.

"Уже сейчас нередко можно прочесть в интернете статьи о том, что выпускники индийских технических вузов иногда знают и умеют больше, чем американские профессора в своей специальности. "
Чуть со смеху не умер :)) Опыт работы с индийскими "выпусниками вузов" > 4 лет.

15/01/2016
ОТВЕТИТЬ
Вова

Подсойденяюсь к недоумению другив коментаторов об интерессных ожиданиях автора. С какой стати немцы должны учить английский, только чтобы угодить определеным мигрантам, которым лень учить местный язык?

Ссылки на страны с приличной долью англоязычных не убеждают, у них другая история и другие условия. К примеру, скандинавы - так у них голивудские фильмы не переводят, там так мало населения что переводить не прибыльно. Или индусы - так извините, у них сотни деревенских языков. Кто там хочет образование и карыеру хочет (или эмиграцию) должен учить общий язык, какими являются хинду или английский. Может ивану охота пересилится в индию? Смотря по запросам должен быть просто рай!

Вообще скажите спасибо немцам если они переходят с вами на английский. Чуть западнее, во франции, не один прохожий не ответит вопрос на английском. Даже если поймет, будет отвечать на французком, а может и прикинется что не понял. Хотя, конечно, швейцарские французкогорорящие менее радикальные, и граничные (Ельсас) тоже зачастую могут перейти на немецкий, по надобности, а молодеж и на английский.

Кстати, здесь карьеру можно сделать со слабым немецким и отличным английским, для этого надо искать крупную и/или интернационально организованую компанию. У меня за последние 10 лет каждых третий шеф был такого типа. Но для этого надо имет выделяющие качества, которые сглаживают недостаток незнания местного языка. Да и мои шефы подучили немецкий в течениее года до достаточного уровня, минимум для общения о ежедневных темах. Было и наоборот, шефы с ужасно ломаным английским, но большую карьеру такие не имели.

История Лины о "переселенцев уже 15 лет в Германии, 3 года оставался безработным имея экономическое высшее образование ... владея 4 (!) языками из которых русский и немецкий шли как родные" - звучит невероятно. Знал такий кандидатов тоже - зубрят экономику после того как на инженера или юриста не потянули, диплом с тройками, практики мало. На русском разговаривают конечноа, а писать толком не могут, читать еле-еле; немецкий неплохо, но запас слов относительно бедный; английский ломаный; плус остатки украинского или казахского итп., или францусского из школы, если досталось.

Ну так кому такой содрудник нужен? И в отличие от (хорошиx) инженеров здесь безработных экономистов море, выбор всегда есть. Они лучше возмут другово с хорошим (родным) мемецким и более хорошим английским (и легким пониманием диалектом немецких земель и южных соседей), третий язык тоже часто есть и прилично тренированый (типа... бабушка=испанка или "Auslandsjahr" в французкой канаде).

Вот так, все относительно...

09/01/2016
ОТВЕТИТЬ
Александра

Здравствуйте, Степан,

я только что закончила бакалавриат менеджмента в России (диплом признается анабином на H+), во время учебы трижды ездила на летнюю производственную практику в небольшую компанию в Германии. Теперь эта компания приглашает меня на работу по трудовому договору в качестве менеджера. Из опыта только вот эти самые три практики. В статье "Признание диплома в Германии" Вы пишете следующее: "Фактически, немецкий работодатель самим фактом приёма на работу иностранца подтверждает его квалификацию.", однако при консультациях в немецких представительствах меня пугают вероятностью непризнания арбайтсамтом моей квалификации для позиции (таким образом, я буду занимать потенциальное место немецкого сотрудника).

Понятно, что одного желания работодателя недостаточно. Но как можно поспособствовать положительному решению? Достаточно ли будет бакалавриата для занятия позиции менеджера или мне стоит расчитывать на это только по достижении уровня мастера?

Большое спасибо заранее

17/11/2015
Степан Бабкин

Здравствуйте, Александра

Бакалавра может быть вполне достаточно.

В Вашем случае скорее всего решающее значение будет иметь размер заработной платы. Если он превышает порог для получения Голубой Карты, то проблем с получением разрешения на работу быть не должно.

Всего доброго

17/11/2015
Александра

Степан,

большое спасибо за ответ.

Проблема как раз в том, что до Голубой Карты я не дотягиваю - больше, чем на 2500 брутто в месяц я не рассчитываю.
Сыграет ли роль тот факт, что контракт срочный (на год), так как я собираюсь после этого идти в магистратуру? Или арбайтсамт не поймет моего желания занять год отсутствия учебы работой в Германии?

17/11/2015
Степан Бабкин

Тут всё дело в том, что раз до лимита не дотягиваете, то значит должны пройти проверку Arbeitsamt, чтобы получить разрешение на работу. Процесс прохождения этой проверки описан в разделе о бизнесе в Германии в статье про наём иностранца.

Я не могу сказать, получите ли Вы разрешение на работу. Это только чиновник, который будет заниматься Вашим делом, может сказать.

Удачи!

17/11/2015
ОТВЕТИТЬ
Иван

не понял почему в Германии люди должны переходить на английский. Там где английский нужен, работники его знают. Но мы живём в Германии, и здесь нужен немецкий.

10/11/2015
ОТВЕТИТЬ
Eugene

Тут написано много чуши, простите. Во первых рабочую визу готовят сейчас в течении недели. Почему в случае автора нашла коса на камень - непонятно.
Во первых американская система менеджмента себя уже изживает даже в Америке. Американская экономика находится в назавидном положении как известно, и огромное количество компаний управляемые профессиональными управленцами сидят в глубокой заднице. Лучший тому пример Дженерал Моторс, Майкрософт, Нокиа. Напротив, многие из самых успешных компаний управляются своими создателями. Элон Маск к примеру - гениалный инженер. Стив Джобс тоже в тонкости владел многими произвоидственными процессами. Гугль вообще не берёт профессиональных менеджеров а предпочитает воспитывать их сам.
В целом немецкая экономика более успешна чем американская, и непонятно почему немцы при этом должны заимствовать американский опыт. БМВ превосходит по качеству любой американский автомобиль именно потому что в его создании принимают участие в основном инженеры.

Состоянии дел в ИТ индустрии - это отдельная тема. Действительно немецкая метода управления плохо подходит к созданию ИТ - продуктов. Иммиграционная политика тут не причём. Специалисту сегодня гораздо легче получить визу в Германию, чем в какую любую другую страну.

10/11/2015
ОТВЕТИТЬ
Алексей

Думаю, все же серию статей стоило бы озаглавить как "мои неудачи и моя ненависть к Германии", а не "мифы о Германии". Не стоит все-же писать так категорично, основываясь на своем неудачном опыте и опыте нескольких других людей. Данная выборка просто нерепрезентаитвна. А-ля "у меня не вышло, у знакомого не вышло, у вас не выйдет и вообще все плохо".

На примере моей компании, могу сказать, что по-меньшей мере два топменджера - иностранцы, коммерческий директор - китаянка, в руководителях подразделений полно иностранцев. И прошу заметить, что не все из них имеют престижное образование. У людей есть опыт, навыки, они результативны - этого достаточно, что бы занять вакантное место.

По каждому пункту можно написать много чего, но особенно порадовало, что уровня Б2 недостаточно, что бы занять приличное место, где требуется знание языка. Б2 - это вообще не уровень, это капля в море. Сдать экзамен и свободно выражать свои мысли, без ошибок и промедления, владея лишь грамматикой уровня Б2 - это две принципиальные разницы.

Вообще, сдается мне, что автор этой заметки, никогда не жил в Германии. Взять хотя бы вот это утверждение "уровень доходов после налогов столь низок, что все преимущества (бесплатное образование, почти бесплатное медицинское обслуживание полностью нивелируются)". Уж кандидату, претендующему на роль менеджера, должно быть известно, что налоги, не такие уж и высокие в Германии. Львиную долю составляют обязательные медицинские и пенсионные отчисления. И медицинское обслуживание в Германии не бесплатное - за него люди платят из собственного кармана, впрочем, как и в США и как во многих других европейских странах. 15.5% от зарплаты - это, ну, никак не "почти бесплатное медицинское обслуживание".




08/11/2015
Степан Бабкин

15.5% от зарплаты - это общая сумма взноса, из которой работник платит только половину.

Итого - около 8% зарплаты за то качество и количество медицинских услуг (все члены семьи тоже застрахованы), которое предоставляется в Германии работающему человеку - это именно что почти бесплатно. А неработающему - совершенно бесплатно.

08/11/2015
ОТВЕТИТЬ
Алексей

Комментарий не для публикации.

Степан, Ольга, до недавних пор я частенько посещал ваш блог, перечитывая полезные статьи прошлых лет. Но как только появилась писанина "Ивана Гора", которая больше смахивает на писанину ольгинских троллей, у меня пропало всякое желание, навещать ваш блог. Я вообще, не понимаю, зачем вы все это публикуете, если к жизни в Германии это не имеет никакого отношения вовсе. Это просто бред сивой кобылы.
Уж, если вам самим писать нечего, то пусть лучше блог вообще не обновляется, чем обновляется таким вот посредственным контентом. Хотя бы останется приятное послевкусие, а не полное отвращение.

У всех бывает творческий кризис, но не стоит скатываться до уровня статей желтой прессы, да еще и не своих.

Удачи и всех благ. Ваш читатель.

08/11/2015
Степан Бабкин

Здравствуйте, Алексей

Просто меня в комментариях одно время упрекали - пишите только хорошее о Германии. И тут Иван попросил опубликовать его рассказы. ОК, для баланса вполне сойдёт, подумал я.

Кому-то, наоброт, нравятся статьи Гора, их обсуждают.

В этой жизни нет ничего идеального. Если Вам не нравится какая-то статья на сайте, Вы можете её не читать. Никто ж не заставляет. Если из более 200 статей не нравятся только 7 или 8 статей Гора - это прекрасный результат для проекта! Это менее 0,5% контента сайта.

К тому же, это точка зрения одного из реальных жителей Германии, я с ним сам несколько раз разговаривал. Такой вот человек, так он видит. Я не собираюсь отказывать ему в публикации только потому, что кому-то это может не понравиться. Если мне нравится текст, если мне он кажется чем-то полезным - я его публикую.

Этому сайту уже более пяти лет, аудитория только растёт, несмотря на то, что я вообще-то мало им занимаюсь в плане текстов - слишком много времени отнимают комментарии. Каждый текст - это новые вопросы - я просто не хочу больше писать, чтобы ещё больше загружать себя. Поэтому любой автор, который безвозмездно хочет опубликовать свой хороший текст и потом отвечать на комментарии с моей стороны только приветствуется.

Содержание статей Гора спорное, да. Но по фактам - вранья нет. Факты имеют место быть.

Всего доброго

08/11/2015
Степан Бабкин

P.S.: что публиковать, а что нет на этом сайте решаю только я.

P.P.S.: а кто такая Ольга?

08/11/2015
ОТВЕТИТЬ
Тимур

Любопытно, узнать кем работает автор статьи и какие деньги он зарабатывал на родине. У меня сложилось такое впечатление, что Иван пожил помимо Германии то же и в США. Чего интересно там не остался раз там так хорошо?

А вообще большое спасибо Степану Бабкину за этот сайт. Я сам 2 недели как приехал в Германию по Голубой Карте. Очень помогла информация с этого сайта.

В моем случае зарплата может и не высокая, но по сравнению с Российскими зарплатами не сопоставимы, если в Москве может и можно найти что то аналогичное по деньгам, и то маловероятно (после того как рубль обесценился), то в других городах вообще без шансов.

18/10/2015
ОТВЕТИТЬ
Elena

Присоединяюсь к комменту Вики от 16.09
Ребята, да что же вам, блин (пардон муа за мой французский) так хочется чужой монастырь своим уставом подправить? Да живите вы в своем монастыре, коль скоро в этом вас не ценят!

05/10/2015
ОТВЕТИТЬ
Юлия

Чистейшая правда! Автору респект столкнулись со всем выше описаным. Это рай для мигрантов из бедных странжелающих жить на пособие, иностранца с ВО и знанием языков не оценят по достоинству!
Турки и арабы - велкам :)

05/10/2015
ОТВЕТИТЬ
Михаил

США - бесспорно, лучшая страна.
Однако у Германии есть большой-большой плюс.
В Германию очень легко попасть. Кому угодно.

19/09/2015
ОТВЕТИТЬ
Вика

Добрый вечер, спасибо за сайт,очень много интересного и полезного,но ваши мифы это что то! У меня вопрос к вам Иван, а что вы здесь делаете в Германии то? И на английском здесь с вами не говорят. И как супер специалиста не ценят.Ну так чего же вы не едете в Америку?Россию? Ну уезжайте туда где для вас лучше, ну чего же вы тут так мучаетесь?

16/09/2015
ОТВЕТИТЬ
Дмитрий

Мне кажется, что "россия" в умах европейцев не очень-то ассоциируется с топ-менеджментом, только и всего. С тем же успехом можно представить топ-менеджера чукчу, таджика или киргиза в московской компании - будут ли рассматривать его при приеме на работу? К топ-менеджеру из Штатов или UK отношение в немецких компаниях вероятно было бы более лояльное.

При прочтении текстов возникают 3 вопроса:
- Такое ощущение что автор умудрился собрать весь негатив, какой только смог. Например почему ему делали рабочую визу полгода? Даже обычный инженер по BlueCard получает ее максимум за 1-2 месяца, а для высокооплачиваемых специальностей процесс вроде еще легче.
- Возникает чувство (хотя может я неправ), что автор изначально имея высокий (для РФ) доход, ожидал к себе супер-трепетного отношения, лимузина и ковровой дорожки к самолету. Но видимо доходы, которые считаются Luxury в РФ, вовсе не являются таковыми в Европе, и малиновым пиджаком с золотой цепью там никого не впечатлить (шутка).
- Во многом написано правильно относительно сложности налогов и прочего. Но если в Германии все так плохо по сравнению с той же Скандинавией или США, зачем автор так мучает себя и живет там? Ведь границы открыты, никто не держит, а с зарплатой топ-менеджера можно много где вполне неплохо жить...

16/09/2015
ОТВЕТИТЬ
Maxim

Согласен с многими пунктами этой и предыдущих статей. Как и везде, в Германии есть минусы. Но альтернатив я не вижу. В США выше уровень преступлений, выше неравенство, рассовая напряженность, более десяти миллионов иммигрантов из Мексики, часть которых не говорит по-английски и живет в диаспорах. Мед. страховки, которые используют всевозможные лазейки, чтобы не оплачивать мед. услуги, если у тебя pre-existing condition, то или не покрывается или будешь гораздо больше. Миллитаризация полиции и их низкая квалификация. Частные детские сады, которые мало контроллируются. Заоблачные цены на высшее образования и студенческий долг, от которого не спасет даже банкротство. Можно продолжать долго, т.к. я не первый год смотрю на штаты. Есть шоу Last Week Tonight на HBO, они выкладывают часть на ютуб. Каждый выпуск они освещают конкретную проблему в штатах, рекомендую.


Ситуация с беженцами в Германии немного напоминает ситуацию в США, когда через границу переходят несовершеннолетние латинос без родителей, чтобы пройти по программе Deferred Action for Childhood Arrivals (DACA). Более полумиллиона детей получили вид на жительство по этой программе с 2007 года. В 2012 Обама провел амнистию для нелегальных иммигрантов, более полумиллиона получало social security номера и соотвественно права на social security. В прошлом году Обами внес изменения в DACA и ввел программу DAPA в результате чего более 3.5 нелегальных иммигрантов могут легализоваться.

15/09/2015
Иван Гор

Максим, спасибо за комментарий,

В США много проблем, возможно, они даже более серьезны, чем проблемы ФРГ. Страховка и медицинское обслуживание одни из самых больших проблем США. Однако, если Вы работаете на хорошую компанию менеджером (например, Amazon, Google, Cargill , McKinsey and so on), то такая страховка покроет почти все ваше медицинское обслуживание, не будет больших co-payments, pre existing conditions будут появляться только в течение первого года жизни в США.

Преступность в США очень ограничена территориально. Не надо ходить в преступные части города в ночное время, и все будет нормально. С полицией в США я общался в нескольких городах, впечатление гораздо лучше, чем от полиции в Берлине. Плохие исключения есть везде.

Я, вообще, в целом рекомендую канал HBO. Там регулярно идут очень хорошие передачи и сериалы. Если бы в ФРГ говорили на английском, все бы забыли местные каналы и масс-медиа, потому что англо-язычная журналистика и развлекательные каналы гораздо интереснее и сделаны на уровень профессиональнее немецких. Также советую NBC, CNN и BBC. По Discovery всегда можно увидеть очень хорошие документальные фильмы свободные от кривого немецкого перевода.

Проблема нелегальной иммиграции будет в любой стране только расти, США здесь не исключение. Альтернатива всегда есть. Решение здесь - это пытаться быстро реагировать на изменения, адаптировать законодательство и принимать быстрые меры, чего ФРГ пока не делает. Нужно копировать все лучшее, что есть в США и избегать проблем, которые есть в США. К сожалению, локальные политики не хотят исполнять своих обязанностей в полной мере.

15/09/2015
ОТВЕТИТЬ
Alex

Хочется отметить, что в статье присутствует сильный субъективный оттенок. У меня такое было при переезде в Германию и проблемах с поиском работы. Позже, когда все наладилось, то и мнение как-то само собой улучшилось :)
Теперь позволю себе прокомментировать отдельные моменты. Основной - это то, что в заголовке говорится о карьере менеджера, а в статье какой-то салат из IT, чиновников, налогов, Скандинавии и т.д.

Немецкий язык. Чем больше я его учу, тем больше понимаю, что немцы в этом вопросе правы и знание немецкого дает не только пропуск к поиску хорошей работе, но и в целом позволяет улучшить кругозор и узнать многое из великой немецкой культуры. От того, что иностранец живя в Швеции и разговаривая на работе по-английски, 'шведом' он не становится, а потребляет только свою потребность в заработке денег 'за границей'. Германия все же националистическая страна (или даже нацистская), тут действительно много где имеет место национальность. И в этом все же есть преимущество, т.к. в Германии живут немцы, в России - русские, в США - все понаехавшие. Делать из Германии еще одни штаты никто не собирается, поэтому и общаются здесь на немецком и предпочтения отдают немцам. Это, безусловно, следует учитывать при иммиграции в Германию.

Про чиновников, которые работают не более 40 часов в неделю и с отпуском в 30 дней сказать что-то конкретное не могу. Но вот у меня супруга два месяца назад нашла работу инженером, работает максимум 40 часов в неделю, имеет 30 дней отпуска. У меня 27 рабочих дней отпуска, но куда их тратить не представляю вообще. От себя еще добавлю, что в Германии все работают как-то не усиленно, никогда не перерабатывают, очень много отдыхают и работа почти всегда не первое дело. Например, у меня на работе отдельно взятые коллеги приходят к 10, с 12.00 до 13.30-14.00 обед, уходят в 18.00-18.30.

Иммиграционная политика Германии действительно какая-то загадочная. Почему-то они принимают так много необразованных арабов/мусульман. Может индусы изначально настроены на США и сами не хотят в Германию ехать.

Налоговое законодательство мудреное, наверное. Но это не помешало мне со знанием немецкого на уровне А2 заполнить самому и подать налоговую декларацию в первый же год пребывания в Германии. То, что она сложная слышу я только от немцев, которым это говорят налоговые консультанты, чтобы несмышленый немец не заполнял декларацию сам, а платил за это деньги. По-моему, немцы просто боятся ее заполнять сами (а в последнее время вообще самостоятельно производить всякие расчеты). Еще немцы считают русских самыми лучшими математиками. Поэтому, русскому человеку заполнить декларацию не составит никакого труда.

14/09/2015
Иван Гор

Алекс, спасибо за критику, хотел бы ответить по следующим пунктам:
1) Конечно статья субъективна, поскольку ее писал один человек, но, факты - упрямая штука. По данным Форбс http://www.forbes.com/business-schools/list/ средняя зарплата выпускника HBS 255,000 долларов в год. Стартовые зарплаты выпускника школы, которую я закончил 168,000 долларов в год. Вы в ФРГ видели такие зарплаты у менеджеров высшего и среднего звена? Может быть, Вы столько уже зарабатываете, поскольку хорошо знаете немецкий язык, но я со своим C1, пока нет. В США и даже РФ (до последнего кризиса) такой уровень дохода для выпускников этих школ является нормой. О чем говорить, если даже CEO крупной компании здесь в ФРГ зарабатывает не более 250 тыс. евро.
2) Салат, согласен, статью можно было лучше структурировать. Нужно учитывать тот факт, что в короткой статье невозможно детально описать все составляющие, поэтому вкратце пришлось, что создает впечатление мешанины. ИТ - очень важная тема, поскольку без ИТ инфраструтуры не может эффективно работать современная промышленность, не будет инноваций, не будет развития, соответственно не будет работы для менеджеров. ФРГ нужно сравнивать с более успешными в этом плане странами, поэтому - Скандинавия. Налоги, поскольку они сильно влияют на ведение бизнеса и наем сотрудников. Этот фактор включен в состав наиболее значимых факторов Global Innovations Index http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/economics/gii/gii_2012.pdf . Чиновники - в качестве сравнения с менеджерами. Если в стране чиновники зарабатывают больше, а работают меньше, то нет стимула становиться менеджером, а есть стимул становиться чиновником - случай ФРГ.
3) Согласен, немецкий учить нужно, но это не означает, что от опытных менеджеров, приезжающих на работу в ФРГ сразу нужно ожидать идеальный немецкий с пониманием диалектов. Наоборот, нужно опытным специалистам давать возможность интегрироваться и, вообще, вначале говорить только на общепринятом интернациональном языке - английском. Но в Германии о том, что интернациональным языком является английский почему-то все время забывают.
4) То, что Германия является, как Вы выразились "нацистской" страной - есть ОГРОМНЫЙ недостаток. То, что США - страной иммигрантов - ее ОГРОМНОЕ преимущество. За счет того, что в США нет явной дискриминации по национальному признаку, США привлекает лучших иммигрантов. Вспомните историю СССР и задайте вопрос, куда уехали лучшие научные сотрудники из СССР. То же самое происходит с Китаем и Индией. Остановить поток приезжих, переселенцев, беженцев и иммигрантов Германия в современных условиях не сможет. В будущем в ФРГ будет приезжать все больше и больше иммигрантов. С этим нужно не просто смириться, а использовать во благо. Нужно не пытаться запираться и дискриминировать нормальных людей, а наоборот, приглашать лучших - ввести английский язык вторым официальным языком, как это сделали в Сингапуре или Нидерландах, ввести рейтинговую шкалу для иммигрантов - лучше образование, лучше средний доход, лучше возраст - больше баллов. Иначе будут приезжать те, кто сейчас едут, и ФРГ превратится в страну третьего мира с доминирующей религией ислам (против Ислама ничего не имею).
5) Индусы не настроены жить в Германии, потому что здесь считают, что все должны говорить на немецком с самого начала и по причине дискриминации по национальному признаку.
6) Налоговое законодательство не просто мудреное - оно устарело, его нужно перестраивать и модернизировать. Я уже писал о том, что даже с налоговым советником мы полгода спорили с Финанс Амт, что моя декларация заполнена правильно. О чем Вы говорите, если даже чиновники Финанс Амта до конца не понимают, что они делают? Если у Вас есть, что декларировать, есть возможность использовать налоговые вычеты, Вы поймете насколько это непросто. И согласен с Вами, за счет этого супер сложного законодательства обычные граждане вынуждены платить налоговым советникам фактически за то, чтобы получить обратно деньги, которые им и так уже принадлежат по закону.
7) По поводу отпуска, согласен - здорово. Но я лучше бы, как в США 2 недели отпуска предпочел, но карерный рост и нормальную менеджерскую зарплату (минимум 120 тыс. евро в год плюс бонус 30 - 100%).

Надеюсь, что мои объяснения приемлемы и больше прояснили представленную в статье информацию.

14/09/2015
ОТВЕТИТЬ
lina

Иван, не люблю поддерживать упаднические настроения, но тут вынуждена признать, что вы правы. Даже немцам (русским немцам) не всегда удается быть востребованными у коренных немцев - как пример знакомый из переселенцев уже 15 лет в Германии, 3 года оставался безработным имея экономическое высшее образование, полученное в Германии и владея 4 (!) языками из которых русский и немецкий шли как "родные".
"В-пятых, уровень доходов после налогов столь низок, что все преимущества (бесплатное образование, почти бесплатное медицинское обслуживание, низкие цены на качественные продукты питания и одежду) полностью нивелируются." - хочется добавить, что в связи с потоком "беженцев", самый главный плюс Германии на фоне вами указанных минусов - стабильность, также приказал долго жить. К моему огромному сожалению.

14/09/2015
ОТВЕТИТЬ